Она прошла путь от домашнего пошива одежды до московских подиумов, бесплатно предоставляла платья для конкурсов красоты и перевозила большие сумки со свадебными нарядами на таможне в Тунисе. Теперь она дизайнер Анна Денисенко - основатель модельного агентства "Территория мод Анны Ден", создатель свадебных и вечерних платьев. А ещё - организатор Международного фестиваля моды "СИБИ", который проходит в Омске с 6 по 9 октября. О целях фестиваля и его значимости для модной индустрии региона можно почитать здесь.
Мы пообщались с Анной Денисенко и узнали, как она пришла к открытию своего дела, каково жить в постоянной атмосфере праздника, как дизайнер относится к конкуренции и почему маленькое чёрное платье нужно далеко не всем.

- Анна, как начался ваш путь в мире моды? Почему решили развиваться именно в этой сфере?
- Это, наверное, моё призвание, потому что с детского сада я увлекалась красотой. Лучше всех шила на бумажке цветными нитками - ровно и быстро! Все удивлялись, как это может быть в пять лет. А мне кажется, это во мне уже было заложено. Моя бабушка шила, мама этим увлекалась, и у меня развилось стремление к красоте и к тому, чтобы сделать что-то лучшее. А когда понимаешь, что можешь сделать это своими руками, то вдвойне заряжаешься. В общем, мои идеи и желания разрастались, как снежный ком, и в итоге мне захотелось удивить всех.
- В какой момент вы поняли, что пора открывать своё дело?
- Хоть я получила образование в сфере организации коммерческой деятельности, дизайн всегда был моим призванием. Я всегда одевала себя сама, все говорили: где такое можно купить? Соответственно, это всегда уникально, интересно и особенно приятно тем, кто эту одежду сделал для клиента, а потом видит, как её носят. Когда человек подходит с любовью к тому, что делает, то результаты всегда великолепны. Так завертелось и у меня. Дома стало слишком много одежды, которую меня просили сшить родные и соседи. И я открыла ателье, начала шить на заказ.
Потом я стала изучать английский и итальянский языки, ходила на различные тренинги и курсы. Конечно, для того чтобы организовать фестиваль "СИБИ" так быстро, нужен был большой опыт. Свой я копила на протяжении 23 лет, отдавала обществу всё, что у меня есть, безвозмездно. Я бесплатно предоставляла платья для концертов и конкурсов красоты в Омске. А ещё помню, как возила свои наряды за границу. Как-то в Тунисе таможенники раскрыли мои сумки и стали примерять платья, которые я везла на конкурс красоты. Я прошла все этапы своего становления, служения людям, чтобы сейчас быть там, где я сейчас нахожусь. Я испытываю удовольствие, когда человек надевает наряд, который я создала. От того, что у него появляется ощущение, что всё с ним хорошо, что им все любуются. Ведущие разных концертов мне говорили, что у них спина расправляется, когда они выходят на сцену в платье от Анны Ден.
- Почему вы решили сконцентрировать своё внимание на продаже и производстве вечерних нарядов и свадебных платьев, а не на повседневной одежде?
- Я выбрала праздничную, концертную одежду, потому что в ней нет однотипности. За 23 года я не повторила ни одного платья. Каждое индивидуально, и каждое я помню, как и клиентов, которые их заказывают. Казалось бы, ещё вчера этим девочкам было по 18-19 лет, и они заказывали платья на выпускные, а теперь они снова в моём салоне, но уже взрослые, с детьми. Я живу в празднике. Меня окружают невесты, которые строят свою любовь, выпускницы, у которых начинается новый этап в жизни, и участницы конкурсов красоты. И это меня вдохновляет на новые творения.

