Гостелерадиофонд России выложил в интернет фильм о промышленном развитии Омска и жизни горожан в конце 70-х годов. 27-минутный фильм создали весной 1977 года. Автором сценария стал Аркадий Локтев, в 50-х годах прошлого века окончивший ВГИК, режиссёр - Эдуард Филатьев, оператор Владимир Метелин.
Анна Луцкович (03:18 - 6:20)
Наталья Фадеева, дочь Анны Ивановны Луцкович:
В фильме она говорит, что фабрика для неё дворец - всё так и было. Когда я была маленькой, приходила к маме на работу, обедала в заводской столовой. Мы жили тогда в Кордном посёлке, недалеко от предприятия. Я до сих пор помню цеха, гул фабрики, его даже на улице было слышно. Мама работала по 8, по 12 часов в день. Её жизнь вращалась вокруг фабрики и двоих детей - меня, Натальи, и брата, Валерия.
На тот момент руководителем предприятия был Иван Подковка - хороший управленец, много сделал для сотрудников, все в то время получали жильё. В Кордном посёлке строился дом для пожилых людей - ветеранов предприятия. В нём была своя прачечная, столовая. Но достроить его, к сожалению, не успели - пришла перестройка. Руководители стали меняться, предприятие постепенно обанкротилось. Кстати, последняя встреча всех сотрудников произошла в 2000-х годах. На ней присутствовала и мама. Из жизни она ушла в 2014 году. Фабрику ей, как и всему Кордному посёлку, было очень жалко. Сожалели и сотрудники предприятия "Омскшина", которое было по соседству, там столько было общих семей. Мой папа, Луцкович Анатолий Фёдорович, работал на "Омскшине".
Как передовик производства мама съездила на XXIV Съезд КПСС в Москву. У неё были потрясающие впечатления, около 10 дней она пробыла в столице. Мой брат служил в тот год в Подмосковье, в ракетных войсках. Мама очень хотела к сыну. В гостинице ей сказали: "Утром вас будет ждать машина". Их везли кругами, видимо, не случайно. В части она выступила перед солдатами, встретилась с сыном, очень счастливая приехала в гостиницу. После маминого визита брату дали отпуск на 10 дней. Когда Валерий на поезде подъезжал к Омску, на перроне играл оркестр! Брат подумал, неужели его так встречают? А оказывается, он ехал на одном поезде с мамой. Встречали так её.
О том, что маму сняли в фильме, она не рассказывала дома. Я даже не знала, что он есть. В картине показали оживлённую улицу Ленина, в 70-х и 80-х годах она и правда была главной артерией города. Помню, мы с мамой там часто ходили по магазинам. Рада, что сейчас оживили эту историческую жемчужину Омска.
Да, к сожалению, город был в запустении какое-то время. Но сейчас всё же заметны какие-то изменения. Например, программа "Формирование комфортной городской среды" даёт какие-то результаты. Потихоньку отстраиваются площади, скверы. Но, чтобы в город стремился народ, нужно, чтобы ещё работали заводы и фабрики, налоги шли в Омскую область. А сам по себе город же хороший, как его можно не любить? И мама его любила.
Кондратий Белов (08:34 - 09:21)
В деревянном особняке на улице Чокана Валиханова расположился музей народного художника РСФСР, патриарха омской живописи Кондратия Петровича Белова.
Владимир Белов, директор Государственного музея народного художника России К. П. Белова:
- Моего деда, Кондратия Белова, много снимали, помню, в советское время был киножурнал "Сибирь на экране". Дед там часто мелькал. Это и понятно, он ровесник века, в 1977 году получил звание "Народный художник России". Кого же ещё снимать, как не его? Он видел Омск ещё в 1918 году. Не поверите, но недавно старший брат рассказал, что ему кинорежиссёр Сергей Герасимов даже предлагал роль в фильме "Тихий Дон".
Сейчас нет таких людей, как Кондратий Белов. Когда он шёл по улице, люди оборачивались, настолько статная фигура. Его судьба сложилась непросто, но интересно. Он воевал на стороне белых в гражданскую войну, затем перешёл в Красную Армию. Жил в Красноярске, где учился на художника, затем переехал в Омск, чтобы продолжить обучение в художественно-промышленном техникуме.
Многие ценные здания Омска он первый запечатлел на полотнах, например, Успенский собор (до того, как его разрушили большевики, построен на прежнем месте по инициативе Леонида Полежаева - прим. ред.), Серафимо-Алексеевскую часовню, дом, в котором сейчас находится его музей. К слову, когда сейчас решили восстановить Серафимо-Алексеевскую часовню, у нас брали его работы, чтобы посмотреть, как она выглядела. Это многое говорит о его отношении к памяти, к будущему города.
