Полярный дневник. День восемнадцатый. Прощайте!

Зампредседателя омского отделения Русского географического общества, замдиректора Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Алексей Матвеев входит в состав экспедиции на остров Белый, посвящённой изучению событий августа 1944 года, когда немецкая субмарина U-365 атаковала советский конвой БД-5. Его "путевые записки" публикует "Омск Здесь".

1 августа 

Проснулись в 9.00. Умылись и даже побрились. Ждём высокое руководство. Позавтракали. До 11.00 собирали личные вещи, раздавали часть своего барахлишка остающимся. Сдали Дятченко "Сигналы охотника" и фальшфейеры. Слава Богу, не пригодились. Небольшим отрядом: Голиков, Качан, Шлюшинский, Патаржинский, Матвеев и наш бессменный водитель Игорь выдвинулись к кунгасу.

Наш "Харон - Дед Мазай" готовит перевозочное средство.

Ждём Сергея. Саша рассказывает очередную занятную историю.

Сели в ТРЭКОЛ. По дороге Дима Голиков позвонил в Салехард: "Как там у вас дела? Вертолёт вылетел?". Выслушал ответ, погрустнел и коротко сообщил нам, что ШЕФ не сможет сегодня прилететь. Да. Это печально. Мы очень ждали Александра Викторовича. Хотели показать ему плоды наших трудов. Кроме этой новости Диме по телефону сообщили, что сейчас идёт погрузка экологов и их снаряжения. Шоколад, предназначенный для Димы, в вертолёт не вошёл. Издеваются. Дима в шутку кричит: "Как не вошёл?! Вы лучше одного из волонтёров оставьте. А шоколад грузите!". На самом деле Дима волонтёров очень ждёт. Их все на Базе ждут. Сегодня повар Олег говорил Мише: "Волонтёры - это отличные работящие парни".

Если руководство сегодня не прилетит, значит воду из кунгаса откачивать смысла нет. За сутки наберётся заново. Точно. Подъехали. Кунгас снова стоит весь полный воды.

Саша Патаржинский: "Ничего вы, мужики, здесь наворотили земли!". Саша был на раскопе последний раз несколько дней назад и искренне удивлён объёмом проведённых земляных работ.

Сегодня ветер на побережье снова очень сильный. Он гонит песок с острова и засыпает кунгас. Ветер не двигает лишь мелкие камни, которые остаются лежать на поверхности земли. Беру лопату и ещё немного навожу порядок вокруг кунгаса. Делаю на память портрет Сергея Качана.

Он вчера тоже здорово помог с установкой таблички А. А. Полянскому, а сегодня отремонтировал генератор, который я вчера нечаянно вывел из строя (сильно дернул и оторвал пластиковую ручку заводного троса). Обустройство КУНГа тоже во многом его рук дело. Саше Патаржинскому в КУНГе нравится.

Здесь планируется принимать губернатора ЯНАО Дмитрия Николаевича Кобылкина в конце экспедиции.

Парни постреляли из "Вепря" Александра Шлюшинского. Я под предлогом поискать Диме Голикову морских тараканов ухожу от КУНГа по кромке берега.

Иду по щиколотку в воде. В сапогах, конечно.

Рядом никого нет. Тихо про себя говорю: "Прощай, МОРЕ. Прощай, раскоп. Было сильно. Спасибо".

Подбираю на берегу ракушки.

Парни грузятся в ТРЭКОЛ и забирают меня с побережья. Настроение как всегда в конце сезона у раскопа. Щемящее. Едем назад.

На подъезде к протоке неунывающий Саша Патаржинский по рации говорит:

- Мерлан, мерлан. Вызывает Лопата.

- Чё надо? - привыкший к шуткам товарища отвечает Николай Долгушин.

- Мерлан, встречай! Подъезжаем.

Саша оборачивается к нам, подмигивает и говорит: "Зато всё зашифровано. Учитесь!". Интересуюсь у него, что такое "мерлан", поскольку понятно, кто зашифрован под ником "лопата". "А это такие гидравлические комби-ножницы, которыми пользуются спасатели. Можно раздвинуть железобетонные балки или отрезать железный профиль. Вещь в общем!". Понятно.

Пока ждём Николая, фотографирую красивых представителей местной фауны - маленьких медуз, которых раньше не было в водах Станционной протоки. А сегодня вдруг появились. Красивые. Похожие на цветы - лесные гвоздики.

Переоделся. Собрал все вещи.

Все парни собрали вещи, поскольку мы освобождаем кубрики. Максим и Саша Шлюшинский перебираются на Стационар к Павлу и Кириллу. А в наши кубрики заедут волонтёры-экологи. Сидим и дружно перебрасываем друг другу на флэшки фотоснимки. Пообедали. Поблагодарили Олега и Мишу: "Спасибо, мужики, что готовили для нас". "Вам спасибо", - отвечает замечательный Михаил. Олег за стенкой в ответ бурчит что-то доброе. Как медведь. Как бурый медведь.

Все дела вроде сделаны. Когда прилетит вертолёт, неизвестно. Ожидаем через пару часов. Что делать? Сходил к Полярной станции.

Сфотографировал её и юморные картины, нарисованные на месте окон. Сделано с задумкой.

Сегодня встретились с Н. И. Никоновым в Доме. Николай Иванович тепло с нами поздоровался и передал Олегу на кухню целое ведро омуля. Неожиданный и приятный жест.

Рядом с Полярной станцией есть указательный столб.

