#влюблённыевкниги: история народа через историю одной семьи

Сегодня в нашей рубрике #влюблённыевкниги история развития целых стран, рассказанная через судьбы людей, живших в этих странах в определённое время.

Советская Россия, Китай Мао Цзедуна, молодое государство Израиль. В сегодняшней подборке собраны книги, в которых через судьбы героев отражаются глобальные процессы, происходившие в этих странах. Обычные люди - сибиряки, китайцы, евреи, жизнь которых показана на фоне исторических событий ХХ века. Эти книги наполнены трагедиями и радостью, невероятными событиями и чувствами, важными подробностями и колоритными персонажами. Самое ценное то, что все авторы писали о том, что сами хорошо знают. О тех людях, с кем были знакомы, о тех местах, где жили сами.

"Любавины", Василий Шукшин

Книга состоит из двух частей. Первая часть. 30-е годы ХХ века. Алтайская деревня Баклань, в которой живёт семья Любавиных - отец и четыре сына. Зажиточные кулаки. Про таких людей моя бабушка говорила - "кипяток"! Мрачные, злющие, с норовом, вспыхивают от любого косого взгляда, неосторожного слова. Свирепые и страстные, они не умеют договариваться. Мучают друг друга, мучаются сами. Такие не гнутся. Такие только ломаются. Как противовес Любавиным - молодой Кузьма. Идейный, коммунист, весь из себя честный и по-советски правильный. Этим он меня регулярно раздражал. Наверное в то время, когда была написана эта книга, фигура Кузьмы воспринималась по-другому. Шукшин писал "Любавиных" в 1961 году, романтизм коммунистической идеи был ещё силён. Вспоминались советские фильмы про вихрастых революционеров, прекрасных, всегда правых, почти святых борцов с "кулацкими выродками". Вторая часть книги всё о той же деревне, постаревшем Кузьме, и потомках тех самых неистовых Любавиных. И опять - идейные коммунисты, которые только и думают о судьбах народа, честные, работящие парни. И, на другом полюсе - взбалмошные, запутавшиеся товарищи, которые рано или поздно возвращаются в лоно большой советской семьи. Если бы не деревенский диалект жителей Алтая, авторский стиль и череда невероятно колоритных персонажей, эта книга была бы похожа на советский фильм, где обязательно играл бы Николай Рыбников. Но Шукшину удалось из по сути пропагандистской истории сделать человечный, правдивый, многоцветный роман, который очень интересно читать. Герои отлично прописаны, запоминаются с первых же страниц. Язык повествования мощный, яркий, каждое слово, каждая фраза на своём месте. Ни одной скучной, заунывной строки. Сила духа Шукшина чувствуется в его книге, в мощи его героев. Отдельное место в моём сердце заняли описания местности, природы, гор и Катуни. Каждый год бываю в этих местах, и никогда не могла словами передать силу и красоту этих мест. А Шукшин так правдиво и точно про них написал, что у меня почти наворачивались слёзы. Однозначно рекомендую!

