В современном мире подростки пользуются интернетом для общения с друзьями и сверстниками, участвуют в сетевых сообществах по интересам, выполняют школьные задания, следят за успехами любимых спортивных команд, музыкантов, читают новости, скачивают рефераты, музыку, фильмы, смотрят ролики и закачивают свои, ищут новых знакомств. Но, все эти инновационные коммуникационные технологии предоставляют дополнительные возможности для нанесения вреда человеку, в результате чего растёт число интернет-преступлений против личности. Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики с элементами насилия стали, к сожалению, привычной частью российского сегмента интернета. Популярные ныне социальные сети постепенно превращаются в поле боя, где подростки выясняют отношения, издеваясь друг над другом, теряя грань между реальностью и игрой. И, по статистике, каждый пятый ребёнок в сети становится жертвой кибербуллинга.
Кибербуллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого - шутки, которые не воспринимаются всерьёз, на радикальном же - психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Кибербуллинг предполагает наличие угроз, сексуальных и уничижительных замечаний, разжигание ненависти. В отличие от традиционного буллинга, который требует противостояния лицом к лицу, жертвы кибербуллинга часто даже не видят своих обидчиков и порой не понимают, кто поступает с ними таким образом. Этот вид травли переносится куда более тяжело, чем даже физические унижения и избиения. Кибербуллинг - это преднамеренные и продолжающиеся на протяжении определённого периода времени агрессивные действия с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи.
Атака при кибербуллинге может быть очень болезненной и внезапной. Так как электронные сообщения очень сложно контролировать и фильтровать, жертва получает их неожиданно, что приводит к сильному психологическому воздействию. Личность людей, применяющих кибербуллинг, остается анонимной. Ребёнок не знает, кто преследует его, и склонен преувеличивать опасность. Анонимность преследователей делает воздействие запугивания особенно сильным. Жертвы кибербуллинга ещё сильнее, чем жертвы реальных нападок, боятся обращаться за помощью к взрослым, так как опасаются дополнительного наказания - лишения привилегий пользоваться компьютером или мобильным телефоном, что для многих родителей является логическим выходом из подобной ситуации. Страх потерять доступ к виртуальному пространству заставляет жертв кибербуллинга скрывать свою проблему от взрослых.
Чтобы предотвратить проблему кибербуллинга, нужно детей с самого раннего возраста учить безопасному использованию компьютера и интернета. Необходимо учить детей выходить из конфликтных ситуаций, не спешить выбрасывать свой негатив в киберпространство. В Сети, как и в жизни, нужно вести себя вежливо, не делать того, что может оскорбить других людей или противоречит закону. Доступ к виртуальному миру требует введения чётких правил пользования и разъяснения, в каких случаях и какое поведение считается нормальным и будет безопасным. Детям, которые родились в мире цифровых технологий, нужны современные способы освоения мира. Но отпустить ребенка в интернет - всё равно что оставить его одного в незнакомом городе. Родители должны постоянно следить за общением подростков в сети, чтобы вовремя оградить своих детей от пагубных последствий угроз киберхулиганов.