- На III Международном IТ-форуме, который проходил в Омске в феврале этого года, Ваше выступление было одним из самых запоминающихся, так как раскрывало проблемы и перспективы цифровой трансформации бизнеса на примерах омских реалий. Сегодня тема цифровой трансформации набирает обороты и вместе с тем, рождает все новые жаркие споры среди экспертов. Почему?
- Цифровая трансформация - серьезная бизнес-проблема. Технологии дают новые возможности, но придумать им эффективное применение должен бизнес. Это если кратко. Если подробнее, то большинство наших заказчиков до сих пор думают, что цифровая трансформация - это переход от бумажных процессов к электронным. Такой переход действительно является важным шагом, но я бы не назвал его трансформацией. Цифровая трансформация - это проект, существенно влияющий на бизнес-модель организации, он подразумевает новый образ существования компании. Такие проекты включают изменение методов работы с заказчиками и партнерами, изменение своих услуг-продуктов и изменения внутри самой компании, т.е. внутри бизнеса.
Одна из наиболее очевидных тенденций - трансформация клиентов. Их ожидания по поводу скорости и качества предоставления услуг растут просто стремительно. Высокий уровень сервиса становится требованием по умолчанию. Заказчики все больше ценят свое время, им нужна мгновенная обратная связь. Наличие онлайн-чатов, индивидуальный подход - это мир, к которому наши клиенты уже успели привыкнуть.
Для того чтобы соответствовать высоким ожиданиям заказчиков, компании должны ускорить оцифровку своих бизнес-процессов. Для этого мало автоматизировать существующие бизнес-процессы. Компаниям необходимо изобрести их заново. Ведь главные цели цифровой трансформации - повышение скорости принятия решений, увеличение вариативности процессов в зависимости от потребностей и особенностей заказчика.
За шесть лет у "АНТЕ" накопилось много данных о заказчиках, и сегодня мы стараемся использовать их с максимальной эффективностью. Наши менеджеры и инженеры не просто занимаются внедрением и продажами IT-решений, а определяют насколько клиенты готовы принять новые предложения, какие сегменты деятельности наиболее прибыльны, с кем нужно активнее работать… Аналитическая работа идет непрерывно. Для этого очень важно работать с данными - использовать информацию, которую собирает компания извне, и тем более ту, которой заказчик сам готов делиться.
Вторая область трансформации - предложения, которые компания готова делать клиенту, и их ценность. Сегодняшняя повестка IT-рынка - это тематика, касающаяся различных аспектов информационной безопасности. И лицензий ФСБ и ФСТЭК, наличия специалистов с определенным кодом специальности в дипломе уже недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке. Мы активно обучаем сотрудников, работающих в направлении ИБ, заключаем все новые и новые партнерские соглашения, пилотируем самые современные и инновационные решения в области ИБ, одновременно получая возможность отслеживать предпочтения заказчиков.
Третья область изменений - это когда цифровая трансформация подразумевает инновации внутри самой компании. Бизнес должен принимать идеи - как пришедшие извне, так и родившиеся внутри. Как говорила героиня одной из книг: "Чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать"…
- Каковы типичные ошибки компаний при проведении цифровой трансформации?
Главное - катастрофический недостаток гибкости. В жизни происходят серьезные изменения, многие из них затрагивают отрасль ИТ, сокращая цикл внедрения решений. Однако многие компании по-прежнему предпочитают предварительно разрабатывать горы документации, прежде чем приступить к делу, вместо того чтобы быстро оценить потенциальный результат проекта. Если бизнес не может моментально, "по щелчку" реагировать на изменения в поведении заказчика, то грош цена информации, даже если она тщательно собирается и хранится.
- Насколько бизнес самой компании "АНТЕ" претерпел цифровую трансформацию?Ведь, судя по вашему сайту, у "АНТЕ" достаточно большой продуктовый портфель и порядка 15 направлений деятельности.
- Хорошо, что вы задали этот вопрос. Как и многие другие компании, "АНТЕ" регулярно опрашивает своих сотрудников, довольны ли они работой или нет. И все отмечают, что одним из главных факторов удовлетворенности является гибкость компании в плане организации труда, демократичность. У нас работа - это набор интересных задач, которые необходимо выполнить.
