Свободное время  •  30 июня 2021, 11:02, последнее обновление 5 июля 2021, 11:33

Фильм омского режиссёра получил награду на Международном кинофестивале

Документальная картина режиссёра Владимира Головнёва стала единственным российским фильмом, заявленным в основной конкурсной программе фестиваля "ДОКер 2021".

Новая работа режиссёра Владимира Головнёва получила спецприз жюри VII Международного фестиваля документального кино DOKER. В основной конкурсной программе фестиваля было представлено 11 работ от режиссёров из разных стран мира. Единственным российским фильмом, включённым в программу, стал фильм Владимира Головнёва - "Дальний план"(16+). Это три новеллы о том, как кинематограф влияет на жизнь жителей российских сёл. Одна из трёх частей картины снималась в Омской области.

Первая полнометражная документальная лента режиссёра, в основном снимающего короткометражные фильмы, удостоена специального приза жюри "ДОКер-2021". В состав жюри этого года вошли Николаус Гейрхальтер (Австрия), Джордана Берг (Бразилия), Майя Кузина (Россия).

Один из фильмов фестиваля этого года - остроумное наблюдение за героями и, в более широком смысле, дань уважения кинематографу, в целом заслуживает особого упоминания. Это фильм Владимира Головнёва "Дальний план". Мы благодарим Владимира за его стойкость, энтузиазм и любовь к российскому кинематографу, и желаем ему блестящей режиссёрской карьеры, - говорится на сайте фестиваля.

Премьера картины состоялась 20 июня в Москве, в киноцентре "Октябрь". 26 июня прошёл ещё один показ. Фильм собрал множество положительных отзывов и уже заявлен на участие в других крупных международных фестивалях.

 

Владимир Головнёв родился в Омске, здесь 15 лет назад начал карьеру режиссёра. Сейчас живёт и работает в Москве. Его фильмы не раз завоёвывали награды российских и международных кинофестивалей. В эксклюзивном интервью "Омск Здесь" он рассказал о своей новой работе, почему решил попробовать снять полный метр, о том, как родилась идея создания фильма. Способно ли кино действительно изменить жизнь и о том, как этот вид искусства повлиял на него самого.

- Десят лет назад ты из Омска уехал жить в другой город. Ты считаешь себя омичом сегодня?

- Я всегда так говорю. Конечно! Я же родился и учился в Омске. Здесь же начал заниматься кино в 2005 году. Несмотря на то, что с 2011 года я живу в других городах, в Омске я бываю часто. Присутствую на всех кинофестивалях, проводимых в родном городе, и делаю это с удовольствием. Более того, это для меня приоритет. Если зовут в Омск, всегда находится время, всегда перестраиваются графики. Ни на что так не находится время, как на то, чтобы посетить Омск (улыбается).

- Документальный фильм "Дальний план" - твоя первая полнометражная работа. 67 минут. До этого ты снимал короткометражки. Как возникла идея этой работы?

- Долгое время я считал, что документальный жанр для полнометражки - это исключительный формат. Чтобы оправдать длинный хронометраж в документалистике, нужен какой-то очень серьёзный повод. Я, как режиссёр, выбирал формат получасовых фильмов. На мой взгляд, они удобоваримы для любого просмотра: и в зале, и в интернете, и по телевизору. Друзья-документалисты начали задавать мне вопрос, когда я уже сниму полный метр. И я решил попробовать. Во время дружеских посиделок зашёл разговор на тему, а как работает кино? Как вообще искусство работает? Есть от этого польза какая-то? Если есть, измерима ли она? Что и как меняет кино? Знаешь, бывают такие внезапные разговоры, когда правду почему-то и непременно хочется найти.

- По сути, вы решили кино измерить кино?

