Игра на скрипке - это отражение состояния души скрипача.
В эти дни в Омске проходит II Межрегиональный открытый конкурс юных скрипачей и виолончелистов имени В. Я. Шпета. Накануне состоялась торжественная церемония открытия музыкального форума, а сегодня начался первый тур прослушиваний для скрипачей и виолончелистов. В этом году конкурс проводится во второй раз. Он собрал рекордное количество участников - своих учеников привезли известные преподаватели со всей России и Казахстана. Всего бороться за звание лучшего будут 54 исполнителя.
Самый напряжённый график прослушиваний у скрипачей. Их больше, чем виолончелистов - 32 человека. Жюри этой специальности возглавляет заслуженный артист России, дирижёр и художественный руководитель Красноярского камерного оркестра, профессор Красноярской академии музыки и театра Михаил Бенюмов. Как рассказал профессор, ещё задолго до появления скрипки у каждого народа существовали инструменты, близкие к ней, и только в 16 веке исторически сложилось так, что скрипка стала одним из ведущих инструментов, способным наиболее близко передать все оттенки человеческих эмоций.
- Скрипка является аналогом человеческого голоса и обладает такими же богатыми возможностями. Человеческий голос - это инструмент, созданный Богом, а скрипка - это инструмент, который в уподобление этому божественному голосу был создан человеком. В 16 веке исторически скрипка вышла на первый план. Затем 17 и 18 века дали расцвет этой школы. В каждом городе было по несколько знаменитых семей, которые занимались только изготовлением скрипок. Таковыми были семейства Гварнери, Амати, Бергонци, Тесторе и другие. И когда вы берёте в руки инструмент, сделанный итальянскими мастерами, сразу видна колоссальная разница в мастерстве и звучании, - говорит Михаил Осипович.
Омск в этой номинации представляет ученица Владимира Аксаментова 11-летняя Софья Кириллова. На счету омички пока только участие в региональных конкурсах, но она уже успела стать стипендиатом фонда Дениса Мацуева "Новые имена". На II Межрегиональном открытом конкурсе юных скрипачей и виолончелистов имени В. Я. Шпета она исполнит "Этюд № 3" ре-мажор Венявского, "Большое адажио из балета "Раймонда" и "Непрерывное движение" Риса. "Перед выходом на сцену я всегда волнуюсь, но, когда выхожу, успокаиваюсь, - рассказала Софья. - У меня есть счастливый номер - семь, и я надеюсь, что именно под этим номером буду выступать, и он принесёт мне удачу".
Софья Кириллова
Участница из Томска 12-летняя скрипачка Кристина Евсюкова занимается музыкой шесть лет, но на её счету уже более десяти конкурсов. В этом году будет уже шестой её конкурс - за год она стала лауреатом сразу пяти конкурсов, во многом благодаря своему требовательному педагогу - преподавателю по классу скрипки, артисту Томского Академического симфонического оркестра Александру Штабкину. К слову, два дня назад она стала лауреатом другого музыкального конкурса, и чтобы начать подготовку уже к следующему - открытому конкурсу юных скрипачей и виолончелистов имени В. Я. Шпета, не смогла остаться на гала-концерт и уехала в Омск.
Кристина Евсюкова и Александр Штабкин
- У неё выхода нет: она приходит, и я с неё требую. Она обязана. Она приходит и должна быть подготовлена, если она приходит неподготовленная один-два раза, то смысла заниматься нет. Если я вижу, что она не хочет, её заставляют, так не должно быть. Ребёнка не должны заставлять, она должна сама этого хотеть, чего-то добиваться и стремиться к чему-то. Доходило до обид. Она на меня обижалась, что я так строго с ней, но всё это мы перебороли, нормально всё. Нужно просто собраться и играть уверенней. Быть наглее, настырнее, и всё получится.
Основной конкуренткой своей подопечной на конкурсе Александр Штабкин называет 17-летнюю Татьяну Крячкову из Барнаула. Ученица заслуженного работника культуры РФ Олега Абрина, студентка второго курса музыкального колледжа в Барнауле к своим 17 годам стала лауреатом более 20 национальных и международных смотров, в числе которых конкурс юных музыкантов "Щелкунчик", Международный конкурс скрипачей имени Ю. И. Янкелевича и Международный юношеский конкурс имени Чайковского. Как рассказала Татьяна, музыкой она стала заниматься в пять лет, взяв пример с двоюродной сестры, которая сейчас преподаёт в музыкальной школе и играет в оркестре в Москве.