Красноречивей всего о любви к Омску расскажет забавная семейная история. К нам в музей как-то пришёл пожилой мужчина с внучкой. Глядя на портрет Кондратия Петровича, он сказал: "Я знаю этого мужчину". Я подумал, ну конечно, это Кондратий Белов! Он отвечает: "Не только поэтому. В молодости я работал водителем поливальной машины. Однажды рано утром мне навстречу выбегает пожилой мужчина и перегораживает дорогу, говорит: "Куда мчишься, посмотри, какой рассвет!". Это был Кондратий Петрович. Я сначала рассердился, а потом мы походили с ним, полюбовались омским небом, я давно не замечал омской природы"! Вот так дед мог вовлечь в прекрасное посторонних людей.
Владимир Белов
Омск конца 1970-х годов он видит красивым, зелёным. Я думаю, что и дальше он хотел его таким видеть: чтобы люди улыбались, а поливальные машины ездили по утрам. Радел за сохранение старинных домов - "деревянной истории" уходящего Омска. У нас сейчас любят ругать город, я считаю, это неправильно. Люди здесь живут прекрасные, он знал это. Если бы Кондратий Петрович оказался сейчас среди нас, он бы зашёл в свой музей, заглянул к товарищу - Алексею Либерову, потом в музей М. А. Врубеля, и нашёл бы положительное в нашей с вами реальности.
Кондратий Петрович - художник-пейзажист, вдохновение он черпал из сибирской природы. Любил много путешествовать по краю. Омское пароходство даже выделило ему с женой отдельную каюту. Он путешествовал до Салехарда, Ханты-Мансийска, посещал свою малую родину - село Пача (Кемеровская область).
Трудно, конечно, сравнивать прошлое и настоящее, в каждом времени были свои таланты, но хочется в работах современных художников больше реализма. Представляете, к нам в музей почти каждый день приходит женщина и смотрит на картины Кондратия Белова. Нам стало интересно, почему? Когда спросили, она ответила, что у неё давление от одного пейзажа снижается, настолько он настоящий.
Мы, к слову, предложили переименовать остановку "Голубой огонёк" в "Музей народного художника К. Белова" по одной стороне движения. Жители Центрального округа эту идею поддержали. В Сибири только ведь в Омске два народных художника (Кондратий Белов и Алексей Либеров), в остальных городах - по одному. К тому же в 2020 году будет 120 лет со дня рождения Кондратия Петровича.
Альберт Каримов (19:03 - 19:55)
Ляля Каримова, вдова Альберта Каримова:
- Омск в 70-х годах, помню, был такой уютный, зелёный. Проспект Маркса был усажен гладиолусами. Сейчас и представить себе это трудно. Я помню чистые, зелёные улочки, небольшие автобусы, вообще транспорта было не так много. У меня приятные воспоминания о том городе, хорошо было.
Ляля Асмановна Каримова
Альберт Михайлович был очень одарённым человеком, архитектором от бога. Он с отличием окончил школу, поступил в Новосибирский архитектурно-строительный университет. После 3-го курса как лучший студент отправился на стажировку в Лондон, был в Финляндии. В 1967 году поступил в аспирантуру в Москве, но корни тянули его в Омск. По возвращении ему предложили должность главного архитектора отдела по строительству и архитектуре, затем - главного архитектора города. Первым его проектом стал Концертный зал, за эту работу он получил в Омске квартиру.
Мы не пропускали ни одного мероприятия в филармонии, здание было его детищем. Альберт Михайлович был так счастлив, что горожане приходят туда, им нравится Концертный зал. Новая реконструкция ему уже не нравилась, акустику изменили, ещё какие-то моменты поправили.
Когда Альберт Михайлович был маленьким, его мама, Камилла Багрудиновна, рассказывала, что она приглашала в гости его друзей. Она любила разбрасывать игрушки по комнате: кубики, книжки, машинки. И наблюдала за ребятишками. И действительно, тот, кто любил книжки, представляете, стал журналистом, а мальчик, который больше всех играл в машинки, окончил автодорожный институт. А Альберт Михайлович любил кубики, что-то строил всегда, если разваливалось, он делал это заново.
Альберт Каримов всегда болел за город, ему хотелось, чтобы всё было идеально, строительство и архитектура отвечали запросам времени. Он до последнего дня переживал за Омск. Многочисленные рестораны, кафе, офисы - всё, что было построено в последнее десятилетие, ему не нравилось. Но как изменился Любинский проспект, он бы одобрил. Освещение в центре стало другим - красивым, Юбилейный мост отреставрировали неплохо. Плохо, конечно, что главного архитектора сейчас в городе нет, да и Союз архитекторов уже не тот. Альберту Михайловичу горько было это видеть.
Хотя в 2014-м где-то, во время подготовки к 300-летию города, мэр Омска Вячеслав Двораковский обратился к Альберту Михайловичу с просьбой посоветовать кого-нибудь на должность главного архитектора. Альберт, помню, сказал, что из всех омских специалистов на этом посту видит Александра Бегуна. Он считал его профессионалом, остро чувствующим потребности времени и города. Каримов даже разговаривал с Бегуном на эту тему. Договорились о встрече с мэром. Но в последний момент Александр Бегун на встречу не пошёл. Наверное, раздумал, а вторую кандидатуру он не смог предложить.
