"Сколько можно воровать?!" В Омске с аншлагом выступил театр Сергея Безрукова

На два дня народный артист России Сергей Безруков погрузил омскую публику в эпоху губернии Островского - столичные артисты спускались в зал, зрителям подавали шампанское, а музыку периодически заглушали выстрелы.

24 июня и 25 июня народный артист России Сергей Безруков представил зрителям фестиваля "Академия" свой спектакль "Нашла коса на камень". Так получилось, что Московский Губернский театр начал своё существование с января этого года, и поездка в Омск для них стала первым серьёзным фестивалем. Спектакль-праздник, который погружает зрителя на два века назад, в эпоху "Бешеных денег" и "Бесприданниц", достиг сцены Музыкального театра. Постановка Безрукова - настоящий подарок омской публике: участие в спектакле принимают такие популярные артисты кино и сериалов, как Антон Хабаров, Карина Андоленко и Дмитрий Дюжев.

В основу своего первого спектакля Сергей Безруков положил сразу несколько произведений Александра Островского и объединил их под общим названием "Нашла коса на камень".

С первых минут спектакль кажется постановкой пьесы "Бесприданницы", в которую вплетены фрагменты из некоторых произведений драматурга. По словам Безрукова, выбор произведений Островского для него неслучаен. Театр носит название Губернский, а, следовательно, и его первое детище должно быть посвящено людям из губернии, о которых любил говорить и сам писатель. За три с половиной часа на сцене разворачивается история по закрученности сюжета и количеству персонажей которой нет равных: их здесь больше трёх десятков, причем одни перевоплощаются в других.

В этом спектакле одна из тем, которых мне важно было подчеркнуть, - возможно ли в России заниматься бизнесом и не воровать и о том, сколько можно воровать. Островский написал эту пьесу в конце 19 века, значит, он размышлял на эту тему. И мы вернулись к этому, потому что ничего в России не меняется. Пороки те же, законы, честь, деньги, - признался на творческой встрече с журналистами и критиками после спектакля Безруков.

И если первые сцены спектакля напоминали, скорее, "Бесприданницу", то позднее становится понятно, что на сцене сюжет пьесы "Бешеные деньги" - рассказ о праздной жизни светской московской публики, где каждый озабочен лишь весельем и личной выгодой.

Безруков отмечает, что для него необходимо было привнести в спектакль немного любви и показать, что разрушение деньгами этого светлого чувства невозможно, именно поэтому автор инсценировки обратился к героям "На всякого мудреца довольно простоты". Спектакль построен на том, что окружает людей в повседневной жизни: на любви, честности, алчности, порядочности и богатстве. "Всё это как было в XIX веке, и всё это есть в наше время, всё это представлено. Просто оглянитесь вокруг и на самих себя посмотрите. Всё то же самое. Портрет эпохи XIX века в отражении нашего XX века", - говорит Безруков.

Трудно поверить, но, по словам Безрукова, спектакль "Нашла коса на камень" создавался за неделю. Во многом это объясняется тем, что Безруков является фанатом своего дела - он готов работать по ночам и посвящать всё своё время и личную жизнь театру.

Я отказался от многих работ в кино - это правда. Для меня сейчас существует театр и всё. Я вырос в театре, моя жизнь в театре прошла. Моя распашонка уже играла в спектакле отца! Начиная с трёх-четырёх лет я был в театре за кулисами, я жил в театре, я считаю себя театральным артистом. Надо быть преданным театру, чтобы заниматься этим делом: когда ты не спишь ночами, когда ты всю свою жизнь, личную жизнь посвящаешь своим артистам, - признался он.

Однако омская сцена оказалась не готова к жертвам. Сергей Безруков не скрывает - накладки и недочёты в этот вечер были, но зритель этого или не заметил, или простил. 

"Сегодня я исколесил Омский музыкальный театр раз сто, наверное. Случились сегодня незапланированные вещи - например, ваза разбилась у нас не по сценарию, но, надеюсь, на счастье. В финале Дмитрий Дюжев выходит в шубе не потому что ему хочется в Омске в +33 выйти, чтобы зал ахнул: "Как Дюжеву тяжело", а потому что должен был пойти снег. Но он не пошёл. Что-то заело в механизме", - рассказывает режиссёр.

 

Особое внимание в постановке было уделено декорациям и костюмам, созданным в духе Островского. Для воссоздания обстановки конца 19-го века артистам приходилось осваивать другой говор и привыкать к роскоши. Дмитрий Дюжев, например, демонстрирует "инаковость" своего героя: он старательно изображает провинциала с вологодским выговором на "о", который поначалу тушуется в присутствии блестящих дам и острых на язык господ. Дюжев признаётся, что прототип его персонажа - реальный человек.

"Он - бизнесмен. Занимается сельским хозяйством. Говорит немножко на "о", говорит просто, понятно, но такие вещи доступные, правильные. У меня много друзей в Нижегородской области, в Вологодской, я езжу к ним частенько отдыхать и общаться, и мы всю роль прошли на "о" и на "я". "Потянуть", "Чё делаете?", "Гулям", какие-то такие напевы", - смеётся актер.

Исполнительница главной роли Карина Андоленко признаётся, что сценические костюмы она не хотела надевать - она хотела ими любоваться. "Мне даже вначале было страшно надеть эти костюмы, потому что, когда я увидела, подумала: "Господи, какая красота, как это успеть надеть и как в этом ходить, ещё и говорить, играть и падать. На это хочется только смотреть и любоваться".

Оба дня в Музыкальном театре спектакль собирал аншлаги, и, несмотря на то что постановка длилась больше трёх часов, омский зритель оказался неутомимым: после финальной сцены публика более 20 минут не отпускала актёров цветами и несмолкающими аплодисментами. Сам Безруков, похоже, остался доволен и приёмом, и безусловной актуальностью своей режиссёрской работы: на творческой встрече он отметил, что за почти два века в России мало что изменилось: герои пьесы - по сути - те же люди, что окружают нас сейчас. Однако зрители всё равно настаивали на том, что сатира Островского в надёжных руках Народного артиста становится доброй иронией, а не безжалостным мечом.

Читайте также