Встретились с генеральным директором ООО "Умный дом Омск", совладельцем ИТ-платформы "Контролёр" ("ИТ Мобайл) Петром Козловым, чтобы поговорить о цифровых двойниках города и о том, что обеспечивает жизнь мегаполиса.
О цифровых моделях, двойниках, виртуальной реальности сейчас не говорит только ленивый. При этом многие до конца не понимают, зачем же нужны городскому пространству, специалистам и людям в целом эти айтишные "приблуды". Мы постарались разобраться в теме, а еще поговорили о поддержке ИТ-компаний и о том, готов ли Омск всецело отдаться цифровизации.
- Пётр, что мы должны иметь в виду, говоря о цифровом двойнике города? А то об этом в массах речи всё больше, но до конца не ясно, что же это такое.
- По-английски это можно назвать digital tag. Есть физическая модель чего-то, а есть цифровая. Большинство из того, что сейчас бытует в понимании "цифровой двойник" связано с логистикой, промышленностью. Иногда со строительством, в очень многих цифровых моделях заложена история, связанная с наукой, особенно, когда моделируются те или иные процессы, которые будут проходить. Если мы говорим про умный город, про цифровые двойники города, то здесь самое простое, что напрашивается, история, связанная с обеспечением инженерных сетей. Самое близкое к нам - это водо- и электроснабжение и отопление. Здесь мы можем видеть цифровую модель процессов. Можем видеть в цифре те или иные моменты, с устранением тех или иных деталей, какие-то конвейерные пути обслуживания и так далее. Это помогает инженерам предугадать и иметь предиктивную модель того, что должно быть. Они могут анализировать те или иные участки, которые могут требовать реконструкции в ближайшем будущем и прочее. Всё же у нас город имеет определённые особенности, связанные с инфраструктурой. К примеру, нефтезавод. А всё что связано с нефтепродуктами, нефтеперегонкой, синтезом и так далее, имеет цифровые модели. Они опять же помогают анализировать данные и соответственно справиться с теми сложностями, которые могут быть. Но опять же... если мы говорим про цифровую модель в плане обывательских вещей, то это что-то наподобие компьютерной игры, где мы фиксируем какие-то объекты, манипулируем ими в пространстве, и, соответственно, видим те или иные последствия, что могут приводить как к положительным, так и к отрицательным вещам.

Пётр Козлов
- Какие основные функции будут выполнять цифровые двойники города в будущем: в городской инфраструктуре, в городском пространстве? И какие выполняют уже сейчас?
- На самом деле, сейчас мы видим огромное количество нейросетей, предиктивных технологий, больших данных. И большинство из них будут моделировать то, что связано с ЦОДами ( Центр обработки данных), которые есть при каждом учреждении, операторе связи и так далее. И они моделируют в том числе и, так называемые, AI-модели, которые помогают решать разного рода алгоритмы. Это сейчас у нас тренд, который связан с большими данными. Это то, что будет составлять инфраструктуру любого города. Какие ещё особенности? Если брать те, которые мы будем встречать чаще - это цифровые двойники в медицине, связанные с организмом, с телом человека. Уже сейчас работают такие модели в разных направлениях: реабилитация, онкология - здесь используют именно цифровую модель человека. Я с медицинской темой мало знаком, больше всё-таки к технической, к ИТ, но, если мы рассматриваем тренды, то вот. Все вопросы, связанные с медициной, сельским хозяйством, наукой.
Цифровые модели, двойники будут помогать видеть определённые решения, испытывать гипотезы, моделировать течение болезни, смотреть, как себя может повести раковая опухоль и что с ней можно сделать и так далее. Все эти движения видны на профильных выставках. Есть разные стартапы, крупные компании работают в направлении цифровых двойников. Например, те же хлебопекарные комбинаты при помощи цифровых моделей оптимизируют свои затраты. В логистической сфере активно используют цифровые модели, интернет вещей. На тех же огромных складах маркетплейсов всё происходит постоянно в автономном режиме, помогает обеспечить логистику, начиная от транспортных средств, от грузчиков, погрузчиков, самолётов, фур и так далее. Если говорить про финансовые, экономические факторы, то это оптимизация, составление смет, контроль затрат, связанных с модернизацией. Это планирование бюджетов. Связанная предиктивная модель помогает все эти моменты учесть, проанализировать и просчитать.
- Как внедрение цифровых двойников повышает эффективность городского управления?
- По этой теме есть несколько кейсов по ряду городов. Допустим, в Новосибирске есть истории, связанные с дорожным управлением, с ЖКХ, обслуживанием инженерных систем. Они у них открытые, общественные. Там велись стройки, реконструкции с использованием ИТ-технологий. То есть инженеры-строители брали цифровую модель, цифрового двойника коммуникаций, всего, что связано с инженеркой в месте, где нужно вести строительство. Проект здания накладывали на эту цифровую модель сетей и смотрели, где и как будут проходить под зданием коммуникации, какие могут быть процессы, где идёт устаревание труб, канализации и так далее. А затем уже возводили здание. То есть сейчас процесс исследования, проверки, опрессовки и прочее идёт уже не в ручном режиме, а в цифровом, на котором всё наглядно. Это даёт возможность во время реагировать, наблюдать за нагрузкой и в целом за процессом. С цифровым подходом и стройка идёт намного быстрее, предвосхищая определённые последствия возможных ошибок.
- А, например, такой важный для многих людей аспект городской жизни - общественный транспорт. Есть цифровые модели управления?
- Работа по цифровизации пассажирского транспорта идёт. В России и в принципе, систем, которые мониторят, отслеживают, создают маршрутные карты транспорта, на которых показано, где и когда выходят люди, какой происходит транспортный поток, где нужно поставить остановку, где наоборот её убрать, не так много. Да, в России есть такие модели, но не в каждом городе, даже не в каждом миллионнике.