- Судя по соцсетям, "Территория моды Анны Ден" - это не только про свадебные и вечерние платья. Клиентам вы предлагаете также услуги по овладению светским этикетом и обучаете культуре речи. Похоже на институт благородных девиц. Это некая попытка сформировать новое общество, где мода - это не про наряды и красивую внешность, а про воспитание мыслей и чувств?
- То, о чём вы говорите, касается обучения моделей из нашего агентства. Мы даём им знания о том, как преподносить себя в жизни. Я работаю с моделями для конкурсов красоты - с детьми и взрослыми, профессионалами и нет. "Территория мод Анны Ден" - это про воспитание и про естественность. Для меня, как для дизайнера, не важны параметры 90-60-90. Для меня важно, чтобы каждый человек понимал свою уникальность, причём не только ребёнок, но и взрослый. На всех фотосессиях я приветствую нестандартных людей. Я люблю украшать абсолютно всех и считаю, что нет некрасивых людей, есть неуверенные в себе. И именно с этим я и работаю. К нам в агентство приходят разные люди - и уверенные в себе, и закомплексованные. Наши специалисты учат их ходить на каблуках, красиво говорить. Кстати, дефиле - это ведь не просто эффектно пройтись. Дефиле - это состояние, когда человек может в любом обществе красиво преподнести себя.
- Мода - это достаточно подвижная субстанция, в которой, как кажется со стороны, очень много условностей. В чём состоит ваш секрет: как оставаться на волне трендов и не быть заурядным?
- Я хочу сказать, что мода - это та же жизнь со всеми её проявлениями. И каждая грань этой жизни прекрасна, каждая шероховатость нужна. Не бывает всё гладко… И потом, если что-то не гладко - для чего-то это нужно. Значит, на этом месте будет камушек, на этом бриллиант, на этом кружево, а на этом красивый вырез - это же относится и к платьям. Мода настолько многогранна - в ней нет правил. И, кстати, так же можно сказать про творческих людей, которые во всём найдут простор для мыслей и желаний. Это то поле потенциальных возможностей, которое дано креативным людям. Творческие люди и красоту видят везде. Не зря говорят: красота в глазах смотрящего. И если человек постоянно в этом состоянии пребывает, то и жизнь его меняется.
- Бывали ли у вас приступы неуверенности в себе? Что помогло вам не сдаться? Сталкивались ли с хейтом и соперничеством?
- Многие почему-то считали меня своим конкурентом. Но я не вижу конкурентов. Я вижу людей, у которых я могу чему-то учиться. Я всегда хотела и хочу дружить с конкурентами. Почему возникает конкуренция? Это момент, когда тебя загоняют в рамки и говорят, что лучше того, что уже сделано, не может быть. Но мода - это пространство для вариантов. В ней всем места хватит. И зачем копировать кого-то, когда можно помогать друг другу, объединяться?.
Вот для этого я и организовала Международный фестиваль "СИБИ". Чтобы специалисты обменивались опытом друг с другом, а не решали, кто из них лучший. Наш фестиваль объединяет и модельные агентства. Но у нас нет цели перетянуть к себе моделей, мы хотим создать пространство, где они могут себя показать. Только так мы можем все выйти на мировой уровень. Одна я с такой задачей не справлюсь, поэтому я и призываю к объединению сообществ. Я готова помогать начинающим дизайнерам, чтобы они не 23 года шли к своей мечте, как я, а год, и были лучшими в городе. Мне часто говорили, что в Милане, Париже или Нью-Йорке я могла бы зарабатывать большие деньги, но я очень люблю Омск. Я бы никогда не продала жителям нашего города платье за миллион, и я это понимаю. У меня нет цели заработать много денег - я хочу создавать красоту! И я буду благодарна, если рядом будут люди, готовые поддержать мои начинания.

- Фестиваль "СИБИ" также затрагивает тему IT-технологий в модном синдикате. Каким образом сфера цифр сочетается с красотой и в чём вы видите их совместное будущее?
- IT- технологии и искусственный интеллект будут упрощать работу дизайнерам в будущем. Всё делается для человека, для облегчения его жизнедеятельности, для ускорения процессов производства. ИИ уже сейчас помогает нам сэкономить время, составить за нас текст и подобрать картинки. Я только про это подумала, а он уже что-то нарисовал. То же самое в будущем будет происходить, например, с эскизами для нарядов. Это поможет нашему делу набрать скорость, увеличить обороты. Конечно, для того чтобы качественно пользоваться ИИ, необходимы основные знания.
- Обязательно ли современному человеку шагать в ногу с сегодняшними трендами?
- Не надо стараться быть модным. Мода - это не та условность, которую задают в стильных журналах, или которую диктуют эксперты и блогеры. Мода - это то, как мы себя чувствуем, то, что близко нашему сердцу. Нужно настраиваться на то, что каждый человек должен быть уникален по-своему. Не нужно быть дизайнером, чтобы красиво одеваться, не нужно быть каким-то топовым гуру в моде, чтобы правильно подобрать себе комплект одежды. Просто нужно чувствовать своё сердце и учиться поднимать себе настроение, находить свет в жизни. Когда мы настраиваемся на волну гармонии, то мы, не задумываясь, правильно выберем цвет футболки в магазине, которая подойдёт абсолютно ко всему нашему гардеробу. Когда мы доверяем себе, мы доверяем миру, и мир идёт нам навстречу.
- В одном из интервью, опубликованном на нашем сайте, дизайнер Екатерина Богданова сказала, что "ничто так не подчёркивает женственность и элегантность, как мужской костюм". Как вы относитесь к такому мнению, учитывая, что вы занимаетесь дизайном платьев?
- Всё дело в состоянии души. Может быть, на следующий день этот дизайнер скажет другую вещь, а сейчас ей нравятся жакеты и брючные костюмы. Конечно, мы всегда стараемся быть более женственными - мы же девочки. Везде нужно одеваться в первую очередь уместно. Костюмы задают деловой стиль всему, и это тоже нужно для жизни. Кто-то любит жакеты, но не обязательно же всем в них ходить. Это как с тем же маленьким чёрным платьем - его может и не быть в вашем гардеробе. Это всё рамки и условности. А когда мы моду настраиваем на состояние души, то мы будет модными вне времени. Вот почему мои платья спустя 15 лет всё ещё в духе времени, и все ахают: "О, это новое платье!". А я говорю, что ему уже много лет. Так происходит, потому что в своё время я чувствовала это платье душой, я делала его с любовью, а не смотрела, как сделать воротник или юбку, чтобы было модно. Платья, которые невесты заказывали у меня в 2009 году, сейчас тоже на пике моды. Даже профессор индустрии моды, находясь в Милане, мне писал, что там по подиуму идёт модель в платье, идентичном тому, что я сделала много лет назад.
Креатив - это не просто сделать что-то новое, а сделать такой продукт, который оказывается вне моды, который будет актуален и через много лет. А креативный человек - это тот, кто умеет заглянуть в будущее и создать то, что будет востребовано во всём мире уже сейчас.
Фото: Илья Петров
