Художественный руководитель омского Театра юного зрителя Владимир Золотарь представил публике свое детище - спектакль "Маленькие трагедии", который разрушает дистанцию между героями пьесы и сегодняшним зрителем. В омском варианте - это симбиоз драмы, рок-оперы и видеоарта по пушкинскому произведению. Впрочем, волноваться не стоит - классический текст изменений не претерпел - к современным реалиям приближены только декорации и костюмы.
Между тем в спектакле заняты не только артисты ТЮЗа, но и ведущие артисты театра Драмы - Олег Теплоухов, Алексей Манцыгин и Руслан Шапорин. Владимир Золотарь объясняет свой выбор тем, что именно в этих актёрах он увидел индивидуальность пушкинских героев.
- Тут стоит вопрос качества спектакля и театра вообще, и того, насколько ты выборочно относишься к компромиссам. У меня была возможность привлечь других актёров, и это нормальная театральная практика, и наши артисты играли в других театрах, - считает Золотарь. - Мне нужны были индивидуальности, и я надеюсь, что спектакль и артисты мне ответят на вопрос почему, и Алексей Манцыгин в образе Моцарта и Олег Теплоухов в роли Сальери. Я не говорю, что у меня нет профессиональных артистов, у меня нет этих индивидуальностей. Как только бы я взял вместо этих актёров какого-то другого, это был бы мощный компромисс.
И если проблем с выбором приглашённых артистов не возникло, то техническое сопровождение спектакля внесло свои коррективы - ТЮЗ, который, по словам Золотаря, "декораций сложнее трёх табуреток не видел", оказался не готов к современной технике. Да и не все специалисты театра были способны приручить многомиллионную технику, специально закупленную для постановки.
- Это страшная проблема - нищета. Финансовое положение этого театра приводит к тому, что осветитель сидит и работает над видеопроектором, оборудование которого стоит больше 4 миллионов рублей. Это как только что пересесть с велосипеда на космический корабль и удивляться, почему он не взлетает. Поэтому видео до ума у нас доводил артист из труппы, который просто увлекается монтажом. Страшная подстава, другого слова я не подберу, шла со всеми закупками. Дорогое и сложнейшее оборудование, которого никогда не было в этом театре, пришло позавчера, и его надо осваивать, - признался худрук. - Мы купили новые микрофоны, а колонки остались старые, и мы пытались за час до спектакля настроить звук, хотя это работа целого месяца. Техническая сторона забирала много времени и нервов.
Именно из-за технических проблем было непросто договориться о сотрудничестве и с Омской филармонией, без которой невозможно было бы воплотить ещё одну смелую идею Золотаря, - разместить на сцене ТЮЗа омский академический симфонический оркестр под управлением дирижёра Дмитрия Васильева и певческий хор. Перенести из одного здания в другое ударную установку, контрабас и виолончель - было непросто, однако масштабность и мощность спектакля благодаря этому была обеспечена.
На сцене в этот вечер звучала не только живая музыка, но и гул современности, потому что пороки, описанные в пушкинских трагедиях, по мнению худрука ТЮЗа, вечны. Так, Сальери настраивает свой контрабас на офисном столе, а Моцарт - смело вышагивает по сцене в джинсах.
Для того чтобы современное прочтение Пушкина не вызвало вопросов, было решено отнести спектакль к особой возрастной категории. Сам же Золотарь уверен, его спектакль, скорее, не для взрослых, а для молодёжи, пусть даже для той, которая не читала классика. Он говорит, что не устанет повторять, театр - это сегодняшнее, и ждать от него музейных ценностей не стоит. Театр не является заменителем учебника истории или филиалом географического музея - он говорит со зрителем о сегодняшней жизни.
Спектакль не для взрослых. Мы пишем +16, хотя я был за +14. +16 - это прекрасный тюзовский зритель, театр ведь и называется театр для детей и молодёжи. Раньше молодёжь заканчивалась в этом театре годами двенадцатью и потом продолжалась годами пятьюдесятью. И одна из программ, с которыми я сюда пришел, - начать разговаривать с молодёжью, которая начинается после 12 лет и заканчивается раньше 50, - говорит Золотарь. - Спектакль достаточно широкого адреса, меня просто уговорили написать +16, потому что были у некоторых людей опасения, что учителя вдруг начнут бунтовать, что их ученики начнут понимать, ведь они не читали Пушкина, а пришли посмотреть его спектакль. Хотя я в этом не вижу ничего страшного, потому что весь текст читается или поётся. Да, есть свои транскрипции, но они ровно такие, которые делает время.
Так уж вышло, что "Маленькие трагедии" стали самым дорогим спектаклем в истории ТЮЗа, а средства выигранного гранта Минкульта РФ помогли театру совершить огромный шаг вперёд в техническом плане. Впрочем, заглядывать далеко вперёд и строить амбициозные планы Владимир Золотарь не перестаёт, он уверен, что театр, как артист - должен развиваться.
- Театру всё время надо ставить задачу на вырост, потому что состояние театра, как состояние артиста - он либо развивается, либо деградирует. Как только театр достиг какой-то планки и держит её, потом он не заметит, как опустится ниже плинтуса, - резюмировал Владимир Золотарь.