Заседание коллегии Минкульта под председательством главы ведомства Владимира Мединского прошло накануне. Губернатор Виктор Назаров зачитал свой доклад ближе к концу коллегии, когда в Омске был поздний вечер.
В столицу отвезли проект, основанный на эскизе Альберта Каримова и доработанный "Омскгражданпроектом". Согласно ему объекты крепости принципиальных изменений не претерпели, постройки планируется отреставрировать, сохранив исторический облик. Некоторые здания могут переданы в долгосрочную аренду бизнесу.
Доминантой проекта стала четырёхполосная дорога вдоль Иртыша, которая станет дублёром магистрали на ул. Красный Путь. В документах она появилась после корректировки архитекторов проектного института. Сам Каримов выступает против строительства магистрали.
Решение, которое рекомендует "Омскгражданпроект", к сожалению, неверно - оно разрушает исторический ландшафт. По существу, мы потеряем Омскую крепость как феномен, имеющий мировое значение. Мы потеряем самый старинный уголок Омска, и это будет недопустимо. Поэтому я считаю, что это последний этап, где нужно ставить точку, и брать на себя это должны чиновники, которые отвечают за сохранение и развитие исторической среды, - прокомментировал Альберт Каримов.
Неоднозначно о появлении магистрали на набережной Иртыша отзывается и глава региона Виктор Назаров. В передаче "Диалог с губернатором", вышедшей в эфир 25 февраля, он рассказал, что окончательное решение о строительстве дороги ещё не принято, вопрос обсуждается.
- Хотелось бы восстановить и Воскресенскую церковь, и сделать музей в нынешнем морге. Есть желание больше увидеть зелени, чтобы хотелось туда прийти, - рассказал Виктор Назаров. - Мы ещё сами не определились, нужна там дорога или нет. Мнения разделились. Я склоняюсь к тому, что если мы там закроем дорогой и мостами, то все выхлопные газы пойдут на парковую зону, и мы будем задыхаться в этом парке. Есть мнение продолжить обсуждение: строительство дорожной развязки, может, и рационально, но лично я сейчас не готов к тому, чтобы дорога пролегала по краю реки.
На реализацию проекта необходимо 2,7 млрд рублей. Федеральный бюджет готов выделить максимум чуть более 2 млрд, остальное - областной. Видимо, львиная доля этих средств пойдет на берегоукрепительные работы и прокладывание дороги.
Как пишет журнал "Класс", коллегия Минкульта в целом одобрила проект. Поступившие от Мединского замечания касались непродуманности использования и наполнения исторического пространства. Министр дал распоряжение готовить проектно-сметную документацию.
Завершить реконструкцию планируется к юбилейному для Омска 2016 году.