В Санкт-Петербурге объявили имена победителей международного кастинга молодых оперных исполнителей, организованного в рамках фестиваля"Роза Хутор. Классика". В этом году было подано более 300 заявок из России, стран СНГ, Китая, Южной Кореи и Монголии.
В десятку лучших вошла и вокалистка из Омска Полина Новикова. Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с омичкой, победившей в кастинге молодых оперных певцов и прошедшей отбор в молодёжную программу международного фестиваля классической музыки "Роза Хутор. Классика". В интервью она рассказала о непростом пути от первых "тили-тили" на фортепиано до выступлений в качестве профессиональной оперной певицы.
- Полина, расскажите, как и когда музыка появилась в вашей жизни?
- В самом раннем детстве. Мой папа играл на гитаре, дедушка на баяне, бабушки пели, а первая мамина стипендия стала стартовым взносом рассрочки по кредиту за фортепиано "Иртыш". Профессиональных музыкантов в ближайшем прошлом нет, но без музыки и песен не обходились.
- А кто настоял на ваших занятиях музыкой?
- Я бежала на звуки интересующей меня музыки, ещё не умея как следует говорить. А с 4 лет донимала домочадцев стихийным самовыражением: ставила картины или книжки с понравившимися иллюстрациями на пюпитр того самого фортепиано и пыталась передать впечатления звуками. Выходила какофония, и тогда я начала требовать, чтобы меня отдали в музыкальную школу. Уже после первого занятия мной было принято решение засесть под клавиатурой инструмента с противоположным требованием. Я-то думала, что приду и сразу заиграю красивые мелодии, а тут какие-то "тили-тили". К счастью, и моя мама, и мои замечательные преподаватели из музыкальной школы № 1 им. Ю. И. Янкелевича оказались ещё настойчивее.
- И так занятия в музыкальной школе всё же переросли в дело всей жизни?
- Я была обычным ребёнком и занималась тем, что предлагалось. Пела в кружке в общеобразовательной школе, училась на фортепианном и, чуть позже, параллельно на вокальном отделении.
Мне было около 14 лет, когда я поняла, что нужно определяться с будущим. Было убеждение, что работу нужно выбирать из страсти и физических данных. Не было ничего, что цепляло бы на 100 %, хотя я умирала от любви к самому первому составу Театра Александра Гончарука, и даже ходила на подготовительные курсы, но всё же чувствовала, что если выберу актёрское искусство, то должна оставить всё остальное.
И вдруг в кинотеатре "Вавилон" начали транслировать оперы. Я была до глубины души поражена всеми спектаклями, но опера "Дон Жуан" Вольфганга Амадея Моцарта в Королевском оперном театре (Royal Opera House, 2008) с Саймоном Кинлисайдом в главной партии стала переломным моментом. Я поняла, что можно не выбирать - можно соединить!
- Тогда уже было понимание, в каком жанре хочется работать?
- Тогда это понимание родилось. Несмотря на то что я слушала много разной музыки, анализировать её структуру не хотелось, было достаточно того, чтобы при прослушивании рождалась атмосфера, и её не хотелось разрушать, разбирая произведения на винтики. Люди, слушающие музыку, и люди, которые эту музыку делают, - это две большие разницы.
Сейчас всё по-другому: я с истинным удовольствием изучаю всё, что связано с возможностями человеческого голоса. Что-то пробую сама. А есть то, что абсолютно недоступно, и тем самым ещё более потрясает. Например, индийское сольфеджио, или коптская музыка, или видео, где певица Мэрайя Керри записывает в студии на одном дыхании длинную сверхчеловечески техничную импровизацию. У меня спирает дыхание от восторга!
- А не хотелось, например, стать эстрадной певицей? Мне кажется, что в подростковом возрасте шоу-бизнес привлекает больше, чем опера. Или это не так?
- Истинно не так. Говоря о вокальной музыке, мне кажется, что в моём случае дело не в стиле вокализации, а в сферах влияния. Разбирать оперу мне было гораздо интереснее. Другой характер проблем и эмоционального пафоса, при этом масса тонкостей, которые легко пропустить или разрушить, но без них ничего не случится, кроме унылого воя о невнятных тяготах. За каждой оперой стоит огромный багаж исторических событий, стиля времени, манер, заблуждений, знаний. Она одновременно вечная и сиюминутная, и поднимает такие пласты дум, что мне нельзя было не впечатлиться. Это сейчас я могу разобрать на составляющие свои мысли и чувства относительно выбора профессии, а тогда всё, о чём я сейчас говорю, вдруг встало передо мной стеной и единомоментно на меня "набросилось". Это как нырнуть в море причудливого бисера, конструктора Lego и секретов, которые так и кричат: "Отгадай меня!" Трудно противостоять приглашению на такую игровую площадку. Возможно, и эстрадная музыка смогла бы меня увлечь, но опера оказалась первой.
- Какими были вокальные уроки у омских педагогов? Давали ли они вам жизненные наставления?
