Дарья Молчанская
"Тридцать пять зим"
Омский театр мод "ОбраZ" отмечает юбилей
"Омск Здесь" узнал, как Театр мод "ОбраZ" прошёл путь от любительского студенческого кружка до покоряющего мировые сцены уникального творческого проекта.
Этот театр начинается не с вешалки…
"Тридцать пять зим", или большая история маленького театра мод. На протяжении 35 лет "ОбраZ" строит в Омске свою империю "О". Сегодня, 30 марта, коллектив отмечает юбилей в Санкт-Петербурге большим перформансом-коронацией. В нём примут участие все те, кто когда-то создавал этот проект и был его идейным вдохновителем. |
История первых постановок театра мод "ОбраZ" начинается в 1984 году, а в 1988 году на счету коллектива уже первая победа на Российском студенческом фестивале молодых модельеров в Иваново. Однако первые постановки, как вспоминает первый руководитель театра, дизайнер одежды и украшений Елена Шнякина, начались ещё в конце 70-х, когда в Омске открылся Технологический институт.
Елена Шнякина
- Я ещё не поступила в институт, но уже демонстрировала модели студентов по дисциплине "Выполнение проекта в материале". Это были разовые показы, но зал собирался полный. Причём это было очень интересным для студентов других специальностей: конструкторов, технологов. Мы сразу стали институтскими знаменитостями и даже бегали в столовую без очередей, - рассказывает Елена Шнякина. - Я руководила театром до 1987 года. Не могу сказать, что с меня все начиналось, но первые постановки начались тогда.
Датой официального рождения творческого студенческого сообщества - театра мод "ОбраZ" принято считать 1984 год. Он возник на кафедре "Художественного моделирования" (ныне кафедра "Дизайн костюма"). Именно тогда креативные студенты объединились в творческую группу, которая стала проводить необычные показы одежды.
Смотры проходили в простой учебной аудитории, а за свет, музыку и выход моделей отвечали выпускники Московского технологического института, которые учились у модельера Вячеслава Зайцева. Яркая харизма первых участников "ОбраZа" начала задавать определённый характер театру, и коллектив начали приглашать на городские и областные мероприятия.
- Мы ездили в сельские клубы, партком посылал нас на день выборов, и мы переодевались за занавеской среди ящиков. Когда у нас начались хозяйственные темы, мы разрабатывали одежду для работников сельского хозяйства и ездили на ВДНХ, - вспоминает Елена Шнякина. - Студенческий театральный кружок "Семь дней" включал фрагменты наших выступлений. Руководителями были знаменитые сегодня актёры, например, Юрий Кузнецов. Мы собирали полные залы. Всё было по-студенчески весело, мы набирались опыта, и выступления становились всё более профессиональными.
Одновременно триумф театра даёт толчок развитию омской школы дизайна. Многие из тех, кто в студенчестве занимался в омском театре мод, сегодня успешно работают в fashion-индустрии, в том числе за пределами России. Другие продолжили передавать свой опыт младшему поколению, в том числе участникам "ОбраZа". В их числе доцент кафедры "Дизайн костюма" Наталья Соснина.
Наталья Соснина
- Сначала я была в театре манекенщицей. Показывали тогда работы студентов, а не готовили постановки специально. Тогда это ещё не было настоящим театрализованным действом, обычное дефиле, но с музыкой и определённым порядком выхода, - вспоминает Наталья Соснина. - Со временем он стал больше походить на театр со своими смыслами и задачами, а при нас это была больше хорошая самодеятельная история.
Здесь и сейчас нет профессиональных актёров - эмоции на сцене передают студенты. Они примеряют те роли и образы, которые заложены в костюмах и музыке. Нет здесь и режиссёра и сценариста - только перформанс - импровизация, в которую каждый может внести свои мысли и эмоции. Зато каждый костюм - уникальная работа дизайнеров.
- Самое важное в этой истории то, что костюмы проживают не один сезон, а появляются в новом амплуа в разных постановках, независимо от времени. И наполненные смыслом они с каждым выходом раскрывает новую грань. Музыка и образное решение могут предать коллекции иное дыхание. Каждый спектакль - совершенно уникальная форма, каждый спектакль про что-то новое. Для меня все спектакли как один большой, который когда-то начался и до сих пор продолжается, - говорит Наталья Соснина. - "ОбраZ" сегодня - это современные и актуальные формы. Это интересно и как музыкально-пластическое искусство, и как качественно подобранный аудио и видеоряд. Мы дали возможность увидеть в городе альтернативный театр.