Татьяна Крячкова
- Она играла на скрипке, и я ходила за ней и всё повторяла. Я сделала себе игрушечную скрипку из конструктора и "играла". Родители тогда подумали, что нужно меня отдавать в музыку, - рассказала Татьяна.- Конкуренция в Омске будет ничуть не меньше, чем на международных конкурсах, и при выходе на сцену я буду так же волноваться, как и всегда. Примет перед выходом на сцену нет, волнение уходит само собой, когда я выхожу на сцену и начинаю играть. Ты просто делаешь на сцене то, что умеешь, играешь музыку. В других городах мне выступать легче, чем в Барнауле, потому что дома, когда в зале сидят твои педагоги, родители и друзья, играть страшнее. Самое спокойное выступление для меня - большой зал, ты ничего и никого не видишь.
Участница из соседнего Новосибирска с необычным именем Ева Браун играть на скрипке научилась быстрее, чем писать. Студентка Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова также в прошлом году участвовала в Международном юношеском конкурсе имени Чайковского, который проходил в Новосибирске. И хотя девушка не стала лауреатом, для себя она отметила игру участников из других стран и их манеру держаться на сцене.
Ева Браун
- Сколько себя помню, я всегда хотела играть на скрипке. Когда я была маленькой, мои родители постоянно смотрели канал "Культура", и, когда показывали выступления скрипачей, я оживлялась. Тогда меня решили отдать обучаться игре именно на этом музыкальном инструменте. И так как это дорогостоящий инструмент, мы постоянно сталкиваемся с трудностями. Например, каждые полгода нужно покупать струны, так как они быстро изнашиваются, сменить волос на смычке раз в год. Как музыкант я хочу стать хорошим педагогом и оставить после себя достойных музыкантов, развивать новосибирскую скрипичную школу,поделилась Ева Браун.
Представительница Бурятии 16-летняя Инна Доржиева в Омске впервые. Заниматься музыкой она начала не сразу - успела попробовать себя в гимнастике, но преподаватели в детском саду усмотрели у неё музыкальный талант. В Омск девушка приехала вместе со своим преподавателем Анной Капыловой.
Инна Дрожиева и Анна Капылова
- Участие в конкурсе для меня - это уже достижение, большой опыт. Я очень боюсь выступать на публике - для меня это страшно и волнительно, и я хочу это перебороть. Во время выступления стараюсь не смотреть на зрителей, думать о том, что я исполняю, - поделилась юная скрипачка. - Ежедневно я репетирую по два с половиной часа, потом отдых, потом снова столько же время заниматься. Мечта как музыканта - поступить в московскую или санкт-петербургскую консерваторию, в нашем городе работа только в оперном оркестре, а высших учебных музыкальных заведений нет, нужно уезжать либо в другой город, либо за границу.
В этом году конкурс обрёл негласный статус международного - впервые в нём принимают участие четыре юных исполнителя из Казахстана. Город Петропавловск на конкурсе представляет Лианна Хекоян. 13-летняя скрипачка приехала в Омск вместе с мамой - Асмик Манукян, которая за руку привела свою дочь в музыкальную школу, когда той было шесть лет.
Асмик Манукян с дочерью Лианной Хекоян
- Я очень люблю скрипку, и я в 8 классе привела Лианну в музыкальную школу. Сначала ей было трудно, но потом она полюбила этот инструмент и с удовольствием занимается. Это уже для нас четвёртый конкурс, в числе которых международный конкурс "Фиесталония", республиканский конкурс "Сибирь зажигает звёзды". Про конкурс имени Шпета я узнала в интернете и сразу же загорелась, поняла, что надо обязательно надо поехать в Омск и в нём поучаствовать. Я уже прочитала и про юношеский конкурс имени Чайковского, но дочь пока боится, говорит: "Мам, для меня рано, давай ещё подождём". Дома ей выступать легче, спокойнее, а здесь - страшно. Мы как сели в поезд, она уже стала бояться.
Сегодня, 24 марта, пройдёт первый тур прослушивания. Членам жюри нужно будет оценить игру 32 юных скрипачей. Результаты смотра они объявят завтра.
- Нам предстоит большая работа. Есть несколько очень важных параметров. Для меня важны: первое - артистизм, второе - профессионализм. Но без профессионализма никакой артистизм не нужен. Он остаётся на первом месте, но только на базе профессионализма, настоящей, хорошей русской, российской школы, говорит председатель жюри специальности "Скрипка" Михаил Бенюмов.
Информацию об участниках и членах жюри по специальности "Виолончель", а также интервью с членами жюри и итоги первого дня прослушивания читайте на нашем сайте позже.