"Омск Здесь" за кулисами Омского драмтеатра: чужие здесь не ходят

Почему мужская и женская гримёрки в театре находятся в разных концах, как в куполе театра оказался голубиный помёт и бывал ли на спектаклях сам адмирал Колчак - главный театр Омска приоткрыл завесу тайны для зрителей.

В сентябре омских театралов ждёт новый сезон. За несколько дней до старта 145-го сезона корреспондент "Омск Здесь" пришёл в Омский академический театр драмы, чтобы узнать, как артисты готовятся к сезону, и что таит в себе закулисье одного из самых красивых театров России.

Театр начинается с вешалки, и, пройдя через служебный вход Омского академического театра драмы, убеждаешься в этом. Сразу же оказываешься в маленьком гардеробе. Сложно представить, но когда-то на этом месте была парковка.

- Это достаточно уникальное место в театре. До 1970-х годов здесь, на месте служебного входа, театр кончался. Была стена, а за ней автомобильная парковка и двор. Та часть здания, где мы сейчас стоим, была пристроена позже, - рассказывает актёр театра Олег Теплоухов. - Условно театр заканчивался примерно там, где сейчас находится декорационный цех, - за кулисами.

 

И действительно, если пройти дальше по коридору - ко входу на сцену, то в кирпичной кладке над этим входом можно увидеть место, где когда-то был дверной проём. Раньше это был выход со второго этажа, где сейчас находятся литературная часть и кабинет главного режиссёра. Не было изначально на здании театра и лепнины, Крылатого Гения и скульптурных портретов Чехова и Достоевского над центральным входом. Да и само здание было не оштукатурено и покрашено. Коридоры служебного помещения были жёлтые, а не зелёные, как сегодня. Здание театра, каким мы знаем его сегодня, стало таким не сразу с года постройки (а это случилось в 1905 году), оно претерпело много изменений.

Стоя за кулисами, со сцены слышим: "С той поры, как создан свет, лучше свахи в мире нет!".

"Да, это он, - говорит Олег Александрович. - Это музыкальная репетиция спектакля "Ханума".

Работа над каждым спектаклем, будь он премьерный или нет, превращает театр в своего рода завод, где каждый цех - актёрский, инженерный, пошивочный, постановочный, костюмерный - выполняет свои задачи. Зритель никогда о них не узнает - только увидит итог их совместной работы.

Идём на сцену, где сразу же видим пульт помощника режиссёра - человека, который отвечает за спектакль. Помощников режиссёра в театре трое, и за каждым закреплено несколько спектаклей. Ключ от пульта находится только у них, и эту "коробочку", внутри которой много кнопочек, микрофонов и тумблеров, они открывают непосредственно перед спектаклем.

За сценой - декорационной цех, или, как его называют артисты, - декорационный сарай. Он находится там, где раньше заканчивался театр. Заведует всем этим старший машинист сцены Олег Подрезов, который работает в театре уже больше 30 лет. Установка декораций в день спектакля занимает в среднем от одного до нескольких часов, и над этим трудятся десять человек. Обязательны декорации и для репетиций.

- Здесь находятся декорации абсолютно всех спектаклей. Часть - в бутафорском цехе. Удобнее хранить их рядом со сценой, так как от перевозки они могут пострадать. Когда спектакль уходит из репертуара, какие-то декорации вывозят, какие-то перерабатывают для других спектаклей, - рассказывает Олег Теплоухов.

Во время спектакля все технические работы делаются вручную, без специальных автоматических устройств, в том числе и подъём декораций. В некоторых спектаклях рабочие выходят на сцену, и у них даже есть свой набор костюмов. Под сцену, где расположен поворотный круг, тоже не ступала нога посторонних. Трюм сцены используется не только технически, но и для лабораторных показов в театре или для выходов артистов на сцену.

- Вырезается люк, и артист уходит под сцену. Сейчас это можно наблюдать в "Льве Гурыче Синичкине", - говорит актёр. - Если артист ушёл в правую кулису, а потом ему нужно появиться в левой, он быстренько перебегает под сценой и выходит. Расстояние немаленькое, но стараемся успевать. Всякое бывало - где-то зацепился костюмом, оступился, но серьёзных травм и заминок пока не было.

Театр уникален тем, что есть чёткое деление на мужскую и женскую гримёрную - они находятся в разных коридорах.

- В 70-е годы здесь работала знаменитая женщина-костюмер по прозвищу Панночка, и она чётко следила, чтобы на мужскую часть женщины не заходили. Говорила: смешивайтесь на сцене. Было у неё чутье на настоящих артистов, сразу могла сказать, кто им будет, а кто - нет, - объясняет Олег Теплоухов.

Кстати, именно она рассказывала, что на спектаклях в театре бывал сам адмирал Колчак. "По легенде Панночка была его любовницей. И она рассказывала, что он в театре бывал", - говорит Олег Александрович.

Эскизы к спектаклю "Амадей"

Костюмы для артистов готовят в пошивочном цехе. Его артисты по-свойски называют "пошивкой". В предпремьерные дни мастера приходят на работу в восемь утра, а во сколько уходят, сказать невозможно. Сейчас они приводят в порядок костюмы для "Амадея". Срок изготовления костюмов зависит от их количества и сложности: одно дело рубашку с брюками сшить, другое - создать подлинный исторический образ. Каждому актёру - свой костюм. Даже если они исполняют одну роль и размеры совпадают.