Постановки "ОбраZа" - это уникальный синтез пластики, музыки, костюма, света и, конечно, идей. Каждое атмосферное действие содержит интеллектуальный и созидательный смысл, размышления о чувствах, отношениях между людьми, а также событиях и образах.
В 90-х "ОбраZ" начинает балансировать на грани театра и моды, а каждая постановка давала зрителю повод задуматься. Направление и идеи для будущих спектаклей начинает задавать новый художественный руководитель театра - Эмма Васильева, и уже в хаосе мозгового штурма и дружеской атмосфере репетиций появляется концепция будущих перформансов.
В 90-х "ОбраZ" начинает балансировать на грани театра и моды, а каждая постановка давала зрителю повод задуматься. Направление и идеи для будущих спектаклей начинает задавать новый художественный руководитель театра - Эмма Васильева, и уже в хаосе мозгового штурма и дружеской атмосфере репетиций появляется концепция будущих перформансов.
Эмма Васильева пришла в театр ровно 25 лет назад. Именно тогда у театра начинается другая история… Её история… |
На заре двухтысячных у "ОбраZа" впервые появляются концептуальные перформансы. Тогда, как рассказывает Эмма Васильева, коллективы начинает работать "с образом и на образ".
И если первые показы проходили с некой индивидуальной подачей, то с приходом Эммы Васильевой театр начинает заниматься разными художественными практиками, в том числе перформансами. Каждый спектакль - это синтезированное действо, и для каждого показа выбирается своя тема и создается атмосфера. В это же время у каждого спектакля появляется свой зритель.
И если первые показы проходили с некой индивидуальной подачей, то с приходом Эммы Васильевой театр начинает заниматься разными художественными практиками, в том числе перформансами. Каждый спектакль - это синтезированное действо, и для каждого показа выбирается своя тема и создается атмосфера. В это же время у каждого спектакля появляется свой зритель.
- У меня дизайнерское режиссёрское видение, поэтому на спектакли я всегда смотрела как на картинку. Каждый кадр должен быть с чёткой композиционной расстановкой людей, видеоарта и ритма. Идеи витают в воздухе, а ты понимаешь, когда и где они будут интересны. Тема должна быть актуальной, злободневной, с одной стороны, и вечной, с другой, - рассказывает Эмма Васильева. - Каждое кадровое обновление коллектива приносит что-то новое: музыку, движение, смысловые категории.
Движения тела, мимика, модный костюм, музыка, видеоарт - всё вместе это создаёт интересную историю на сцене, эмоционально трогающую зрителя. Методику "образовцы" иногда "подсматривают" в Москве и Санкт-Петербурге, используют и зарубежный опыт.
Эмма Васильева
- Тогда мы уже знали о театре Пьера Кардена и театра Славы Зайцева. Мы не подражали, но вдохновлялись и выстраивали свою концепцию театральных постановок. Вначале спектакли были менее концептуальными, но более театральными и игривыми. Позже ушли театральные жесты и движения, и мы стали стилизовать модные показы под определённую идею, думать над общим, цельным посылом. Трудно описывать современную культуру и искусство, поскольку всё строится на текстах, смыслах и подтекстах. Как бы эти слова ни звучали абстрактно, но это так. Время постмодерна, в котором мы живём, наполнено цитатами и отсылками, и важно, чтобы они превращались в визуально интересную картинку. Наша эстетика модного перформанса - это наш уникальный путь в современной зрелищной культуре, - рассказывает Эмма Васильева.
В конце 90-х годов попасть в коллектив мечтал каждый второй студент, но отбор проходили не все. Известный сегодня дизайнер Ирина Бумагина пришла в "ОбраZ" в 1999 году, но заметили её не сразу.
