"Булгаковские женщины - бунтарки-ведьмы". Актриса Ольга Беликова о премьере "Зойкиной квартиры"
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 20 августа 2025, 10:05  •  печать

"Булгаковские женщины - бунтарки-ведьмы". Актриса Ольга Беликова о премьере "Зойкиной квартиры"

2 и 3 сентября смотрим премьеру "Зойкиной Квартиры" (18+) по Булгакову в Омской драме. Режиссёр - Георгий Цхвирава. Исполнительница главной роли Ольга Беликова рассказала "Омск Здесь" о тонкостях "встраивания" в уже успешный спектакль и о том, почему премьерная история звучит удивительно современно спустя сто лет.

- Ольга, в этом сезоне у вас ввод в спектакль "Небо позднего августа" (16+) (реж. Пётр Шерешевский) на роль Лены, которую ранее играла Алина Егошина. Она за неё была номинирована на "Золотую маску". Уже вижу в зале декорации для репетиций. Каково это - вводиться в такой сыгранный и титулованный ансамбль?

- Это всегда стресс. Когда идёшь от первой встречи с режиссёром до премьеры - есть время, путь, возможность создать персонажа с нуля. А здесь - спектакль уже сыгран, поездил, получил 9 номинаций на "Золотую маску". Нужно встроиться так, чтобы никому не мешать, но при этом не потерять себя. Когда смотришь видео со спектакля, всё время ориентируешься на человека, за которого ты вводишься. Сложно привнести новое, пока не пройдёшь этот путь от начала. Только тогда появляется простор для собственного творчества. Даже в костюмах: мы с Алиной совершенно разные, и задумка художника на нас иначе смотрится.

- Вы вообще часто создаёте на сцене сложные, завораживающие и многослойные образы. Совпадают ли эти героини с какими-то вашими личными жизненными этапами?

- Я сейчас на таком этапе жизни, когда многое о себе понимаешь, открываешь по-новому. После того как стала матерью, я почувствовала, что у меня открылись новые резервы, проявляются новые качества. Похожий опыт был со спектаклем "Летние осы кусают нас даже в ноябре", именно в тот период я начала поиск своих новых граней. Потом - "Обманщики" (18+). С режиссёром Данилом Чащиным в 2020 году мы часто репетировали онлайн, создавали страницы персонажей в социальных сетях. Это был интересный эксперимент о глянцевой жизни. Потом я ушла в декрет и вышла на сцену, когда ребёнку было три месяца. Тогда, как и с "Небом позднего августа", пришлось встроиться в уже готовый рисунок. Это трудный, но полезный опыт, он не даёт застаиваться и учит сомневаться в себе.

Спектакль "Обманщики". Режиссёр Данил Чащин

- Вы совмещаете театр и материнство. Как успеваете?

- Я хороший менеджер (смеётся). Для себя и семьи, конечно. Нужно всё организовать: дом, работу, проекты. Везде успеть и не забыть про главное. Могу сказать однозначно, что я себя в этом нашла.

- Кстати, подключался ли к вашей работе режиссёр "Неба" Пётр Юрьевич?

- В этот раз нет, он очень востребован, возможности приехать у него не было. Меня вводит Руслан Шапорин - я ему доверяю, он очень помогает. В театре есть такая практика: за каждым спектаклем закреплён старший, который отвечает за вводы, репетиции, следит, чтобы спектакль не разваливался. В "Небе позднего августа" это Руслан.

Репетиция спектакля "Небо позднего августа". Режиссёр Пётр Шерешевский

- С премьеры "Зойкиной квартиры" в июне прошло лето, закончился отпуск. Очень небольшое число людей тогда попало на спектакль. Вы помните, как первые зрители его приняли?

- С той премьеры я помню дыхание зала, восторженный приём, поклоны. Встреча была очень тёплой. Как получится теперь - не знаю, но надеюсь, что так же!

- Чем для вас отличается сдача от премьеры?

- Для меня сдача - это и есть премьера, первая встреча со зрителем. На чужих премьерах я волнуюсь сильнее, чем на своих. Я всегда благодарный зритель, с открытым сердцем радуюсь коллегам. Сами премьеры я люблю. Это особенный адреналин: третий звонок, мокрые ладони, выход на сцену - и ощущение, которое уже никогда в жизни не повторить.

- И это ваш первый полноценный выход в "мир Булгакова" на большой сцене? Когда вы впервые познакомились с его произведениями?