- В России с 2015 года в небольших городах и сёлах начали открывать современные 3D-кинотеатры. Где-то строят, где-то реконструируют старые дома культуры. Интересно было посмотреть. Это ведь не то же самое, что кинотеатр в большом городе. В глубинке наиболее ярко видно, влияет ли кино на зрителя. Не было кинотеатра на селе несколько лет и даже десятилетий, и вот оно появилось. Мне, как режиссёру, интересно было увидеть, а помогло ли это изменить как-то людей, живущих в этих сёлах? Если да, то как? С этого всё началось. Далее, мы (съёмочная группа - прим. ред.) сели в машину в Москве и поехали по окрестным областям, заезжая во все кинотеатры, которые встречали на пути. Это было лето, и мы видели в залах не так много людей. Иногда было совсем пусто. В итоге героев для фильма нашли в Тульской и Омской областях, а также недалеко от Воркуты. Три героя. Каждый уникален, и всех их объединяет одно - любовь к кино.

- Кого и почему выбрали героями для картины?

- Одна история снималась в рабочем посёлке Тёплое Тульской области (расположен в 66 км к югу от Тулы - прим. ред.). Там нашёлся уникальный герой Саша. Ему 35 лет. Он работает киномехаником в местном кинотеатре. Саша - потомственный алкоголик. В его семье пьют династийно. Но с ним произошла уникальная вещь - он увлёкся кино. И одна зависимость заменила другую. Он начал жить как персонаж фильма. Он смотрит кино, показывает кино, думает о кино. Прекрасный человек и безумно талантливый. Он собирается снять свой сериал. Закатывает рукава и приступает к реализации. Герой его картины - активист-киношник, живущий в селе, откуда все уезжают. И он один всех убеждает, что кино спасёт мир.

Вторая сюжетная линия в "Дальнем плане" - энергетически сложная. Её снимали недалеко от Воркуты. Посёлок городского типа Воргашор. Самолёты туда не летают, можно только на поезде. Оттуда люди уезжают. Совсем. Посёлок вымирает. Там закрыли больницу, полицию, стоят брошенные дома. В некоторых многоэтажках живёт по одному человеку. И вдруг посреди этого посёлка появляется современный кинотеатр. В Воргашоре мы нашли те моменты, которые наиболее остро показывают, как работает кино.

 

Третья сюжетная линия и третий регион, где мы вели съёмки - Омская область. Мы снимали фильм на средства президентского гранта - "Достоевский. Сибирская тетрадь" (2020 год). Встретились с руководителем омского БУК "Киновидеоцентр" Сергеем Валентиновичем Фамильцевым, который собирался ехать в районы области, смотреть работу сельских кинотеатров. И мы отправились с ним. Эта поездка по районам Омской области стала связующей нитью для фильма "Дальний план" - куратор-наблюдатель ездит по сёлам и выясняет, как работают кинотеатры. Героя для третьей новеллы мы нашли в посёлке Москаленки. Это киномеханик "дядя Саша". Он один из немногих, кто настолько истинно верит в кино, что готов бросать вызов всему современному миру. Ему говорят: "Дядь Саш, уже у всех есть интернет, доступ к торрентам, кинотеатры не нужны". А он бьётся за кино. Трудно, не богато, пустые залы, но кино для него - это целая жизнь, большой смысл. Это человек-альтруист, который вопреки всему продолжает делать своё дело. И это делает его человеком уникальным. Кстати, дядя Саша вызвал восхищение у всех, кто смотрел премьеру в Москве.

- Как появилось название "Дальний план"?

Вначале было рабочее название - "Кинотеатр". Итоговое название возникло позже. Мы снимали героев на дальнем плане. Раз. Истории - это некая "игра в долгую". Не один момент. Два. И третье - мы посмотрели куда-то далеко, куда редко смотрит камера. Как-то связалось всё на уровне образов и получилось название "Дальний план".

- Что ты, как режиссёр, хотел сказать этой работой?