На нём набиты стрелки с названием городов и цифрами расстояния до них. Омска на столбе нет. Я так и не удосужился найти время изготовить. Всё чем-то был занят. Зато есть "Омская область. Город Тара". Молодцы тарчане.

Из достопримечательностей Базы я, пожалуй, не рассказывал о Маяке.

Насколько я понял из разговоров, его соорудили в 1930-е г. первые работники Полярной станции. На вершине маяка установлен прожектор, который и работал по назначению. Таких маяков на острое Белый несколько. В прежние времена они были очень нужны. Дело в том, что море вокруг острова очень мелкое, и морским судам к нему подходить нельзя. Поразительно, но собран маяк без использования кранов и какой-либо тяжёлой строительной техники. Только с помощью рук и блоков. Его брёвна скреплены тяжёлыми железными скобами. Трудно себе представить, как такое сооружение можно было воздвигнуть.

Сейчас маяк обветшал. А. В. Мажаров переживал во время нашей первой встречи о его судьбе. Ведь по сути это памятник человеческой инженерной мысли! Но сейчас он представляет опасность. Ветхий. Поэтому его придётся уронить. Придётся. Александр Викторович предостерёг нас от желания взобраться на вершину маяка: "Последний раз на него Никонов лазил. Только чудом остался живой". Вот про маяк, пожалуй, и всё. Он, конечно, визитная карточка Базы. Жалко, если его не станет.

Из Дома мы перенесли к часовне свои вещи, чтобы потом было ближе их таскать до вертолётной площадки. С нами летят и "беспилотники". Валерий и Дмитрий возвращаются в Санкт-Петербург. Подтаскивают к нашему барахлишку свои огромные ящики с оборудованием. Солидно.

Возвращаюсь к Дому. Встречаю Лёшу Леонтьева. Рядом верный Боцман.

Лёша говорит, что поможет Саше Шлюшинскому перевезти вещи в Стационар. Вещей у начальника много. Решаю, что Максиму Егорову тоже не помешает чья-то помощь. Надеваю один из рюкзаков Максима. Все вместе вчетвером топаем на Стационар. На полпути Лёша говорит: "Слышите шум?". Через несколько секунд тоже слышу далёкий шум вертолёта. Надо же, быстро долетели! Саша показывает нам знаками, чтобы мы ускорились, что мы и делаем. Бросаем их вещи в один из балков и обратно. Нужно встречать экологов и Ирину Плетянову, помогать им разгрузиться.

Вертолёт садится не на площадку у Полярной станции, а рядом с маяком. Прямо на тундру.

Это гораздо ближе к Дому. Подходим. Из вертолёта один за другим выходят 18 ребят - поджарых, весёлых и чем-то друг на друга похожих. Быстро перетаскали вещи. Мы помогаем. В одну из ходок встречаю девушку. Девушку! Это и есть Ирина Плетянова.

- Позвольте, я Вас сфотографирую. Я Алексей Матвеев, пишу дневник о нашей экспедиции. Мне нужно Ваше фото.

- Здравствуйте, Алексей. Мне про Вас Шулинин рассказывал. Он вчера читал в интернете первые ваши страницы Полярного дневника. Ему понравилось. Жаль, что меня раньше к вам на остров не прислали. Борта не было.

- Да. Жаль. Мне вот тоже, Ирина, жаль, что мы не сможем поучаствовать в эксгумации. Но главное, что нам удалось их найти. Мы очень волнуемся о том, сколько удастся найти в итоге человек. Будем ждать вестей! Удачи Вам!

- А Вам доброго полёта!

Заношу свои вещи в вертолёт. Спрашиваем с Ильей Шапаренко у командира экипажа:

- Вещи как складывать? На корму, по центру, по стенкам?

- А сколько вас летит?

- Семь.

- Тогда как хотите, так и складывайте. Неважно.

Понятно. Наш вес для Ми-8 - пушинка. Возвращаюсь в Дом. Саша Шлюшинский раздаёт нам одежду. "Горки", зимнюю куртку "Аляска". На память об экспедиции. На крыльце прощаемся с Николаем Долгушиным, Сашей Патаржинским, Сергеем Качаном. Счастливо, мужики! Спасибо!

Перед трапом Сергей Дятченко передаёт для Титовского посылку.

Говорю: "Спасибо, Сергей, за помощь в установке памятной таблички конвою. Это было для меня и моих товарищей из Омска очень важно". Жму руку. Сергей улыбается и говорит: "Для нас тоже важно. Вы там где-нибудь упомяните, что Российский центр освоения Арктики принял участие. Нам будет приятно". "Обязательно", - обещаю я.

Загрузились. Помогли Дмитрию и Валерию загрузиться. Максим Егоров выставляет нас на общее фото у вертолёта. Последнее общее фото.

Всё. "Прощайте, парни! Пишите! Интернет есть! Очень ждём вестей с раскопа!"

Командир корабля включил винты. Пока двигатель разогревается, один из членов экипажа выдаёт нам спасжилеты и знаками объясняет, как ими пользоваться.

Расписываемся в двух соответствующих инструкциях.

Через пять минут взлетаем. С высоты наблюдаем места, по которым ходили, ездили. Дом, Свалка, ТРЭКОЛ.

Наши Дом, Свалка, ТРЭКОЛ. Навсегда. Прощай, остров.

Летим над проливом Малыгина на Большую землю. Солнце и МОРЕ (то самое МОРЕ) дарят нам прекрасные картины.