- Конечно, в школе, но тогда это было скорее несознательно. Позже видела экранизации. Недавно вышел фильм "Мастер и Маргарита" (18+) с Цыгановым и Снигирь - там потрясающе передана атмосфера романа. Помню и сериал 2005 года (18+), с Ковальчук в роли Маргариты. А в театре у меня был маленький эпизод ещё студенткой в "Беге".

Спектакль "Три Товарища". Режиссёр Георгий Цхвирава

- Если бы вам предложили сыграть другую булгаковскую героиню, кого бы выбрали?

- Люська из "Бега". Булгаковские женщины - это Люськи, не ласковые матери, а тоскующие по любви, по материнству, ищущие счастья, в том числе в семейной жизни, бунтарки-ведьмы. Они не положительные и не отрицательные, а такие, какие есть. Это другая сторона женщины, которую редко раскрывают.

- Все ли ваши решения и задумки поддерживает режиссёр спектакля Георгий Цхвирава?

- На самом деле очень комфортно у нас с Георгием Зурабовичем складывается работа. Его темы булгаковского творчества трогают и волнуют, это уже не первая его постановка по произведению этого писателя. И с каждым новым таким спектаклем он развивает своё понимание его прозы. Булгаков требует особого чувствования. Работа над материалом с самого начала шла не спеша, у нас был почти год: с долгими разговорами в тесной компании, где все могут высказаться. Георгий Зурабович всегда даёт пространство для разных мнений и интерпретаций. Получается такой общий поиск, вместе мы пытаемся целиком прожить этот текст, а не просто сыграть эмоции.

- Как-то в одном интервью вы говорили, что любите невыполнимые задачи. Что в этот раз стало таким вызовом?

- В спектакле "Небо позднего августа" - освоить бас-флейту. Я вообще не умею играть на инструментах, специально для постановки "Причал. Воздух детства" училась играть на барабанах с преподавателем. Здесь же за неделю до выхода пришлось начинать с нуля. Помогла Виктория Марковна Сухинина, наш музыкальный руководитель. Я занималась, и у меня получилось. Пришлось интегрироваться в ансамбль так, чтобы коллеги не ощутили разницы.

- А с "Зойкиной квартирой"?

- Там уже всё пошло легче. Много песен и танцев. Я люблю петь, говорят, неплохо получается (смеётся). В спектакле звучат хиты Леди Гаги, Билли Айлиш в джазовых аранжировках, есть оркестр. Так что в этом плане больше радость, чем вызов.

- Кстати, сколько раз вы переодеваетесь за спектакль? Кажется, что образов невероятно много!

- Немного на самом деле. Просто костюмы трансформируются, мы сами придумали, как сделать их удобнее и зрелищнее. Основные цвета - чёрный и золотой.

Спектакль "Зойкина квартира". Режиссёр Георгий Цхвирава

​- У пьесы Булгакова непростая судьба, хотя спектакль имел оглушительный успех. В 1928 году его сняли с репертуара "Вахтанговского театра" за "аморальность" и "антисоветскую сатиру". Чем именно вас, режиссёра и команду сегодня привлекла эта история?

- За коллег говорить не могу, но мне нравится, что там нет ни одного положительного персонажа. Это история выживания. Люди поставлены в такие обстоятельства, где мораль отходит на второй план. Да, Булгаков писал о НЭПе, о времени, когда люди поднимали деньги на частном бизнесе. Но это похоже и на сегодняшний день: тогда - дирижабли, сейчас - беспилотные машины, умные технологии. Тогда это тоже было современное общество. Поэтому пьеса понятна и сегодня. Зоя Пельц открывает бордель не как цель, а как средство уехать за границу. Ей нужны деньги и статус, чтобы попасть в европейские салоны. При этом она умеет любить.

- А есть какой-нибудь персонаж этой истории, который вам сейчас наиболее интересен, кроме вашей героини?

- Мне очень интересен Павел Фёдорович Обольянинов. Он не может приспособиться к новым реалиям, остаётся человеком старой эпохи, до сих пор вызывает на дуэли. Для него, к примеру, простой ковёр - символ рода и дома, а новое общество топчет его ценности. Это трагедия человека, который не может принять новые правила игры. А ещё у меня есть интересная трактовка образа Аметистова. Это, конечно, расходится с официальной версией, но, возможно, вам будет интересно послушать.

- Да, Аметистов в пьесе представлен как кузен Зои Пельц, его роль исполняет Иван Курамов. Расскажите, пожалуйста, свою трактовку.