- Меня всегда учили, что на этот вопрос режиссёру категорически нельзя отвечать (смеётся). Ценным кино делают смыслы, которые в нём находят зрители. У каждого смысл свой. Чем больше отклика, тем качественнее кино. В фильме "Дальний план" есть ключевая фраза - "кино меняет жизнь". Я лично хотел увидеть и понять, как это происходит. Это не так празднично. Мол, пришло кино в глубинку, и хэппи энд. Отнюдь. Фильм довольно тяжёлый и смелый. У меня были сомнения, как картину воспримет власть. Программа открытия кинотеатров на селе реализуется на федеральные средства. Восприняли положительно и даже рассматривают его как действенное средство для развития программы.

- Сам как думаешь? Действенное средство?

- Понимаешь, здесь мало выделять гранты и открывать кинозалы в сёлах, которые практически вымирают. Есть кинозалы, где за месяц бывает 10 зрителей. То есть в день не получается даже человека. К этому мало только деньги прикладывать. Нужен другой подход. А вот какой? Тут уже начинается длинный диалог. Другой организм начинает жить.

- Чего не хватает нашему российскому кино?

Конечно, бюджеты российских фильмов отстаёт в сумасшедшие разы от голливудских. Потому трудно конкурировать на мировой арене в ценовой, а из-за этого и в весовой категории. Не хватает спокойствия в производстве. Многое встало на коммерческие рельсы, что логично. А из-за этого сокращаются сроки производства, и идёт ориентация на потребителя. Попробую сравнить, чтоб понятнее… Например, советские фильмы. Они создавались в другой эпохе, при другом ритме. Они такие тёплые и солнечные, потому что не были сделаны на рынок. Они были сделаны с любовью к искусству, и задачи у них стояли масштабнее. Человечнее, что ли. Этого, наверное, сегодня не хватает современному российскому кино. Что касается документального кино, ему сегодня не достаёт проката. Возможно, ситуацию изменит развитие онлайн кинотеатров, но пока этого мало, чтобы оживить индустрию.

- Что главное в кино для тебя?

- Ритм и послевкусие. Мне почему-то кажется, что кино - это визуальная музыка. Не подложка музыкальная, а особенная вибрация, которая возникает. Может не быть сюжета, может не быть привычно выстроенной драматургии. Но если есть эта энергия, появляется послевкусие, когда на выходе из кинотеатра становится ясно - мир уже не станет прежним. Это редко бывает.

- Как изменило тебя кино и работа в этой сфере?

- Дело в том, что оно меня как такового не меняло. Кино в моей жизни появилось, потому что оно подстроилось под мой ритм и стало частью моего образа жизни. Кино - это не то, что я пришёл, и меня изменило. Кино - это образ жизни, который предполагает много коммуникаций с людьми, много вглядывания. Отсматривая отснятый материал, я очень внимательно изучаю человеческие реакции, живые сцены: когда спина врёт, когда глаза врут, когда герой видит мою камеру боковым зрением и уже неестественен. Вот эта постоянная работа с человеком, такое вглядывание в человека в сочетании с постоянными поездками, разными географическими реальностями, новыми переживаниями, эмоциями, чувствами - создаёт определённый образ жизни. Кино постоянно меняет. Постоянно куда-то двигает. Поэтому мне интересно производить кино, потому что это совпадает с моим желанием так жить.

Ближайший год картина будет путешествовать по разным регионам. На днях стало известно, что фильм отобрали на участие в XXI Международном фестивале документального кино "Флаэртиана" в Перми. И пригласили стать фильмом-закрытием юбилейного фестиваля нового российского кино "Горький fest". Фестиваль запланирован на конец июля, но из-за эпидемиологической обстановки возможны изменения.

Владимир Головнёв обещает привезти "Дальний план" в Омск уже к концу этого года. Тогда же фильм станет доступен широкому кругу зрителей.

Над созданием фильма "Дальний план" работали:

  • Режиссёр и продюсер - Владимир Головнёв
  • Оператор - Никита Аниськин
  • Режиссёр монтажа - Константин Ларионов
  • Художник - Анастасия Головнёва
  • Титры - Анна Молодцова
  • Звукорежиссёр - Евгений Чемакин.

Фото предоставлены Владимиром Головнёвым

Читайте также