Дарья Молчанская
Обман со скидкой: как наживаются на распродажах
Эксперты рассказали, как обойти ловушки ретейлеров и не стать жертвой в период масштабных распродаж.
По всему миру начался сезон распродаж. 11 ноября проходил Всемирный день шопинга, на этой неделе состоится "Чёрная пятница", а вскоре стартуют предновогодние распродажи. Вместе со специалистами "Омск Здесь" разобрался, обманывают ли покупателей или дают шанс приобрести товар с выгодой.
СМОТРИ В ОБА
Продавцы рассчитывают на невнимательность покупателей и вешают яркие ярлыки с перечёркнутыми цифрами. При этом цены, которая зачёркнута, никогда и не было. В итоге вы приобретаете товар не только без скидки, но и существенно переплатив за него.

Ещё один распространённый случай манипуляции вниманием - большая двузначная цифра с процентом и маленькая приписка "до" перед ними. Увидев заманчивое предложение, покупатель побежит за выгодными покупками. Однако на деле окажется, что со скидкой продаётся всего несколько вещей. Конечно, у покупателя настроение испортится, но вряд ли он уйдёт из магазина ни с чем.
Арсен Пономарёв
бизнесмен, владелец магазина "НоваТор"
- Если большие скидки идут на электронику, в меньшей степени на бытовую технику, то это связано с устареванием. Электроника очень быстро устаревает, и то, что полгода назад стоило, условно говоря, тысячу рублей, сегодня может стоить пятьсот. Это вполне обосновано, - говорит бизнесмен, владелец магазина "НоваТор" Арсен Пономарёв. - Что касается одежды, то здесь действует другая модель. Если это фирменная одежда, то большая часть стоимости - это бренд. Реальная себестоимость одежды, которую вы берёте за 10 000 рублей, - рублей пятьсот. Если вам в конце сезона дают скидку в 70 %, то, скорее всего, это правда. То есть, руководствуйтесь здравым смыслом.
Ещё одна классическая схема обмана - рекламодатель делает большую скидку на определённый товар. Он становится хедлайнером маркетинговой кампании. И его реклама размещается в интернете и на билбордах, на ТВ и в журналах. Однако, когда покупатель приходит в магазин, оказывается, что товара уже нет в наличии. Таким образом покупателя сознательно заманивают в торговый зал в расчёте на то, что с пустыми руками он не уйдёт.
Евгения Климанова
генеральный директор ООО "Маркетинговое агентство "Делфи"
- Бизнесмены не хотят работать себе в убыток. В "чёрную пятницу" очень ограниченное время, многие компании говорят, допустим, что товар будет со скидкой в ограниченном количестве, например, только пять смартфонов будет со скидкой. Это загоняет покупателя в круговерть: купи быстрее, пока другие тебя не опередили. Человек начинает быстро покупать, причём часто не нужные для него вещи и по завышенной цене, - говорит генеральный директор ООО "Маркетинговое агентство "Делфи" Евгения Климанова.
СКИДКА УЦЕНКЕ РОЗНЬ
Супермаркеты объявляют скидки чаще, чем раз в год, ведь продукты питания, в отличие от штанов и лифчиков, имеют срок годности. Формально это не скидки, а уценка. Однако не все продавцы предупреждают покупателей о том, что срок годности у продуктов на исходе.
- Нужно смотреть, какие основания для скидки. Если вам с большой скидкой продают малоизвестное вино, скорее всего, это неправда. Если вам продают в надёжном месте с хорошей скидкой общеизвестный алкогольный напиток, скорее всего, это правда. Просто поставщик дал продавцу акцию, - объясняет Пономарёв. - На продукты длительного хранения бывают очень большие скидки, когда приближается окончание срока годности. Срок годности всегда делается с запасом. Например, если срок годности год, то на самом деле продукт безопасен для потребления 15 месяцев. Поэтому, если остался месяц-два до окончания срока годности, довольно часто идут распродажи.
ОСТОРОЖНО, БРАК!
Обман кроется и в качестве товаров. Поддавшись соблазну, покупатели могут расхватать всё, что попадётся под руку. Пользуясь этим, недобросовестные продавцы сбывают бракованные товары. При этом вернуть приобретённые по акции товары обратно в магазин не всегда простая задача.
- Если очень часто и много скидок, то, скорее всего, это враньё. Особенно всякие ликвидации коллекции, ликвидации магазина - это просто трюк, - говорит Арсен Пономарёв. - Вообще скидки - это трюк. В большинстве случаев вы со скидкой купите товар дороже, чем без скидки. Производство должно работать. Шоу должно продолжаться. Скидками просто заинтересовывают людей.
ОНЛАЙН-ОБМАН
При покупке в интернет-магазине тоже много подводных камней. Во-первых, в период акций в сети появляется множество поддельных сайтов, а во-вторых, здесь также манипулируют ценой. Стоимость товара может измениться после введения в поле данных о банковской карте. А если клиент заинтересовался товаром, добавив его в корзину, то через некоторое время его цена будет выше, чем у других пользователей.
- Приёмы, которые используются в России и за рубежом, абсолютно одинаковые. Так делают и офлайн, и онлайн-магазины. Но онлайн-магазинам это делать сложнее, так как люди могут зафиксировать цены скриншотами и потом сравнить, - поясняет Климанова.
ЛОВУШКА ПРОМОКОДОВ
Участвуя в онлайн-распродажах, можно стать жертвой промокодов - виртуальных купонов. Это не только способ рассылки спама, но и возможность увеличения общей стоимости покупки: когда человек приобретает один товар, ему дают скидочный купон на последующую покупку товаров. Такие скидки способны заставить совершить даже самую ненужную покупку.

Ещё один вариант - переслать промокод другу, чтобы получить скидку самому. Встречаются и такие продавцы, которые требуют выполнить определённые условия. Например, купить товар на минимальную сумму или сделать репост рекламной записи.
ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ
Как уверяют маркетологи, причин проводить "утилизацию" товара в ноябре в России нет. Поэтому купить хороший товар намного ниже его реальной стоимости практически невозможно. Как правило, в дни распродаж в ход идут вещи из прошлогодних коллекций или залежавшиеся товары со склада.
- Чтобы избежать обмана, потребитель должен понять, что бесплатный сыр только в мышеловке. Если кто-то хочет получить очень дешёвый товар, хочет сэкономить, то лучше заранее смотреть, какие товары хочется купить в течение "чёрной пятницы", - говорит Евгения Климанова. - Лучше начать покупки в первые часы "Чёрной пятницы". Скидки могут быть только на выделенный ассортимент, поэтому нужно быть бдительным.
Распродажи в начале года, по словам маркетологов, вынужденная мера. В конце года люди совершают много покупок и в первые недели января включают режим экономии.
- Проведение акций как способ рекламы. Вы можете потратить деньги на рекламу, а можете на эти же деньги сделать скидку у себя в магазине. Если у вас товар небольшого ассортимента и пользуется более-менее регулярным спросом, то вы можете таким образом активизировать продажи, - говорит Арсен Пономарёв.
ТОП-10 ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ НА РАСПРОДАЖАХ
1
Следите за ценами в течение года
2
Сравните величину скидки в разных магазинах
3
Составьте список вещей
4
Избегайте предложений "Пять по цене одного"
5
Не ходите в магазин с полным кошельком или на голодный желудок
6
Проверяйте качество акционной продукции
7
Задавайте себе вопрос "Купил бы я этот товар без скидки?"
8
При покупке через интернет заранее смотрите итоговую цену товара
9
Сохраняйте чеки
10
Возьмите с собой равнодушного к скидкам человека