Ирина Бумагина
- У меня были хорошие внешние данные, но я плохо ходила на подиуме. Я старалась и отрабатывала каждый шаг. И если девочки, которых взяли со мной, вышли на подиум уже через три месяца, то я только через год. За десять лет я застала разную погоду в коллективе. При мне начали появляться первые настоящие спектакли, и я успела застать историю, приближенную к современным постановкам. Именно тогда "ОбраZ" начал ездить на гастроли по России. Тогда это был очень мощный для нас рывок, - вспоминает Ирина Бумагина. - С утра отучился, а потом пошёл на репетицию, и там до ночи. И мы, студенты, у которых не было денег, делили банку тушёнки на весь коллектив. Так получилось, что самые близкие мои друзья - все из "ОбраZа". Я могу назвать это местом, которое меня сформировало.
В жизни Алексея Галкина, наоборот, "ОбраZ" возник случайно, но остался в ней также на 10 лет. Парень с модельной внешностью приглянулся "образовцам" на одном из студенческих капустников в 2010 году.
“
"За всё это время театр был моей жизнью: "ОбраZ" для меня - это я в "ОбраZе", -так говорит об этом времени Алексей.
Алексей Галкин
- В моё время "ОбраZ" был очень разным. Театр переживал несколько смен поколений, взлёты, падения, был претенциозным, растущим и андеграундным. Но при этом всегда оставался домом. Часто вспоминаю свою первую репетицию. Я совершенно не понимал, что происходит, но мне объяснили, что так и должно быть и это пройдёт, - поделился Алексей. - Развивать подобный проект действительно очень трудно. Есть такая теория, что для зарождения жизни на Земле должно было совпасть огромное количество случайностей. Так же и с нашим театром. Он появился в нужном месте и в нужное время. Это баланс, который нужно соблюдать. Но в этом и сложность - оставаться близко к тому формату, который родился, и постоянно жить в поиске чего-то нового, в переосмыслении.
Вдохновением для нового спектакля может быть любой творческий источник, просмотренный фильм, прочитанная книга, проскользнувшая в голове мысль или интересный разговор. Использование в постановках современного видеоарта, световых декораций, уникальных дизайнерских коллекций и необычного звукового оформления, позволяет привлекать внимание каждого зрителя.
Сегодня для многих участников "ОбраZ" - это не только уникальное общество, где можно проявить себя, а семья, которая пытается рассказать миру о моде и искусстве на другом языке.
- Впервые с театром я встретилась на "Ночи музеев" во Врубеле. То, что было показано, просто, но в то же время красиво и со смыслом, очень меня вдохновило, и я тоже захотела это делать. Именно "ОбраZ" стал единственным местом, где мне это показалось реальным и естественным. Развивать такой формат нелегко. Это не массовая культура, а элитарная, и она требует определённой нотки вкуса. Иногда очень сложно найти ресурсы для воплощения какого-то нового проекта в жизнь. Лично для меня "ОбраZ" - это искусство, с помощью него я могу позволить себе самовыражаться.
По сей день каждый новый проект "ОбраZа" - это живые эмоции, яркий свет, цвета, необычные реквизиты и костюмы. География поездок расширилась от Читы на востоке и до Канн на западе. Любящий эксперименты "ОбраZ" каждый год покоряет новые города. На гастроли в Италию "образовцы" доставили 350 килограммов костюмов и реквизита: от меховых шуб до вышитых вручную балетных пуант и пачек.
За все 35 лет театр мод "ОбраZ" стал домом для многих творческих людей. Об этом говорит нынешний руководитель театра Светлана Кашуба.
- Коллектив театра всегда готов к экспериментам и наши проекты не похожи друг на друга. Сегодня театр бережно хранит традиции, заложенные ранее, но при этом уверенно шагает вперёд к новым экспериментам, - отмечает Светлана Кашуба. - Всех нас объединяет любовь - друг к другу, к делу, творчеству, к себе и, конечно, к театру. Каждый участник приходит в театр при разных обстоятельствах, но уверен, что это судьба.
Почувствовать себя зрителем и театрального представления, и модного показа - вот, что даёт театр мод "ОбраZ", который стал частью онлайн-площадки для коммуникации резидентов и совместной реализации творческих идей - Омской арт-резиденции. Уже 35 лет "ОбраZ" продолжает говорить со своим зрителем языком жестов, пластики и, конечно, дизайна.