- Так вот я уверена, что он не кузен. Булгаков это точно закладывал. Между ними есть напряжение: сцены, паузы, взгляды. Мы с режиссёром согласны, что это не родственник, тут другой тип связи. Для зрителя это может быть неочевидно, но для актёра это создаёт объём в роли. Для меня вообще вся история как детектив. Всё начинается со странных разговоров, какой-то загадочной бумажки, мутных диалогов, и постепенно по крупицам перед зрителем распутывается история. Только потом выясняется, что это вообще-то бордель. В тексте много микродеталей, ключей, которые Булгаков не выделяет, но они-то и создают атмосферу.

- Финал пьесы неоднозначный. Зою всё-таки арестовывают?

- Я не знаю. Мне кажется, в пьесе этого нет. Последняя реплика Зои: "Павлик, будьте мужчиной, я вас не брошу в тюрьме. Прощай, прощай, моя квартира". Я думаю, обвинят в убийстве Обольянинова, а Зоя останется не при делах. Это открытый финал пьесы. А в спектакле волен решать режиссёр.

- Ольга, как думаете, за что зритель 2025 года запомнит вашу Зою Пельц? За ваш образ, эмоциональную отдачу, интересные находки?

- За всё вместе. Персонажи здесь не положительные и не отрицательные, они сложные. Булгаков писал о людях, которые выживают в обстоятельствах. Он никогда не был за границей, но много писал о мечтах уехать - Константинополь в "Беге" и другие. В "Зойкиной квартире" все персонажи хотят в Ниццу, в Париж. Они создают иллюзию заграницы в своём борделе, чтобы самим заработать и уехать. Но за границей жизнь может сложиться не так радужно, как того хочется: быть туристом одно, эмигрантом - совсем другое, нужны большие средства. Это актуально и сегодня.

Спектакль "Зойкина квартира". Режиссёр Георгий Цхвирава

- Какие спектакли готовятся с вашим участием?

- Сейчас сезон начинаем репетициями "Утиной охоты" по Вампилову на камерной сцене (режиссёр Георгий Цхвирава). Параллельно на большой сцене - "Анна Каренина" в постановке Анны Закусовой. Она, кстати, хореограф "Зойкиной квартиры", а теперь выступает как режиссёр. У неё сильная команда, думаю, будет что-то модное и классное. В "Анне Карениной" я буду играть роль Долли Облонской.

- Напоследок предлагаю небольшой блиц. Несколько совершенно разных вопросов. Можете отвечать не коротко. Как удаётся собраться с силами, когда уже нет никакого ресурса?

- Только делать. А что остаётся? Я играла с температурой 39. Перенос спектакля - катастрофа, ведь зритель ждёт. Это специфика профессии: если с актёром что-то не так, зритель никогда не узнает об этом. Для меня главный мотиватор - зритель. Я не могу пропустить эту встречу.

- А как в принципе относитесь к ожиданиям зрителей, которые приходят за определёнными эмоциями?

- Перед тем, как идти в театр, нужно готовиться, как артисту, так и зрителю, к встрече друг с другом. Тогда возникает акт любви между артистами и залом, понимание темы спектакля, общее проживание вечера и послевкусие.

Спектакль "Дон Жуан, или Любовь к геометрии". Режиссёр Александр Баргман

- С какими режиссёрами комфортнее всего работать?

- Большое взаимопонимание случилось с Галиной Зальцман, режиссёром спектакля "Гроза" (16+). Очень люблю Александра Баргмана - он сам артист и умеет показать суть, не инструкцию, а передать артисту нужное чувство. Это невероятно помогает в работе.

- Есть ли спектакли, по которым особенно тоскуете?

- Да, по тем, в которых я не была занята. "Вишнёвый сад" и невероятный Михаил Окунев в роли Лопахина. Потом "Дачники" и "Фрекен Жюли". Это был мой студенческий период, мы пропадали в театре, смотрели эти спектакли по 100 раз, у меня особое отношение к ним.

Спектакль "Гроза". Режиссёр Галина Зальцман

- Удаётся ли вам смотреть спектакли коллег?

- Да! Во-первых, это интересно. К нам приезжает с гастролями Театр Вахтангова, мы ездим к ним, и даже несмотря на плотный график, всегда стараемся смотреть их спектакли. И вахтанговцы ходят на наши спектакли. Это часть нашей профессии.

Фото: Илья Петров, Андрей Кудрявцев (предоставлено Омской драмой)

Читайте также