За последние 10 лет выставки подобной тематики в музее не было - здесь собрались украшения разных народностей России. Многие предметы уже вышли из употребления и остались лишь в качестве памятников культуры. Жемчужину же экспозиции назвать невозможно по той простой причине, что каждый представленный предмет сам по себе является уникальным.
На выставке представлены украшения начиная с Каменного века. Стоит отметить, что декоративные изделия появились только в эпоху Средневековья - до этого все украшения использовлись в качестве оберегов.
Интересно, что украшения зародились, как элемент мужской культуры - женщины раньше их не носили. Когда археологи находят захоронения Каменного века, то видят, что могила буквально усыпана бусами, подвесками, браслетами, а одежда расшита костяными накладками, похожими на бисер. Даже колготки и банты были когда-то мужским элементом одежды. Могила женщины очень скромная - в ней находятся вещи в основном хозяйственного плана.
Также в эпоху Средневековья каждое украшение само по себе являлось символом. Например, женщина, встретившись с подругой где-нибудь, могла по костюму определить, вышла ли та замуж, сколько и какого пола детей родила, сколько лет мужу и кто он по профессии, а также многое другое. Огромное количество информации было заложено в элементах одежды, в том числе и в украшениях.
Очень высоко ценились украшения со звуком - так называемые шумящие подвески. Наряду с магической, оберегательной функцией появилась и акустическая. В древности даже было такое выражение: "Женщину надо сначала услышать, а уже потом - увидеть". Каждая дама подбирала целый оркестр разных тонов. Все просчитывалось, чтобы при ходьбе была определенная мелодия. Люди по этой мелодии определяли, кто идет. Сейчас такого нет, можно сказать, что украшения деградировали.
В 19 веке одежда и украшения служили у русского народа опознавательным знаком. Если одна женщина встречала незнакомку, то сразу могла определить не только регион, откуда та приехала, но даже ее родную деревню.
В завершение хочется сказать отдельное спасибо ведущему научному сотруднику историко-краеведческого музея, кандидату исторических наук Денису Плахуте, благодаря которому под фотографиями появились такие интересные комментарии, а также автору выставки - старшему научному сотруднику, хранителю коллекции Ирине Федотовой - и художнику-оформителю Татьяне Ерофеевой.