В феврале в России отмечают День лифтовика. К этому празднику имеют отношение все, кто связан с этим видом транспорта, - от проектировщиков шахт до специалистов, которые обслуживают лифты в зданиях.
День лифтовика - неофициальный праздник. Впервые заговорили о нём в 1949 году, когда глава государства Иосиф Сталин 1 февраля подписал постановление об организации производства 256 быстроходных и нормальных лифтов для семи многоэтажек в Москве. Таким образом, этот праздник представители отрасли отмечают в юбилейный, 70-й раз.
Под быстрыми лифтами подразумевалось, что кабина будет развивать скорость до 3 м/с. Для того времени это было уникально.
Сейчас скоростные лифты перемещаются намного быстрее - от 3,5 до 10 м/с. Для небоскрёбов инженеры создают лифты со скоростью до 17 м/с (61 км/ч). Чтобы уменьшить нагрузку на пассажиров, такие кабины оборудованы электронной системой контроля за давлением воздуха.
В обычных жилых домах, в которых живёт большинство омичей, стоят относительно медленные лифты, двигаются они со скоростью от 1 до 1,6 м/с.
Корреспондент "Омск Здесь" побывал на лифтостроительном предприятии г. Омска - ООО "ПКФ Сиблифт", где пообщался с исполнительным директором Дмитрием Архиповым.
Отметим, что мощность омского предприятия рассчитана на выпуск 2,5 тыс. лифтов в год. По итогам 2018 года омичи занимают третье место среди российских производителей лифтового оборудования, реализовав 1259 лифтов. На лидирующих позициях Карачаровский механический завод (ПАО "КМЗ") и Щербинский лифтостроительный завод (ОАО "ЩЛЗ"), мощность которых составляет тысячу лифтов в месяц.
- Дмитрий Петрович, какой товарооборот у предприятия и в какие города поставляете лифты?
- Мы приобрели станок лазерной резки. Это позволило не только нарастить объёмы выпускаемой продукции, но и изменить технологию производства. Благодаря чему впервые за всю историю завода товарооборот предприятия в 2018 году составил более 1,5 млрд руб. География наших поставок обширна. Лифты нашего производства установлены практически во всех регионах нашей страны, а также в Казахстане. Особенно мы гордимся одной точкой на карте - это космодром "Восточный".
Технологии омского предприятия позволяют производить широкопроходные лифты, которыми могут пользоваться инвалиды-колясочники. Двери у таких лифтов идут по широкой стороне и открываются с двух сторон. В них можно войти прямо с улицы.
- Сколько людей, времени и металла необходимо для производства одного лифта?
- Срок изготовления оборудования составляет 30 дней. В зависимости от грузоподъёмности (400 кг, 630 кг, 1000 кг) и этажности на один лифт уходит 3-5 тонн металла. Что касается людей, то в среднем на производстве работает 173 оператора, а численность всего персонала составляет 350 человек.
- У вас в производстве только кабины или полная комплектация?
- Мы производим не только кабины, но и все узлы безопасности. В основе нашей продукции лежат собственные конструкторские разработки и проверенные промышленные решения. Все наши лифты оснащаются датчиками присутствия во входных зонах, что предотвращает зажатие пассажиров при входе и выходе, также оберегает лифтовое оборудование от поломки. Спеша в лифт, людям больше не нужно силой удерживать двери, система JunkFree сама защитит вас от зажатия дверьми.
Отметим, что каждый лифт конструкторы прорабатывают под конкретную шахту. Все лифты в каждой компании подлежат сертификации. И безопасности уделяется много времени. В интернете достаточно популярен запрос: "Что делать, если лифт оборвался и падает вниз?".
- В Омске подобных случаев не было. А как часто вообще обрываются лифты?
- Такое случается крайне редко. По факту на каждой кабине стоят датчики скорости и ловители. Как только скорость будет превышена, ограничитель механически оттормаживает и лифт сразу садится на ловители. Кроме этого, для удержания и передвижения лифта грузоподъёмностью 400 кг используются три троса, запас прочности каждого 5000 кг - почти 10-12-кратное превышение и запас надёжности.
Если вы всё ещё сомневаетесь в безопасности, то посмотрите наш видеоролик с советами, что делать в чрезвычайных ситуациях
По законодательству РФ срок службы каждого лифта 25 лет. Если их правильно и вовремя обслуживать, то они довольно долго ходят. Затем лифт обследует инженерный центр. Его специалисты совместно с Ростехнадзором дают заключение и, если всё хорошо, то лифт можно эксплуатировать дальше.
- Самый старый лифт, с которым вам приходилось "встречаться"?
- Недавно мы модернизировали лифт импортного производства в Тобольске, который отработал более 40 лет.
Если раньше думали только о безопасности лифтов, то сейчас производители и заказчики хотят видеть ещё и красивые лифты. Помимо использования различных цветов и покрытий в отделке кабины, производители активно работают с подсветкой, применяя энергосберегающие лампы. Также лифты комплектуют зеркалом, делают пол из керамогранита, устанавливают видеонаблюдение. Кроме этого, встраивают голосовое управление лифтом.
- Дмитрий Петрович, приходилось вам делать лифт с 3D-рисунками?
- На сегодняшний день таких заказов не было. Да и лифты должны соответствовать ГОСТу по вандалозащищённости. Можно, конечно, это пробовать, но в первую очередь надо следовать букве закона.
- В России есть два известных бренда в лифтостроении: КМЗ и Щербинка. "Сиблифт" среди российских компаний на третьем месте. Как в целом обстоят дела в этом сегменте? Конкурентов много?
- Эти два завода с историей и богатым опытом. Они были основаны ещё в Советском Союзе. На сегодняшний день есть небольшие заводы, например, как наш. От нас немного отстаёт "Евролифтмаш", объёмы которого примерно такие же. Также есть заводы в Санкт-Петербурге, Челябинске и Красноярске. Много дочерних предприятий на территории РФ имеет ОАО "Могилёвлифтмаш". Это основные игроки. В последнее время в Китае активно развивается лифтостроительная отрасль, а это значит, что количество конкурентов растёт. "Сиблифт" сейчас на третьем месте среди отечественных производителей. Но, если говорить по всем производителям, лифты которых установлены в России, то у нас шестое место.
- Есть институты, колледжи, где обучают именно профессии лифтовика, или потом инженер, оператор изучает всё на практике?
- В стране созданы центры по обучению - Центры оценки квалификации (ЦОК). Сотрудники всех монтажных и обслуживающих организаций должны пройти соответствующее обучение и получить сертификат. Только тогда специалист может быть допущен к монтажу и обслуживанию лифта.
- Если вернуться к празднику День лифтовика, то, что это за профессия?
- Цепочка довольна длинная. Изначально инженер готовит проект, а строитель строит лифтовую шахту. Потом персонал лифтостроительного завода производит оборудование, которое монтажные организации устанавливают и монтируют. И замыкает цепочку обслуживающая компания. Вот каждого из вышеперечисленных можно назвать лифтовиком. К каждому определённые требования по работе, навыкам, знаниям, для того, чтобы лифт был надёжным и удобным.
Индустрия лифтостроения в Омске развивается. В этой отрасли работают целыми династиями. Если раньше приходилось искать работников, то сейчас работодатель уже выбирает лучших специалистов среди соискателей. На базе омского предприятия студенты вузов и ссузов проходят практику. В результате после окончания учебных заведений бывший студент получает возможность работать и развиваться дальше, а компания получает квалифицированного специалиста.
Фото: Илья Петров