Соцсети стали частью нашей жизни и средой для целеустремленных людей. Они хороши для тех, кто знает, чего хочет. Такие люди рискуют гораздо меньше, чем те, кто заходит туда "просто так". Ясно, что большинство подростков - из числа последних. Их интересует мир взрослых, как он есть, и общение со сверстниками. Соцсети - широкий спектр полезных и опасных возможностей. Там реально добавить в друзья скрытого педофила или сотню подростков из европейских стран, с которыми можно практиковать, например, письменный английский язык. Но соцсети не подходят для комплексного изучения чего-либо. Они подобны телеканалу, показывающему видеоклипы обо всем на свете вперемешку.
Важно, чтобы у подростка была постоянная альтернатива соцсетям: в первую очередь - дружеское общение с родителями, во вторую - спорт, рукоделье, физический труд (например, работа на дачном участке), чтение литературы, кружки и десяток сверстников вне его класса, с чьими семьями знакомы родители подростка. В идеале несовершеннолетнему не стоит входить в интернет без взрослых, видящих происходящее на мониторе. Родители сталкиваются с одинаковыми трудностями, как с Интернетом, так и с другими увлечениями детей. Родителям важно знать о намерениях своих детей и поддерживать их в этих действиях. Дети могут не захотеть рассказывать о том, как они используют Интернет. Они могут быть против вмешательства родителей в процесс использования Интернета, особенно если они считают, что родители ограничат их в этом. Важно помнить о том, что Интернет является огромным ресурсом с большим объёмом увлекательной и образовательной информации.
Кроме того, важно не слишком остро реагировать или чрезмерно ограничивать детей в использовании Интернета. Чтобы дети могли извлечь самое лучшее из такого ресурса и для обеспечения их безопасности, необходимо осознавать все связанные с этим риски. Дети учатся, экспериментируя, путём проб и ошибок. Если вы сами увлекаетесь Интернетом и знакомы со всеми его аспектами, это очень поможет вам при обсуждении Интернета с детьми. Кроме того, вам будет проще выяснить, как ваш ребёнок использует Интернет, и непрерывно вести диалог, который будет длиться до достижения детьми совершеннолетия. Чем больше вы знаете о том, как ваш ребенок использует Интернет, тем проще будет определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным. У ребёнка могут быть превосходные навыки использования Интернета, но жизненный опыт взрослых может оказаться бесценным при объяснении детям принципов поведения в виртуальном мире.
Дети до 7 лет
Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета. Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере. На этом этапе родители могут установить первые внутренние правила использования компьютера. Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем. Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого. Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета. Самым безопасным решением является создание для ребёнка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.
Дети 7-9 лет
Юные школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей. Родители и дети должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим образом, и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7-9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук). Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям стать ответственными и способными самостоятельно и безопасно работать в Интернете. Родители могут поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям. В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования Интернета и пересматривать их по мере взросления детей. Использование Интернета дома по-прежнему разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает получение помощи в любой проблемной ситуации.
Если компьютер установлен в комнате, которой пользуется вся семья, использование Интернета становится естественным для повседневной жизни. Ребёнок ещё не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому ему/ей всегда следует спрашивать разрешения у родителей перед публикацией личной информации. Чаты и другие общественные интерактивные обсуждения пока не подходят ребёнку этого возраста. В качестве адреса электронной почты, который используется этой возрастной группой, должен использоваться общий семейный адрес электронной почты.
При создании учётной записи пользователя с ограниченными правами ребёнок может научиться использовать компьютер самостоятельно. Ознакомьтесь с дополнительной информацией: Безопасная рабочая среда. Для предотвращения доступа к неуместным сайтам можно также применять программы фильтрации, но важно, чтобы родители по-прежнему активно участвовали в использовании Интернета ребенком.
Дети 10-12 лет
Школьники уже могут знать, как использовать Интернет в различных целях. Родители могут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может также использоваться для планирования вопросов, касающихся всей семьи. Это даёт возможность родителям и детям обсудить надёжность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации.
Ребёнку необходим родительский присмотр и контроль, а также знание законов правильной работы в Сети. Тем не менее, ребёнок может узнать, как избавиться от присмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими или несоответствующими его потребностям. Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешённых и запрещённых действий в Интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения.
Примеры: ответственность отправителя сообщения, загрузка файлов и авторское право и установка программ. Договоритесь, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорите о рисках, связанных с разглашением информации. Если ребёнок уже заинтересовался общением в чатах или IRC, родителям следует обсудить с детьми их безопасность и контролировать их опыт в интерактивных обсуждениях. Многие дети любопытны и любознательны, поэтому родителям необходимо акцентировать внимание на необходимости безопасного и осторожного использования. Систему безопасности информации также необходимо обновлять.
Дети 13-15 лет
В этом возрасте Интернет становится частью социальной жизни детей: в Интернете они знакомятся и проводят время, ищут информацию, связанную с учёбой или увлечениями. При более высоком уровне грамотности использование Интернета открывает множество возможностей. Родителям может быть очень сложно узнать о том, чем их ребёнок занимается в Интернете. В этом возрасте дети также склонны к риску и выходу за пределы дозволенного. Технические ограничения и запреты могут оказаться неэффективным способом повышения уровня безопасности в Интернете. Дети 13-15 лет могут захотеть сохранить свои действия в тайне, особенно если родители раньше не интересовались и не узнавали о способах использования Интернета ребёнком. Важным моментом для семьи становится участие в открытых дискуссиях, а для родителей - заинтересованность в том, что ребёнок делает и с кем использует Интернет. По-прежнему необходимо следовать установленным внутренним правилам. Подросток может всё ещё неадекватно оценивать явления, поэтому ему необходима помощь взрослого в случае, если он, например, захочет разместить свои фотографии или личную информацию на веб-сайте. Родители должны проявлять интерес к собеседникам детей из Интернета, как и ко всем другим друзьям. Родителям рекомендуется принимать участие в ситуациях, когда ребенок хочет познакомиться с новыми людьми через Интернет. Родители не должны слишком остро реагировать, даже если выяснится, что произошло что-то "ужасное", когда ребенок находился в Интернете. Они по-прежнему могут направлять ребёнка, чтобы он имел дело только с уместным материалом. Например, существуют хорошие интерактивные службы, занимающиеся вопросами сексуальности и здоровья, которые предназначены для молодой аудитории. Молодёжи необходимо осознавать, что они в любой момент могут поговорить с родителями, если им неприятно то, с чем они столкнулись в Интернете.