Гришковец закончил "прощаться с бумагой" в Омске

Известный драматург, режиссер и актер Евгений Гришковец вчера, 7 апреля, в Музыкальном театре представил на суд омских зрителей свою очередную творческую работу - моноспектакль "Прощание с бумагой". По окончанию действия весь зал аплодировал стоя.

В самом начале стоит своевременно предостеречь читателя о том, что автор этих строк никогда не писал рецензий ни на одну театральную постановку, поэтому он заранее просит прощения за свою неопытность и недочеты, которые наверняка появятся в следующих нескольких абзацах. Также автор извиняется за отсутствие фотографий к данной публикации, поскольку Евгений Гришковец сам попросил не снимать его, так как при виде фотоаппарата он начинает думать, как бы хорошо получиться в кадре, и рассредоточивается на самом действии.

Итак, начнем. Евгений Гришковец привез омичам свое новое творение, премьера которого состоялась относительно недавно - в конце сентября 2012 года. Тот, кто следил за творчеством этого автора, наверное, еще покупая билеты, понимал, что ему предстоит на два часа (именно такой промежуток времени Гришковец отвел на свое новое "детище") окунуться в атмосферу глубочайших раздумий. Да, можно по-разному относиться к Евгению Гришковцу - хорошо или плохо - но вряд ли найдется такой человек, которого творчество этого писателя не заставило на минуту погрузиться в размышления, побыть хотя бы мгновение философом.

Начал Гришковец в свойственной ему манере - общения со зрителями. Вообще спектакли этого человека, которые он, собственно, сам и играет на сцене, направлены не на косвенный, а на прямой диалог со зрителем. Причем говорит-то Гришковец, по сути, о вещах, которые все знают и понимают, но которые почему-то в устах этого человека приобретают какой-то особый оттенок и заставляют людей улыбаться. Возможно, это и есть одна из задумок Евгения Гришковца - через юмор доносить до зрителей (читателей) серьезные вещи. Не зря ведь он, наверное, несколько раз на протяжении спектакля произнес фамилию известного российского драматурга - Антона Чехова. Вот и в этот раз писатель начал с того, что весьма юмористично поблагодарил всех, кто пришел на его спектакль (отмечу, что пустых мест в зале почти не было, максимум шесть-восемь кресел не обрели своих зрителей). "Спасибо за то, что купили билеты. Этим вы оплатили не только мой приезд сюда, перевозку и установку декораций, но также мой отпуск, квартплату, образование моих детей и многое другое", - заявил писатель, и зал взорвался смехом. Стоит сказать, что стоимость билетов на самом деле была слегка "кусачая". Не такая, конечно, как, скажем, на концерт Мадонны, но все-таки автору данного текста, который пришел с женой, посещение спектакля обошлось в 4000 рублей. И это притом, что он сидел не в первом ряду, а в середине зала.

Сам спектакль был абсолютно лишен какого-либо действия. Вероятно, в нем Гришковец сделал ставку на эволюцию рассуждений, которая должна была произойти в головах зрителей, на понимание того, что с выходом из употребления такой обычной вещи, как бумага, происходит закат великой эпохи человечества. "Сегодня появились компьютеры, на которых теперь пишутся все современные романы и стихи. Но ведь, допустим, в 19 веке всего этого не было. Все писалось на бумаге чернилами и гусиным пером, а стихи почему-то получались лучше", - рассуждал на сцене Гришковец. Книги же, по мнению актера (уж позвольте автору этой публикации его хоть раз так назвать), все активнее вытесняются электронной техникой. Евгений Гришковец предположил, что вскоре молодежь уже забудет слово "том", а будет мерить произведения количеством байтов. Сами же авторы, по его мнению, станут безликими. "Раньше ты читал какое-нибудь произведение, и думал, что его создатель - гений, обладающий непостижимым умом и душой! Но потом находил вариант рукописи этого шедевра и видел, что автор несколько раз писал чернилами какое-нибудь слово с ошибкой. Весь этот столп, созданный вокруг его личности, постепенно исчезал, но в это время ты начинал видеть за строчками человека, его качества", - говорил Гришковец.

Рукописные сообщения и телеграммы сегодня, по мнению повествователя, также выходят из обихода. Вероятно, дети, родившееся год-два назад, через несколько лет уже и не узнают, что письма когда-то писались на бумаге, листы запечатывались в конверты, а не присылались на электронный ящик сразу в виде сообщения. Люди ждали иногда больше месяца и получали в итоге долгожданный ответ, пропитанный чувствами другого человека. Со словом "телеграмма" выросшие младенцы, наверное, и вовсе не познакомятся. "А ведь помните, как было приятно, когда в день рождения ты получал по пять телеграмм с поздравлениями? Это означало, что друзья не забыли, проехали через весь город, чтобы написать тебе пару строчек издалека. Сегодня же у каждого в компьютере или телефоне стоит напоминание о том, когда и у кого день рождения", - отметил Евгений Гришковец.

И это лишь малая часть того, о чем говорилось в ходе моноспектакля. Завершилась постановка тоже очень интересно. Помните, несколькими предложениями выше Гришковец говорил о писателе-гении, ошибки которого позволяли разглядеть человеческие черты? Так вот, закончился спектакль тем, что рассказчик (вернее, наверное, будет сказать философ) запаковал в сумку стоящий на столе ноутбук, надел на себя серый плащ (такой цвет, скорее всего, был подобран неслучайно) и, накинув на голову капюшон, удалился со сцены. Когда Евгений Гришковец вернулся уже в своем жизненном образе, люди, хлопая, начали вставать с кресел. Аплодисменты длились около 10 минут.

В завершение стоит сказать, что именно Омск стал последним городом, где Евгений Гришковец представил свое творение в ходе турне по Сибири. И, судя по молчащим омичам, лица которых в гардеробной очереди отражали бурное течение мыслей и рассуждений, наверное, можно смело заявить: спектакль удался. Однако тем, кто не попал на него, наверное, расстраиваться не стоит. Уже многие постановки Евгений Гришковца были выпущены на DVD-дисках, поэтому, возможно, в скором времени и "Прощание с бумагой" "осядет" на электронных носителях информации.

Читайте также