Дарья Молчанская
"Черная пятница"
в Омске
Как выгодно потратить деньги и не потерять от скидок голову
На этой неделе во всем мире пройдет глобальная распродажа - "черная пятница". Что делают магазины для привлечения максимального количества покупателей в этот день, как готовятся к трате денег сами потребители и насколько выгодно совершать покупки в это время, разобрался "Омск Здесь".
С чего все начиналось?
Родоначальником "черной пятницы" называют американского предпринимателя Фрэнка Вулворта, который в 1873 году в Пенсильвании провел первые распродажи. Когда они стали обычным делом, и продавцы увидели, что максимальную прибыль приносит предрождественское время, появилась традиция организовывать самые крупные в году распродажи сразу после Дня благодарения, который приходится на четвертый четверг ноября.

Фрэнк Вулворт
Почему пятница черная?
Этот термин появился в 1966 году в Филадельфии, и существует несколько версий его происхождения.
Денежная
В бухгалтерских отчетах убытки записывали красными чернилами, а прибыль - черными. В день распродаж число покупателей зашкаливает, а доходы, естественно, растут, поэтому в отчете преобладает черный цвет.
Транспортная
Именно ее принято считать официальной. "Черной" пятницу назвали, потому что на следующие сутки после Дня благодарения на дорогах возникали большие пробки из-за массовых распродаж.
Ощутить все прелести распродажи можно там, где она берет свое начало, - в США. Здесь это не просто день распродажи, а настоящий праздник. Торговые центры открывают свои двери с самого раннего утра пятницы, и американцы просто не ложатся спать, чтобы успеть к старту распродаж.

Как в России?
"Черная пятница" в России лишь подобие американской распродажи, и, поскольку Дня благодарения в нашей стране нет, распродажа проходит согласно заокеанским традициям - в конце ноября.
К всемирной распродаже Россия присоединится уже в пятый раз. Она стартует 23 ноября, в 19 часов. Акция продлится три дня, а скидки в магазинах могут достигать 90 %. И хотя многие продавцы заявляют о солидных дисконтах, но на деле оказывается, что цена товара не настолько привлекательна.