Что касается многочисленных направлений, то некоторые из них взаимосвязаны, и мы с них начинали. Сети, серверы, системы хранения данных и системы бесперебойного питания - это костяк любой IТ-инфраструктуры. Остальные направления появлялись вместе с новыми людьми. Каждый менеджер, помимо функции продвижения продуктов кампании заказчикам, обладает компетенциями в каком-либо сегменте IТ-технологий. И чем больше мы можем, тем больше вероятность, что потенциальные клиенты захотят работать именно с нами, потому что мы сможем предложить комплексное решение. Работать в компании "АНТЕ" - это все время учиться. Менеджеру нужно быть еще и инженером, хорошо знать продукты, которые продвигаешь. И я в этом смысле горжусь своим коллективом. Мы постоянно учимся, постоянно развиваемся, проходим сертификации, участвуем в конференциях, семинарах и вебинарах, обмениваемся опытом, к нам постоянно приезжают представители вендоров. Ни один системный администратор, и даже целый IТ-отдел большой компании, не может обладать таким спектром знаний и компетенций в области информационных технологий, как наш коллектив. Мы можем решить практически любую задачу. Поэтому сложности цифровой трансформации нам не так страшны.
Еще пример. Я часто выезжаю на встречи и даже в командировки без своего компьютера. У меня с собой только мой телефон, но никто из партнеров и заказчиков этого не замечает. Технологии, заложенные в архитектуре Битрикс 24 - приложения, установленного в моем смартфоне, дают полный спектр возможностей для управления бизнесом. Я имею доступ ко всем своим файлам и продолжаю работать: утверждать маркетинговые предложения, одобрять расходы, собирать совещания, анализировать масштабные лиды, отвечать на письма и т.д. Это простой пример использования технологий, но показательный. Общим во всех примерах является то, что назрела потребность в применении технологических наработок для различных бизнес-задач, как внешних, так и внутренних для того, чтобы получать конкурентное преимущество.
- Кто ваши заказчики и ваши партнеры?
- Наши заказчики сегодня - это и органы государственной власти, и производственные, и телекоммуникационные предприятия, и логистические компании, и нефтегазодобывающие компании, и строительные организации, и предприятия пищевой промышленности, и финансовые структуры. Мы работаем со всеми. У нас есть и очень крупные заказчики, которые заказывают, например, центр обработки данных, и небольшие клиенты, желающие приобрести один-два компьютера. Мы работаем с самыми крупными добывающими компаниями страны - поставляем оборудование и ИТ-решения в "Газпром", "Газпром нефть", "Роснефть", "Транссибнефть", "Новатек", в группу компаний "Алмазы России". В числе наших клиентов - Luxoft, большинство омских вузов, ОНИИП, ЦКБА, сеть магазинов "Победа", торговый дом "Шкуренко", гипермаркеты "Бауцентр", НПО "Мир". А наши партнеры - это мировые лидеры в производства оборудования для ИТ-решений и поставщики программного обеспечения: HP, Сisco, Dell, APC, Lenovo, Huawei, Microsoft, Kaspersky и многие другие.
- Представительство в Москве вы уже открыли. И сервисный центр тоже...
- Да, наша структура уже близка к той, которую мы планировали шесть лет назад. В Москве уже сформировался пул заказчиков, мы хотим быть к ним поближе. Что касается сервисного центра, то услуги по ремонту оборудования мы выделили в отдельное подразделение, расширили штат инженеров, нашли хорошее помещение, сделали красивый офис, удобный для клиентов, закупили специальное оборудование, в том числе антистатические столы, паяльные станции. Сервисных центров подобного уровня в нашем регионе - единицы, мы выгодно отличаемся не только по качеству оказываемых услуг, но и по их спектру. К тому же у нас сложились прочные партнерские отношения с производителями оборудования. Нашей приоритетной задачей является предоставление качественного и доступного сервиса как для физических лиц, так и для корпоративных клиентов.
- В каких направлениях вы видите наибольшие перспективы "АНТЕ"?
- Сегодня огромные перспективы в таком направлении, как информационная безопасность. Мы следим за рынком, видим определенные тенденции, анализируем, понимаем, куда рынок движется. Массовые убытки от вирусов-шифровальщиков WannaCry, Petya и BadRabbit, понесенные компаниями во всем мире, в том числе в России и в Омске стали новым драйвером для развития рынка ИБ - отношение бизнеса к проблемам киберзащиты стало меняться буквально на глазах. Будущее - за ИБ.
На правах рекламы