Дневники Конкурса им. В.Я. Шпета. Музыка как профессиональный спорт
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 21 ноября 2025, 14:14  •  печать

Дневники Конкурса им. В.Я. Шпета. Музыка как профессиональный спорт

Как с малых лет не отбить желание заниматься музыкой, хотя впереди - сложный путь? Какие преимущества дают на сцене железные нервы? И может ли погубить конкурсанта взгляд в пол?

С 7 по 15 февраля в Омске состоится третий межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). Приём заявок идёт до 15 декабря, чтобы все желающие смогли успеть записать свою видеовизитку.

В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет. Сегодня беседуем с членом жюри по специальности "Виолончель", преподавателем российской академии музыки имени Гнесиных Василием Степановым.

Василий Степанов

О труде и повседневности

Для музыканта каждый день, каждый выход на сцену - как большой конкурс. Обмануть публику тяжело. Если ты схалтурил [играя перед ней], последствия могут быть разные. Серьёзная профессиональная музыка ничуть не легче, чем серьёзный профессиональный спорт. Потому что каждый день ты должен быть в форме, и если сегодня ты не позанимался - ты поймёшь сам, если ты не позанимался завтра - поймут твои друзья и близкие люди, а в третий день поймёт весь остальной мир. Поэтому каждый день ты должен много-много-много работать.

О своём ученическом пути

Первые три-четыре года [в музыкальной школе] всё было очень легко, здорово, был совсем другой музыкальный материал. Детское влечение и любовь к музыке, которая была привита мне моим первым педагогом Оксаной Александровной Быстровой, превалировали, и всё пошло очень здорово и легко. Потом, конечно, появляется ответственность, понимаешь, что нужно брать другие сочинения, более серьёзные. Это понимание начинает давить, и выходит так, что уже не всё получается, что-то нужно отрабатывать, нарабатывать базу. Замечаю ли я такое в своей педагогической практике? Да, замечаю. Это здорово. И я вообще скажу, что педагогика - это такой взаимообмен, потому что бывают суперталантливые дети, феноменально одарённые, у которых ты сам учишься. Бывает, ребёнок сам не понимает, как он это делает. Вот такова природа, что у него каким-то образом получается даже лучше, чем у тебя. И иногда я какие-то вещи (абсолютно не стесняюсь об этом сказать) подсматриваю, подглядываю и, может быть, даже беру в свою исполнительскую практику.

О возрасте и очаровании

Когда выходит на сцену маленькое чудо семи, девяти, десяти, двенадцати и даже ещё пятнадцати лет, то есть очарование, такой флёр от возраста. Это вундеркинд, и ты поражён иногда: "Вау, как он здорово технически справляется!". Когда ты смотришь и слушаешь участника, скажем, двадцати лет, то это уже всё-таки должна быть личность, и такого очарования от возраста уже нет. Естественно, ты оцениваешь его. Не люблю слово "оценивать", но в рамках конкурса член жюри именно это и делает. Конечно, к двадцатилетним и более взрослым ребятам ты уже относишься со всей серьёзностью: это должна быть какая-то другая и музыкальная мысль, и наполнение. Очарование, как от игры малышей, уже не охватывает.

О психологии и "музыкальном родительстве"

Главное - не задавить ребёнка и не отбить у него стремление и любовь к музыке. И самое главное - привить тёплое отношение к ней. Даже если он не станет профессиональным музыкантом. Действительно, должно сойтись огромное стечение счастливых обстоятельств, чтобы кто-то пяти-семи лет взял в руки инструмент, и вдруг он в 20-25 лет стоит на сцене, у него карьера. Это очень сложный путь. И во многом, кроме труда и работоспособности, это ещё и везение, воля случая. Поэтому я считаю, что в первую очередь важно, чтобы у детей оставалась любовь к музыке.

Преподаватель - это и психолог, и в какой-то степени наставник, и даже иногда музыкальный родитель. Психологическая подготовка - очень индивидуальный процесс, и к каждому ученику всегда нужно найти свой подход. У кого-то бывают железные нервы, но такие дети - редкость. Такой выходит на сцену, для него это дом родной, и он там чувствует себя как рыба в воде. А бывают дети, которые в классе невероятные результаты показывают, но вынести это на сцену очень трудно, потому что там публика, жюри, его сейчас будут критиковать. Это более распространённый вариант. Так было у меня и, думаю, у 99,9 % моих коллег. Победа в этой борьбе приходит только с опытом. Моя рекомендация коллегам, педагогам и родителям: обязательно выпускайте детей перед конкурсами как можно чаще обыгрываться, чтобы они привыкали к сцене. Это для тех, кто сильно переживает. А совет для тех, кто не переживает, - тоже выпускайте, потому что им это тоже нравится, это дополнительный заряд энергии. Только сцена, только опыт помогают справляться с волнением.

О важности артистизма на сцене

Это такой междустрочный материал, что артистизм просто чувствуется. Есть, конечно, какие-то вопиющие вещи: если человек играет и смотрит в пол, даже блестящая игра его не спасёт. Но в любом случае есть объективные вещи, ремесленнические наши вопросики, которые, даже если он будет смотреть в пол, мы всё равно ценим. Потому что, если ребёнку семь, восемь, девять лет и он играет качественно и справляется с текстом, артистизм можно выработать чуть позже. У кого-то это от природы, кто-то сразу рождается маленьким актёром, а у кого-то это приходит с опытом.

Пожелание конкурсантам

В первую очередь желаю родителям участников огромного терпения и сил, потому что быть родителем юного музыканта - это огромный труд (и эмоциональный тоже). Ребятам я желаю любить музыку и быть преданным нашей профессии. А педагогам я желаю везения. И участникам конкурса им. Шпета я тоже желаю огромного везения!


Полное интервью смотрите в видеоверсии или слушайте в подкасте на всех стриминговых платформах. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!

Читайте также