В результате запрета на путешествия в некогда самые популярные у российских туристов Египет и Турцию в Омской области был сделан акцент на внутренний туризм. О богатом туристическом потенциале региона, а также о проблемах отношения самих омичей к родному краю рассказала Анна Статва.
Сейчас идёт речь о том, чтобы брендировать прежде всего не регион, а город. Это долгий процесс. Бренд - это не логотип, а идея, которая продвигает территорию. Мы планируем заняться этим процессом в следующем году. Проект подразумевает не просто формулирование идеи, а серьёзное научное исследование, потому что бренд работает только в том случае, когда он поддерживается населением той или иной территории. У нас уже есть неудачный опыт брендирования Омской области, и, на мой взгляд, одна из основных тому причин - он не создавался с учётом мнения жителей этой территории и не был, соответственно, ими поддержан.
Анна Статва
Надо работать над тем, чтобы омичи позитивно воспринимали свой город. И если сами омичи не являются носителями идеи туризма и транслируют приезжающим какой-то негатив, это отрицательно сказывается на развитии туризма. Когда задав человеку вопрос: "Что в вашем городе можно интересного посмотреть?", получаешь ответ в духе: "Здесь вообще нет ничего интересного", ни о каком туризме речи быть не может. Пока ещё омичи не то, что не знают о туристских возможностях региона, они не знают даже о туристских возможностях города. Около 360 тысяч туристов посетили Омскую область в прошлом году. Идеально, когда количество туристов превышает количество проживающих.
Омская область пока ещё не так востребована у туристов. Для этого необходимо просвещать людей, говорить о возможностях и преимуществах отдыха в Омской области. Омичи зачастую знают другие города и страны лучше, чем свой город. И люди, которые приезжают сюда в качестве туристов, удивляются нашей неосведомленности и тому, что мы не ценим то, что у нас есть.
У нас не сформирована ценность регионального турпродукта. Мы ещё не понимаем, что мы получим, купив, например, тур на Эбейты или в край пяти озёр в Муромцевский район. Очень часто я встречаю вопрос: "Зачем платить 200 рублей за экскурсию по городу, я могу сходить и сам всё посмотреть?". Но, когда вы платите за экскурсию, вы прежде всего платите за общение с профессионалом, который расскажет вам то, что вы никогда не узнаете самостоятельно.
Динамика развития туров в регионе положительная. Это говорит о том, что люди наконец стали проявлять интерес к отдыху внутри региона, в том числе к экскурсионным турам. Число таких туристов пока невелико и исчисляется всего лишь тысячами. Но если в прошлом году их было порядка 2 тыс. человек, то в этом уже 3,5 тыс. И это только однодневные туры по Омской области.
Многие ошибочно думают, что туризм носит сезонный характер. Не только летом есть чем заняться. Этнотуризм - в течение всего года можно отправиться в то или иное село. В прошлом году мы, например, организовывали туры в заказник "Лузинская дача", где можно было совершить не только лыжную прогулку, но и понаблюдать в естественных условиях за кабанами, косулями. Зимой можно совершенно по-другому взглянуть на объекты, например, на берег Драверта не с высоты берега Иртыша, а когда вы стоите на самом застывшем Иртыше на лыжах.
Сейчас мы делаем акцент на нескольких перспективных направлениях для развития. Это экологический туризм, потому что, как я всегда говорю, у нас природы больше, чем истории. Это этнографический туризм, так как наш регион многонационален. В настоящее время у нас пока три таких тура, и они очень востребованы. Это промышленный туризм - экскурсии на предприятия, которые будут открыты для делегаций, посещающих Омск, а также для омичей.
Ещё два совершенно новых направления развития туризма - археологический и научный. В Омской области более 1200 памятников археологии, и в 2018 году мы будем внедрять новые маршруты. Интересен в этом плане, например, Усть-Ишимский район, где были обнаружены следы кроманьонцев, живших здесь около 45 тысяч лет назад. Научный туризм весьма специфичен, и интересен он людям с определённым интеллектуальным уровнем. Этот немассовый туризм только набирает обороты. В сентябре уже состоялась апробация научного тура "По следам Хана Кучума" в Седельниковском районе. Туристы могут увидеть уникальные археологические находки, а также пообщаться с известными учёными. Как раз это мы можем презентовать как уникальный туристский проект, который можно экспортировать.
В 2018 году будет активно внедряться проект irds watching (наблюдение за птицами). Программа была разработана вместе с региональным министерством природных ресурсов. Как показывает опыт других регионов, в частности Алтайского края, этот проект очень востребован иностранными туристами. Туристов наверняка заинтересует наблюдение за птицами под руководством опытных егерей и работников заказника "Лесостепной" Омской области.