"Артисты капризные?" - спрашиваю у мастеров.

- Все артисты разные. Есть и привередливые - приходится много раз перешивать костюмы, - делится мастер цеха Наталья Кулыгина. - Просто иногда мало ли чего артист хочет - художник видит по-своему, и тогда они между собой договариваются, спорят иногда. А мы уже воплощаем то, к чему они придут.

  

В таком же графике работает и декоративно-бутафорский цех, который насквозь пропитан запахом краски. В переводе с английского "бутафор" означает "имитация", и в театре почти всё - имитация. Скульптуры сделаны из пенопласта, лепнина - из папье-маше, а "тяжёлые" мешки набиты невесомой соломой. Подносы с едой из "Ханумы" кажутся очень тяжёлыми, но на самом деле они лёгкие. Маски, цветы, чемоданы - всё, что появляется во время спектакля на сцене, создаётся здесь. Старые чемоданы омолаживают, а новые - старят.

- Спектаклей за 29 лет работы было столько, что сказать, какой самый сложный, нельзя. Какие-то новые задачи выполнять даже интереснее, создавать новые вещи, порой даже не совсем обычные, - говорит художник-бутафор Надежда Назенцева, создавая из маленьких коробочек макеты домов, - имитацию советского строительства для спектакля "Время секонд-хэнд". - Для нового спектакля ошкурили 150 таких коробочек, параллельно отлили солдатиков - их тоже около ста.

На стенах можно увидеть не вошедшие в спектакль элементы - например, венок, который должен был стать частью декораций спектакля "Амадей", или шлемы из "Трёх товарищей". Также есть стенд гипсовых масок артистов.

- Здесь самый уютный уголок. Ты в театре, но в тоже время здесь спокойно и уютно, как дома. Чужие здесь не ходят, - говорит Олег Теплоухов. - Приходим, сидим, чаи гоняем.

Так выглядит костюмерная театра

Уютно артистам и в курилке театра. Здесь они не только отдыхают, но и разговаривают о жизни и обсуждают сцены между спектаклями. Монтировщики, народные артисты, костюмеры - здесь все равны.

- До принятия закона курилок в театре было несколько, но самая главная располагалась на диванчике рядом со служебным входом, в "сердце театра". Очень часто здесь можно было видеть народную артистку Елену Псарёву, и даже когда врачи запретили ей курить по состоянию здоровья, она приходила сюда и просила: "Покурите в душу". Сейчас уже и диван другой, и курилки нет, но портрет Елены Ивановны висит здесь уже много лет, - вспоминает Олег Александрович.

Байки театральные, по словам артистов, не всегда доступны обычному человеку. Каждый день в этих стенах происходит много забавных случаев, артисты смеются на репетициях и даже во время спектаклей.

- Но надо быть в теме. Я что-то расскажу, а вы можете быть не в теме, вам будет не смешно и не понятно. Байки - продукт внутреннего употребления, - говорит Олег Теплоухов. - Хорошо, что в театре есть занавес, - должна быть какая-то тайна.

Недалеко от курилки - выход на камерную сцену. До 1991 года на её месте располагался репетиционный зал, а до 70-х годов, когда здание ещё не было достроено, и вовсе находился гараж.

- После реконструкции в театре, к сожалению, нет репетиционного зала. Камерная сцена служит сейчас большим репетиционным залом, когда здесь нет спектаклей. Был в театре и малый репетиционный зал - он находился рядом с женскими гримёрками, а сейчас там студия звукозаписи. Сейчас приходится репетировать в голубом фойе и в подвальчике, иногда и в курилке, - сетует Олег Александрович.

Теперь спускаемся в привычное для зрителей место - фойе. До советских времен центральный вход был предназначен для людей белой кости, а боковые - для простых граждан. Каждая часть театра имела свой вход, и даже для галёрки был свой буфет. Благодаря тому, что в зрительном зале изначально была уникальная акустика, артиста было слышно даже без микрофона на последнем ярусе.

За звук в театре уже более 30 лет отвечает заслуженный работник культуры России Александр Гордеев. В его профессии главное - чувствовать игру актёров. При помощи микшера он создаёт определённое настроение в зале: где-то убавит звук, где-то прибавит, и результат его работы - эмоции зрителя. Музыкальная постановка "Ханума" - живой спектакль с настоящим оркестром, где звук играет не последнюю роль.

- В ложах и портальных стенах уложены глиняные горшочки, которые отражают звук. И когда во время реконструкции вскрывали купол, обнаружили, что там всё было застелено плотной тканью, а на ней лежало битое стекло, куски керамики. То есть был создан слой, который не пропускал звук. Купол в своё время облюбовали голуби, и слой голубиного помёта тоже способствовал удержанию звука. Звук не уходит отсюда - он постоянно здесь, - объясняет Олег Теплоухов.

Когда спектакль в Драме заканчивается, на сцену опускается занавес, зрительный зал пустеет, и в театре начинает править тишина. "Любите театр", - часто говорила актриса Омского академического театра драмы, народная артистка России Елена Псарёва. Только тогда вы поймете, какой он есть на самом деле.

Читайте также