Альберт Михайлович с женой Лялей Асмановной
Альберт Михайлович очень переживал за город, понимал, что Омск должен двигаться вперёд, застраиваться. Представляете, ему даже пришлось снести родительский дом. Как архитектор он понимал, что на этом месте должен вырасти новый микрорайон. Его талант архитектора проявлялся во всём. Помню, когда наступала весна, то я пропадала на даче - высаживала рассаду, делала грядки. Он всегда брался мне помогать: ходил с линейкой, вымерял всё до сантиметра, натягивал везде веревочки, дорожки под размер моей ноги делал. Такой интересный, творческий человек был.
Он всегда много работал, до последнего что-то советовал, помогал проектировать, хотел сам написать книгу. Альберт Михайлович говорил: "До 80 надо жить, а уже потом - маразм", и смеялся. Много хотел в Омске видеть - и аэропорт, и метро, и Красногорский гидроузел. Он понимал, что это важные стратегические объекты для города. Но чувствовал, что вряд ли это уже увидит, застой какой-то в Омске мы наблюдали последнее десятилетие, его это печалило. Сейчас есть какое-то движение, хочется, чтобы оно только набирало обороты. К выпуску готовится книга об Альберте Михайловиче, я отдала 800 статей о нём и десятки фотографий омской журналистке Светлане Васильевой.
Памятник Фёдору Достоевскому. Скульптор Сергей Голованцев и архитектор Альберт Каримов
Пётр Зутис (14:16 - 16:05)
Дмитрий Петин, кандидат исторических наук, главный архивист Исторического архива Омской области, доцент кафедры "История философия и социальные коммуникации" ОмГТУ:
- Пётр Петрович человек с невероятной судьбой, в 1897 году в дореволюционной Латвии начинается его путь. Информации о Зутисе, как ни парадоксально, очень немного. В Первую мировую войну он оказался в рядах русской императорской армии. Служил достойно, был дважды ранен и награждён двумя орденами Святого Георгия - высшей военной награды Российской империи. Но в революционные годы, оказавшись в Петрограде, Пётр Зутис участвует в военном перевороте. Заступает на службу в органы безопасности Чрезвычайного комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков. А с рядами Красной армии в начале 1920 года попадает в Омск, где становится уполномоченным по общим делам, занимается расследованиями экономических преступлений.
Работа была непростая, спекуляций, взяток тогда было тоже немало. Чутьё и таланты Петра Петровича оказались очень полезными. Смелый, решительный, с боевым опытом, он пользовался доверием коллег. С 1922 по 1926 годы он возглавляет местные тюрьмы. Затем его заносит на должность начальника охраны Омской железной дороги. Эта полувоенная-полугражданская служба меняет его жизнь. Он поступает в Институт железнодорожного транспорта на инженера-строителя. И с 1936-го по 1942-й он возглавляет областную проектную контору (будущий "Омскгражданпроект"), совмещая работу с должностью главного архитектора города.
У Петра Зутиса тогда были колоссальные планы на Омск. Хаотичную застройку города он хотел упорядочить, сделать город не только красивым, но и современным, удобным. До Великой Отечественной войны ему удалось запустить первый трамвай в Омске. Представляете, им мы пользуемся и по сей день. Если окинуть взглядом его биографию, то видно, что у него были задатки талантливого управленца в любой сфере. Он умел подбирать коллективы, сглаживать любые ситуации.
Дмитрий Петин
Интересно, что в начале 1930-х годов, в период Большого террора, многих бывших чекистов отправляли в лагеря, тучи сгустились и над головой Петра Петровича. За положительный отзыв арестованного товарища его исключили из партии. Но ареста Зутиса за этим не последовало, и он продолжил работу. А перед войной он разработал генплан застройки Омска. На главных улицах города должны были вырасти многоэтажки, он выступал за лёгкие изящные формы построек. Но эти планы перечеркнула война. В городе началось форсированное строительство военных и промышленных предприятий.
О личной жизни Петра Зутиса сохранилось мало информации. С женой Анастасией Кирилловной они воспитывали племянницу, были ли у них свои дети, неизвестно. Пережив тяжёлые военные годы, город под его руководством всё-таки успешно застраивался. Был возведён жилой массив по улице Карла Маркса (площадки А и Б), построен дворец культуры им. Баранова, здание телецентра, застраивался городок Нефтяников, Чкаловский посёлок. Но главное, он провёл работы по теплофикации города, провёл питьевой водопровод в Тару.
С 1962 года Пётр Петрович был пенсионером, но сидеть без дела не хотел. В 1965 году Зутис возглавил проектно-сметную контору областного объединения "Сельхозтехника". Там он проработал до конца жизни. Прожил он достаточно долго, ушёл из жизни в июне 1977 года, как раз в год съёмки этого фильма. Так что это уникальные кадры, на которых мы видим свидетеля Первой мировой войны, революции, Гражданской и Второй мировой войны.
Я думаю, Пётр Зутис много думал о будущем и прошлом страны, Омска. Но в силу своей работы в органах госбезопасности он свои размышления не оставлял на бумаге. Но я уверен, что Зутис любил Омск, это подтверждают дела, следы которых мы видим в городе и по сей день.