- Пётр, а в целом в Омске активно внедряют и используют цифровые двойники для города, на предприятиях и так далее?
- На предприятиях, в промышленности эта история, в первую очередь, связана с тем, что у нас планомерно развивалось бережливое производство. И цифровые двойники... они помогают оптимизировать, экономить и, соответственно, предполагать все возможные процессы по оптимизации и модернизации производства. Да, цифровые двойники есть, но не могу сказать, что большинство понимают зачем это. И надо помнить, что сделать цифровую модель достаточно дорого. Но у нас есть компании, которые создают их и делают это качественно.
- Чем занимается ваша компания?
- У нас всё же ближе к автоматизации. Плюс есть ещё одна компания, в которой я совладелец. Мы занимаемся разработкой компьютерного программного обеспечения. Что мы делаем с точки зрения цифровизации? У нас, можно сказать, цифровой двойник по пассажирским маршрутам. В режиме единого окна предоставляется возможность визуализировать всю необходимую статистику в форме диаграмм и отчётов за произвольный временной промежуток, что облегчает отслеживание тенденций и изменений показателей. Вся техническая информация, включая пройденный путь, потребление горючего и прочие параметры, фиксируется системой автоматически, исключая человеческий фактор. Работаем с департаментами, с ПТП, пассажирским транспортом. Мы уже произвели первое внедрение в Мордовии, хотя зарегистрированы здесь у нас. Ведём переговоры ещё с несколькими городами. И в Омске у нас сейчас находится в стадии переговоров. Мы стали участниками "Сколково", получили НТИ (Национальная Технологическая Инициатива) и вот запустились.
- Пётр, как считаете, почему в Омске трудно внедряются цифровые двойники?
- Где люди понимают, что нужно внедрять, там работают с цифровыми двойниками. В целом, бизнес всегда реагирует на все изменения и новшества быстрее, у государства нет такой манёвренности, оно медленнее. В этом проекте вообще используется модель B2G. Программное обеспечение превращает беспорядочное движение транспорта в организованный процесс. Используя технологии искусственного интеллекта, система мгновенно обрабатывает дорожный трафик, устанавливает оптимальные промежутки времени и подсказывает водителям рекомендуемую скорость движения, обеспечивая равномерное распределение автобусов на маршруте это мы в данном контексте можем назвать "цифровым двойником". Важен комфорт пассажиров. Например, можно отслеживать, где-какой автобус сломался и вывести на маршрут другую машину, пока эту ремонтируют. И не будет провала, пассажиры не будут часами ждать на остановках.

- Но поддержка всё же есть?
- Да, модель, где государство передаёт обязательства бизнесу, как раз и обеспечивает гибкость. У ИТ-компаний появилась очень большая поддержка в лице государства. Их стали аккредитовывать, давать налоговые льготы и многое другое. Если ты активный, создаёшь, делаешь и это внедряется, то помогают. Опять же, я не знаю, как это было раньше, у меня нет опыта в 20-30 лет. Компания "Умный дом" у меня 2016 года, а "ИТ мобайл" у нас с 2021 года. Но последние 5-10 лет я вижу поддержку, она есть.
- Пётр, какие инновации, технологии используют для создания цифровых двойников?
- Сейчас на самом деле очень много разных AI, нейронок, которые помогают создавать все эти вещи. Плюс они связаны и с графическими сетями, где мы можем полностью построить трёхмерную модель и видеть там, как что изменяется. Поэтому первое - это искусственный интеллект. Во всех отношениях - программирование, планирование, простройки, тестирование и так далее. Второй момент - у нас появляются своего рода такие, если про специальности говорить, определенное количество тестировщиков. Они играют ключевую роль при разработке и эксплуатации решений на основе искусственного интеллекта. Понимаете, сама отрасль сейчас активно развивается и идёт во все сферы нашей жизни. Если раньше цифровые двойники у нас ассоциировались только с промышленностью, логистикой, строительством, то сейчас они идут в сельское хозяйство, медицину, фармакологию. Их используют в разработке тех или иных лекарств. То есть цифровизация ушла даже в те сферы, которые раньше приходилось испытывать кучей разных гипотез. Цифровые модели снижают риск дорогостоящих физических экспериментов. Мы можем в виртуальной реальности в определённом пространстве, связанном с какими-то условиями, проектировать, например, мосты, опоры и так далее. И это уже наша данность. Цифровизация очень активно идёт в сферы, которые связаны с химией, биологией, болезнями и так далее.
- То есть цифровых моделей, двойников будет всё больше.
- Это тренд. Сейчас даже роботов делают через цифровую модель. Обычно какой-нибудь прототип создают машины, сварщики, 3D-принтеры и не только. А цифровая модель - это большая экономия денег. Сейчас любой специалист, инженер, который хотя бы поверхностно сталкивался с цифровыми моделями, когда ему скажут оптимизировать, улучшить процесс и так далее, возможно, он обратится к цифровому двойнику. Потому что где-то это помогает сберечь оборудование, где-то развивать, реконструировать, избежать каких-либо плохих последствий.
- Выходит, цифровые двойники затрагивают все сферы нашей жизни, деятельности?
- Да, тут всё. И самое близкое нам ЖКХ: водоснабжение, тепло, электричество. У электрических сетей это вообще основа. У всей сети есть цифровая модель. И она у них постоянно в режиме онлайн. И очистительные сооружения имеют виртуальных двойников. Цифровизация позволяет большому мегаполису жить.

Мир информационных технологий может быть разным, как и те, кто работает в этой сфере. Как живётся и работается айтишникам, читайте каждое воскресенье в нашей рубрике "Войти в ИТ".
Фото: Илья Петров
Изображение создано с помощью Midjourney
