"Красный нос защищает и не даёт погружаться в боль". Больничный клоун о личных мечтах и детской стойкости
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 20 ноября 2025, 15:25  •  печать

"Красный нос защищает и не даёт погружаться в боль". Больничный клоун о личных мечтах и детской стойкости

Кто такие больничные клоуны, чему они учатся у детей и как терапия улыбкой лечит не только душу, но и тело. Об этом читайте в нашем интервью со специалистом благотворительного фонда "ДоброСвет", участницей проекта "Клоунский патруль - улыбайся с нами" Екатериной Сургучёвой.

Белые стены, запах лекарств и звенящая тишина, в которой чувствуется тревога матери за здоровье своего ребёнка. И вдруг раздаётся детский смех. 7 ноября в Омск с визитом приехали участники проекта "Клоунский патруль - улыбайся с нами" из благотворительного фонда "ДоброСвет". Клоуны Бум и Латка заглянули в отделение гематологии, психоневрологии и травматологии Областной детской клинической больницы, чтобы оказать больным детям поддержку и показать маленьким пациентам, что в мире так много радости и доброты и они - важная часть этого.

Екатерина Сургучёва по образованию не актриса, а нейропедагог. Сама она из Воронежа, но её знают уже десятки маленьких пациентов из разных городов России как Латку - весёлую клоунессу, всегда готовую выслушать. Мы пообщались с Екатериной и узнали, почему больничный клоун не играет роль и как клоунский нос спасает от душевной боли.

- Как давно вы пришли в благотворительную организацию "ДоброСвет" и что вас туда привело: желание помогать людям или личный опыт, после которого захотелось делать других людей счастливее?

- В благотворительную организацию "ДоброСвет" я пришла чуть больше двух лет назад. До этого я уже выходила как больничный клоун в режиме онлайн с волонтёрами из Саратова. Когда узнала про набор волонтёров в Воронеже, сразу прибежала в "ДоброСвет". Фонд запустил набор-обучение и последующую стажировку, а также предложил работу для желающих стать больничным клоуном. Проходить отбор и обучение было волнительно, но очень радостно. Я уже немного ощутила, что такое больничная клоунада и мне хотелось расширить её проявления в своей жизни.

- Почему решили стать именно медицинским клоуном? Оказавшись в палате, как поддерживаете ребёнка эмоционально? Недостаточно же просто удивить или рассмешить его, ведь человек, находящийся в тяжёлом физическом и психологическом состоянии, не всегда готов веселиться, тем более ребёнок. Как удаётся увлечь маленького пациента?

- Сначала я решила, что стать клоуном - это полезный навык для ведения детских развивающих групп. А потом узнала о медицинской клоунаде. Мой первый выход онлайн был очень волнительным, но в то же время вдохновил меня. Я поняла, что мне важно работать в команде, в паре, что на этом поприще я могу применить все свои навыки. А ещё я могу быть здесь и сейчас, видеть живую реакцию, как меняется состояние ребёнка после нашего общения, игры с клоунами. Это не всегда видно, но, когда есть обратная связь, это очень вдохновляет.

У нас нет цели рассмешить, есть цель побыть рядом и чуть облегчить состояние ребёнка или родителя. Это может быть про смех, а может, и про слёзы, а может, и про философскую беседу. Клоун может быть разным в зависимости от состояния ребёнка и атмосферы в палате. А увлечь его можно, только если сам погружен в процесс, а ещё искренностью и непосредственностью проявлений. Клоун не играет какую-то роль - он чувствует и честно откликается.

- Наверное, нужно быть невероятно стойким человеком, чтобы приходить в палату к деткам, находящимся на длительном лечении? Что чувствуете, когда приходите к маленьким пациентам? Были ли моменты, когда эмоции захлёстывали?Как удаётся сдержать слёзы, не растрогаться и остаться клоуном?

- Этот вопрос я часто слышу от моего окружения. Не клоунского. И мне сложно на него ответить. Я не считаю себя стойким человеком. Есть партнёрство, которое поддерживает, а также обучение и супервизии (профессиональная поддержка более опытного коллеги - прим.ред.). Есть мои способы проживания эмоций - танцы, прогулки, путешествия, чтение. И, конечно, есть клоунский нос, который, как маска, защищает и не даёт погружаться в боль. Это позволяет играть с ребёнком, жить моментом.

- Требуется ли какая-то специальная подготовка, в том числе психологическая, для такой работы?

- Да, требуется специальное обучение, и в дальнейшем оно становится непрерывным (дополнительные тренинги, супервизии и т. п.). Психологическая подготовка необходима. Нужно пройти специальные тренинги, которые включают в себя развитие актёрских навыков, а также прокачивают способности к импровизации. Осознанная работа с телом - это очень важно. Мы учимся понимать, как через позу передать своё состояние и повлиять на состояние ребёнка. Важно уметь отслеживать своё состояние, чувства, обладать навыками рефлексии. Всё это и включает наше обучение.

- Как вас встречают сами юные зрители? Открывают ли они перед вами свои чувства и страхи? История какого ребёнка вам больше всего запомнилась?

- Самые юные зрители выдают и самую неожиданную реакцию. От бурной радости до слёз. Предсказать это сложно. Но есть способы чуть больше им понравиться. Могут помочь мыльные пузыри, перчаточные куклы, музыкальные инструменты, пение.

Запомнилась история из Омска, когда девочка буквально светилась от счастья. Самый благодарный слушатель на моей памяти. Улыбка ребёнка заполняла всё пространство палаты и даже больше.

- Что вас восхищает в этих детях, чему стоит у них поучиться даже взрослым?

- Меня восхищает внутренняя стойкость этих детей. В какие-то моменты они могут даже сами поддержать своих родителей. Восхищает способность радоваться, удивляться, стремиться вперёд. Я многому учусь у детей.

- Вы бываете с благотворительными визитами в разных городах, были и в Омске. Отличалась ли реакция детей на вас в омской больнице от той, что вы встречали, например, в Центральной России?

- Омск - это мой четвёртый город в Сибири. Как город, так и люди отличаются особой теплотой. Родители чаще открыто откликаются. А реакция детей, как мне кажется, от города мало зависит. Живость и непосредственность реакции - вот то, что я наблюдала в Омске.

- Чем ещё вас удивила поездка в Омск?

- Обилием вкусной еды и снегом. А ещё гостеприимством и доброжелательностью города.

- О чём мечтает медицинский клоун - как человек и как волонтёр?

- Мечтаю о счастье. О широком и большом счастье, которое из моего личного расширяется вовне и помогает другим. А если конкретно: то мечтаю о путешествии куда-то далеко и высоко. В горы.


Клоуны благотворительного фонда "ДоброСвет" уже два года посещают тяжелобольных детей из разных городов страны. За 2025 год специалисты "Клоунского патруля" навестили более 700 маленьких пациентов. Визит такого клоуна помогает детям, проходящим тяжёлый и длительный путь лечения, снизить уровень тревожности и почувствовать ещё больше заботы. Поэтому в палатах волонтёры не только играют с детьми и пускают с ними мыльные пузыри, но и разговаривают о ежедневных радостях и увлечениях.

Фото: Юлия Масловская, Лариса Коноплина

Читайте также