- В Омске я училась в ДШИ № 1 им. Ю. И. Янкелевича на двух отделениях - фортепианном у Марии Исаевны Забабуриной и вокальном у Елены Николаевны Тихоновой. Помимо специальных предметов, у нас были музыкальная литература, сольфеджио, хор, аккомпанемент. Мне достались "золотые" преподаватели, любящие детей и своё дело и умеющие заинтересовать и научить их. Чем старше становлюсь, тем больше понимаю, какой это труд - учить детей, направлять их в профессии, советовать, настаивать и не сдаваться. Низкий поклон вам, мои дорогие учителя! Мне очень повезло: не было ни дня, чтобы сказанные когда-то ими слова не стали ответами на мои профессиональные вопросы. Педагоги подарили насмотренность и наслушанность. Научили, как найти лучшее, определить близкое и доверять себе. И дали главную опору - любовь, которая спустя годы поддерживает тебя в самые сложные дни.
- Немного про город детства. Каким вы вспоминаете Омск?
- Город детства - навсегда часть тебя. Я вспоминаю натянутый до глаз шарф зимой, обливания из бутылок с проделанными гвоздём дырочками в крышке летом, походы в кинотеатр "Маяковский" на "Гарри Поттера" (18+), полный рот ирги, катания на велосипеде до заката (наши закаты - самые живописные из всех, что приходилось видеть), чтение новых книжек под одеялом до рассвета, тепло кухонь друзей в любое время года.
- А есть ли у вас любимые места силы в Омске?
- Омск всегда наполняет меня вдохновением. После переезда бываю здесь не так часто, как хотелось бы, но всегда прохожу маршрутом от Омских до Тарских ворот. Также у меня есть любимый ритуал перезагрузки. Если график не слишком плотный и у меня есть пару дней отдыха, то я покупаю какой-нибудь только что вышедший детектив в одном из книжных магазинов, куда заглядывала ещё в детстве, и иду в кафе, работающее до поздней ночи, чтобы начать книгу именно там и читать до закрытия заведения. Эмоций мне потом хватает надолго.
- Скучаете ли по городу?
- Безусловно, да. Всегда!
- Почему выбор высшего учебного заведения пал на Санкт-Петербургскую консерваторию?
- Это было логичным продолжением образования после окончания Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова. Мой замечательный преподаватель Нина Ивановна Романова готовила меня к поступлению туда. Всё сложилось так, как мне хотелось: я попала в класс профессора Гороховской Евгении Станиславовны. Должна сказать, это большое счастье - учиться у тех, кем ты не только восхищаешься, но и кому можешь довериться. Навсегда благодарна.
- В каких проектах сегодня участвуете?
- Я работаю в хоре MusicAeterna, и все мои главные проекты сейчас здесь. Также я участвую в опере-драме "Третья карта" (16+) (музыкальный спектакль по мотивам повести "Пиковая дама" Пушкина и одноименной оперы Чайковского - прим. ред.). Хочу в этом году сыграть драматическую роль Графини. Есть ещё несколько грядущих музыкальных событий, но пока не могу о них рассказать.
- Расскажите, как решили принять участие в Международном кастинге молодых оперных исполнителей?
- В фестивале "Роза-Хутор. Классика" я участвую не первый год в качестве артистки хора. В этот раз решила попробовать стать частью молодёжной программы, увидев, что к постановке готовится "Пиковая дама" Чайковского. У меня с этим произведением давний диалог и примечательные совпадения. Это первый оперный спектакль, который я увидела вживую. И это произведение, которое заставило меня профессионально повзрослеть при подготовке премьеры в консерватории.
- Насколько важно это для молодых оперных вокалистов?
- Фестиваль даёт редкую возможность не только наблюдать работу профессионалов в репетиционном периоде, но и активно участвовать и готовить партию. Появляется понимание и о том, как устроен фестивальный спектакль. На раскачку времени нет: мало того что ты должен использовать все свои навыки сразу, ты ещё должен в ограниченный срок наработать много новых. Мастер-классы именитых певцов, эксперты главных театров страны, массированные репетиции - всё это требует большой собранности, физической выносливости и отдачи. Трудно переоценить масштаб опыта, который может получить на этом фестивале молодой певец.
- О чём мечтаете сейчас?
- Прямо сейчас я нахожусь в одном из самых радостных и спокойных периодов жизни. Мечтаю о том, чтобы прожить и прочувствовать грядущие моменты, не мучая себя бесконечными "а давай ещё вот это сделаем?"
- А роль мечты есть?
- Я бы хотела исполнить Секста в "Милосердии Тита" (18+) Моцарта и Золушку в одноимённой опере Россини. Меня до слёз пробирают и персонажи, и сами произведения, и то, как раскрывается каждый персонаж. Момент, когда ты наконец чувствуешь, что нашёл правильный подход.
Фото: Максим Мирный, Вера Приймак, а также предоставлены героиней материала