"Дикие лебеди", Юн Чжан

Бывают книги интересные, увлекательные, познавательные, тонкие, душевные, оптимистичные. А бывают книги такой силы и мощи, что после них "отходняк" несколько дней. Вот такая книга "Дикие лебеди". Бывают книги, которые долго несёшь в себе, но про то, что понял из них, хочется молчать - так тонко оно, дорого и неуловимо. А бывают такие, про которые хочется говорить, обсуждать, рассказать всем, чтобы все узнали, прочли, увидели, почувствовали, поняли. Вот такая книга "Дикие лебеди". В ней Юн Чжан через историю своей семьи рассказала историю Китая ХХ века. Драматичную, кровавую, парадоксальную. Бабушка - наложница генерала. Родители - чиновники коммунистической партии Китая, фанатично преданные идее вначале и жестоко пострадавшие от этой партии во время "культурной революции". Сама Юн Чжан, успевшая побывать хунвейбином, "босоногим врачом", крестьянкой, электриком и дочерью репрессированных родителей, прошедшая путь от обожествления Мао до критического взгляда на всё, что происходило с ней, её семьёй и её страной. Беспристрастность и даже отстранённость рассказа производят интересный эффект. Из-за простоты слога, почти полного отсутствия смакования боли и иногда даже сухости описаний страшных вещей включаются не эмоции, а, скорее, разум. Охватывает ужас какой-то всеобъемлющий. И сочувствуешь уже не просто одному человеку и его боли, а всему огромному народу, как будто видишь сразу много-много страдающих людей. Поражает абсурд, гротескность правил, законов и требований. Не укладывается в голове античеловечность порядков, унижение во всенародном масштабе. И на этом фоне - невероятное обожание, обожествление тирана. Это крутейшая книга, после которой возникает миллион мыслей, вопросов и размышлений. О роли личности в истории, о доле персональной ответственности каждого за то, что происходит в стране, о пределах человеческого подчинения, подавления, страха. О том, что худшие сцены из антиутопий Хаксли и Оруэлла вполне имеют место в реальности. О том, что демоны живут внутри человека, и как только становится можно, вылезают из него в наиболее уродливой форме. А уж если исторический контекст способствует, они правят бал среди миллиардного народа. О том, как человек может обманывать и уничтожать сам себя, своих близких, свою историю и Родину во имя идеи. О том, куда может завести следование идее, без привязки к жизни. О том, что идея, отвергающая любовь во всех её проявлениях, пожирает своих адептов. О том, как противоречива, уродлива, прекрасна, страшна, сильна и труслива природа человека. О том, что проявления людей могут принимать немыслимые формы, до которых не додуматься самому извращённому фантазёру. В общем, это книга-шок, книга-исповедь, книга-ужас. И в то же время книга-урок на все времена, для всех людей.

"Русский роман", Меир Шалев

"Русский роман" - о том поколении переселенцев, которые прибыли в Палестину из России незадолго до Первой мировой войны, чтобы возделывать землю и возрождаться как народ. Книга о том, как их утопические представления и идеи о счастливой жизни на своей земле столкнулись со зловонными болотами, малярийными комарами, бесплодной почвой, голодом, болезнями и смертями. Как из этой пустынной земли они сделали сад. Как основывались деревни, разводилось хозяйство и возделывались поля. Как они выживали в тяжелейших условиях. Как росли их дети и внуки, и как идеи этих пионеров-переселенцев создали цветущее государство Израиль. Это одна, очень интересная и познавательная сторона. А вторая сторона книги, ещё более привлекательная для меня - это человеческие взаимоотношения, людские судьбы, ярчайшие характеры и странные персонажи. Здесь есть старый учитель Пинес - любитель и знаток насекомых, заботливо воспитавший всех детей деревни. Высохший маленький дедушка Миркин, взрастивший огромного внука-силача. Красавец, любимец женщин и насмешник Ури. Циркин-Мандолина и его жена-активистка Песя. Эфраим - исчезнувший дядя с искалеченным лицом и душой, носивший на плечах огромного быка Жана Вальжана. Бабушка Фейга, увядшая от недостатка любви. Чета Либерзон, обожавшая друг друга до глубокой старости. Рива Маргулис с манией чистоты. Мул Зайцер и кот Булгаков. Каждого из персонажей автор наделяет множеством уникальных черт. Они не перепутываются в голове, как часто бывает в семейных сагах, здесь каждый занимает своё уникальное место. Сюжет в книге нелинейный. Как будто автор вспоминает разные эпизоды и рассказывает-рассказывает их, забывая выдохнуть. И из этого калейдоскопа событий, описаний и чувств в конце концов складывается общая картина. И ещё одна яркая черта этой книги - в ней полно чудес. Кто-то назовёт этот стиль "магическим реализмом". В "Русском романе" есть ощущение, что жизнь - не прозаичная и простая штука, а наполненная волшебством, невидимыми нам связями и законами. Здесь много печали и грусти, много яда мстительности и обиды, но также много любви, заботы, преданности и иронии. Когда-то одна знакомая мне сказала: "Ты разлюбишь евреев, если поживёшь среди них в Израиле". Не знаю. Иногда, когда я читала эту книгу, у меня было такое чувство: слишком много для меня тут было сведения счётов, мести и обид. Но в конце концов я прониклась каким-то тёплым отношением к жителям этой книги. Евреи мне по-прежнему нравятся.

* * *

Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус.

Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".

Читайте также