"Черная пятница" для российских ретейлеров - это не столько повод освободить переполненные товаром склады и распродать товары, а сколько возможность привлечь новых покупателей. Омские участники отмечают, что многие клиенты приходят, обратив внимание на рекламу "черной пятницы".
Юлия Тимофеева
Руководитель отдела маркетинга "Россювелирторг"
Акция "черная пятница" набирает обороты и с каждым годом все больше привлекает внимание со стороны покупателей. Будет неправильным сказать, что "черная пятница" поднимает продажи только в пятницу. Сейчас уже крупные федеральные компании перестали использовать эту акцию в течение одного дня, а выбирают период гораздо длиннее. В этом году мы запустили с 17 по 26 ноября. По итогам 2016 года продажи значительно выросли, и поэтому в этом году мы повторяем акцию для наших покупателей со скидкой до 50 %. В прошлом году мы наблюдали интересную специфику: акционный товар был выделен специальными черными ценниками "черная пятница", и таких украшений было куплено меньше, чем из общего ассортимента. Можно сделать вывод, что акция просто привлекает людей в магазины, а они уже покупают то, что хотят. Дальше все зависит от потребностей и предпочтений покупателя.
А мне это выгодно?
Несмотря на то, что в России еще учатся проводить аналог американской распродажи, "черная пятница" может быть выгодна и покупателям. Но чтобы остаться в плюсе, нужно позаботиться о своем участии в распродаже заранее. Заметив скидку на интересующий товар, не спешите его покупать, а проверьте, какова его стоимость в других магазинах и сколько он стоил до распродажи. Помните, что некоторые продавцы делают ценник для "черной пятницы" несколько дороже, чем в обычные дни.
Ольга Викторова
участница акции
В этот день есть неплохие скидки, хотя соглашусь и насчет удорожания товаров - это правда. То есть искусственно повысили цену, а в день распродажи вернули ее к первоначальной стоимости. Надо это отслеживать, например, с помощью специальных расширений для браузеров. Я так сделала, и оказалось, что за неделю до распродажи продавцы завысили цену на некоторые товары, которые я хотела приобрести: на телевизор, умные часы. В итоге я тогда купила только мобильный телефон. На мой взгляд, реклама создает нездоровый ажиотаж вокруг этой акции.
Отложите деньги заранее
Составьте список покупок, которые вам действительно нужны
Используйте сайты и зарегистрируйтесь, чтобы найти нужный интернет-магазин
Ознакомьтесь с правилами проведения "черной пятницы" в заинтересовавшем вас онлайн-магазине
Обратите внимание на отзывы покупателей об этом магазине в период распродаж
Сохраните ссылки на понравившиеся предметы и постарайтесь зайти на сайт в числе первых
Как подготовиться к "черной пятнице":
Сравните цены на конкретный товар в разных сетях или на сайтах-конкурентах
Как не потерять голову от скидок?
Чтобы не сойти с ума в сезон распродаж и не понести больших финансовых потерь, к "черной пятнице" стоит подготовиться и морально. Как отмечают психологи, покупка повышает уровень гормонов: человек получает удовольствие и испытывает минутное счастье. При этом в самом шопинге, как уверяют специалисты, нет ничего страшного, если подходить к нему разумно.
Наталья Грушко
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ОмГУ им Ф. М. Достоевского
В "черную пятницу" эффект спонтанных покупок выше в несколько раз, чем в обычные дни, потому что там добавляется очень мощный феномен - психология масс. Эффект заражения, состояния индицирования: "Я не успею, и кто-то опередит меня". Постоянные участники "черной пятницы" это люди зависимые, завлекаемые, которые не умеют считать деньги, и для них сценарий быстрой наживы является базовым. Как правило, участниками подобных акций становятся зависимые от впечатлений люди. Что происходит, когда человек приобретает товар? Вырабатывается гормон радости, и на гормональном уровне человек получает подтверждение о чем-то хорошем, стимул-реакция. А купленную вещь потом может никто и не открыть. Чтобы избежать спонтанных покупок, выберите товар, отложите его и попробуйте переключиться на что-то другое. Отойдите и посмотрите на все это со стороны, и потом уже можете вернуться. Можно взять с собой на "черную пятницу" кого-то с рациональным мышлением, чтобы обратиться за советом.
Что получают продавцы?
Конечно, "черная пятница" должна быть выгодной и для продавцов. Цель ретейлеров - заработать как можно больше, и распродажа позволяет им не только избавиться от залежавшихся на складе товаров, но и увеличить свою прибыль в несколько раз.
О своем участии в "черной пятнице" в этом году объявили десятки торговых организаций в России. Охотнее и щедрее в этом плане федеральные сети. К примеру, продажи в интернет-магазине "Связной" в прошлом году выросли на треть по сравнению с акцией 2015 года, а по сравнению со средним показателем ноября - почти в два раза.
Кристина Арустамова
менеджер по коммуникациям компании "Связной"
Нам интересно проведение акции "черная пятница", поскольку продажи в этот период увеличиваются. Конкуренция между продавцами в сегменте персональной электроники очень высокая, но в этот период она, по сути, не ощущается. Покупатели выбирают между разными предложениями нескольких компаний, и в результате продажи увеличивают все участники акции.
Однако в России делать такие большие скидки, как в Америке, пока не спешат, и закупаться товарами в "черную пятницу" на данный момент выгоднее за границей. В интернет-магазинах тоже можно найти заманчивые цены, к тому же онлайн-шопинг избавит вас от толпы разъярённых покупателей в магазинах. Среди популярных интернет-магазинов, где представлен большой ассортимент товаров, можно назвать AliExpress, eBay и Amazon.com. Но помните, что медлить в пятницу, 24 ноября, будет непозволительной роскошью, поэтому чтобы не остаться с носом, заранее убедитесь, что компьютер находится в рабочем состоянии и есть быстрый интернет.
Ярослав Иванов
постоянный участник акции
При заказе через интернет с качеством товара никогда не угадаешь. А ждать несколько недель доставки, чтобы потом не получить желаемого - сомнительное удовольствие. В черную пятницу 90 % магазинов дают скидки, так что просто легче найти все желаемое сразу. Но тут надо учитывать, что вся экономия нивелируется покупкой нескольких "не совсем необходимых вещей". Можно получить купоны, но большинство из них будут работать опять же при покупке не меньше определенной суммы. Также при оформлении заказа через мобильное приложение, а не через сайт, цены ниже. Я покупал товары для себя или на подарки, полтора месяца как раз хватает на доставку до Нового года. Распродажа для продавца все равно выгодна, так как реальная цена товаров все равно намного ниже. Покупатель выигрывает только от расширения ассортимента. Рекомендую покупать вещи исключительно декоративные. Купил, порадовался, и не страшно, что через неделю сломается. Сколько я покупал разных вещей: одежда всегда плохого качества, с техникой повезло только один раз, а вот декоративные мелочи живут себе и живут.
Всемирная акция "черная пятница" только открывает сезон крупных распродаж, и значительная часть затрат в этот день приходится именно на покупку подарков. Самые востребованные из них - гаджеты и мелкая бытовая техника. При наибольшей популярности скидки на эту категорию товаров не такие высокие и составляют в среднем до 30 %. А стоимость товаров, которые чаще покупают для себя (одежда и аксессуары), может снизиться практически до 90 %.
Говоря о "черной пятнице", не стоит забывать и о втором счастливом для шопоголика дне - "киберпонедельнике", который в этом году будет проводиться 27 ноября. И если "черная пятница" ассоциируется с подъемом продаж в обычных магазинах, то "киберпонедельник" - самый выгодный день в году для интернет-торговли. Однако если смотреть на эти два "скидочных" дня с точки зрения онлайн-покупок, то и в "черную пятницу" можно будет весьма выгодно приобрести электронику в интернете.
Способы обмана покупателя на распродаже
(нажмите на "+" для подробного описания)
Завышение изначальной цены
Наиболее популярный способ - сначала повысить цену на товар, а потом дать скидку.
Со скидкой дороже, чем без нее
Некоторые товары могут быть более доступны по ценам в обычные дни.
Хорошие скидки на ненужные товары
Ретейлеры предлагают купить маловостребованную мелочевку с отличной скидкой.
Скидка на стоковые товары
Как правило, ретейлеры выставляют на распродажу товары, не пользующиеся спросом. Это позволяет очистить торговые площади и склады от залежавшихся вещей.
Скидка на товар, которого нет
Большие скидки могут быть предоставлены лишь на часть ассортимента, а количество такого товара будет ограничено. При этом все рекламные объявления будут рассказывать именно о нем.
100-процентная скидка на товар неизвестного бренда
Торговая сеть может установить на такой товар, которого нет в других магазинах, любую цену и при этом ничего не потерять, а наоборот, заработать.
Скидка на витринные образцы
Многие магазины делают скидку на товар с витрины, в то время как такой же, но новый товар в другом магазине продается за те же деньги.