В начале 2000-х она радовала зрителей со сцены театра "Галёрка", а в 2009 году покинула Омск и отправилась в Москву навстречу неизвестности и творческим стремлениям. Ирина Фролова уже много лет снимается в кино, но всегда возвращается в родной город, чтобы ещё раз прогуляться по знакомым улицам.
Мы встретились с актрисой в Омске, чтобы поговорить о её творческом пути и узнать о закулисье мира сериалов. Почему актриса решила покинуть Омск, как она три дня жила в машине, кто и как её научил сниматься в кино и почему не всегда хорошо, когда тебя узнают на улице, - читайте в нашем интервью.
- Ирина, помните момент, когда поняли, что хотите стать актрисой? С какими преградами вы столкнулись на пути к этой мечте?
- Я вообще не хотела быть актрисой. После школы я окончила швейное училище и работала на фабрике "Большевичка", шила спецодежду. Потом случайно услышала, что при театре кукол открывается экспериментальный курс, где набирают студентов для обучения актёрскому мастерству. Я пришла домой и сказала своему брату: "Пойдёшь поступать". Он был у меня безумно талантливый мальчик. Но он побоялся идти один, попросил, чтобы я с ним пошла. И мы с ним вместе учили басни, стихи, прозу. Так и поступили сразу вдвоём. Проучились год, потом многие стали отсеиваться, так как в труппу театра требовалось только 3-4 человека. Ушёл и мой брат, а мне сказали: "Ирина, вы не кукольник, но вы хорошая драматическая актриса, вам надо идти учиться дальше".

- Почему из всех омских театров вы оказались именно в "Галёрке"?
- После курсов театра кукол я перевелась в колледж культуры и искусств на режиссёра. Мы много ходили по театрам, писали эссе по просмотренным спектаклям. Мы тогда пересмотрели весь репертуар местных театров. И так как я жила рядом с "Галёркой", примелькалась там. Я как-то подошла к режиссёру и говорю: "Мне так нравится ваш театр, я бы хотела у вас работать". И он меня пригласил в труппу. Так я попала в массовку. Прошёл ещё год - я училась и играла в "Галёрке". Как-то Владимир Фёдорович Витько пригласил меня к себе и сказал, что взять меня без образования он не может, надо доучиваться.
Я поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт, а когда выпустилась, вернулась в родную "Галёрку". Это был мой любимый театр. И моё сердце, конечно, там отдыхало. Если шёл спектакль по классическому произведению, то это была настоящая классика. В спектакле было не вымарано ни одно слово. Актёры там максимально перевоплощаются, учат авторский текст слово в слово, букву в букву. И это требование режиссёра. Сейчас очень модно классику переиначивать на современный лад. Иной раз приходишь, смотришь на Островского и понимаешь, что это далеко не Островский. А в "Галёрке" он такой, какой должен быть. И это очень ценно. Я знала практически все спектакли "Галёрки" наизусть. Я там жила. Я знала, где зритель будет смеяться, знала практически все мизансцены спектаклей. И даже если я не участвовала в этих спектаклях, я могла приходить и просто смотреть. Я получала такой кайф. Это был прям мой театр.

- А какую последнюю постановку в театре видели?
- Кажется, "Сергей Есенин" (12+). А знаете, что меня больше всего удивляет? Когда бы я ни позвонила своим родственникам, они всё время где-то в театре. То они бардов слушали, то они на какую-то премьеру пошли, то они в филармонии, то в музыкальном театре. Получается, что я их приучила. Когда я жила в Омске, на праздники и дни рождения дарила всем билеты в театр. И сейчас эта традиция сохраняется в нашей семье.
- Покинуть Омск - решение спонтанное или вы долго к нему готовились? Сомневались ли в нём?
- Как-то сидели мы с друзьями, отдыхали, был такой диалог:
- Поезжай в Москву.
- Я не могу, у меня денег нет.
- Сколько тебе надо?
- 30 тысяч, наверное.
Это был 2009 год. Мы так поговорили, посмеялись, а утром - звонок в дверь. На пороге стоят мои друзья, семейная пара: "Вот тебе 30 тысяч, поезжай в Москву, а мы забираем у тебя спальный гарнитур и прихожую". Вечером вывезли всё так, что спать мне не на чем было, я и поехала в Москву.
- Искали что-то новое?
- Я себя искала творчески. Мне было мало только театра.
- Верит ли Москва слезам? Как вас приняла столица?
- Когда я приехала, меня приютила моя институтская подруга. Я понимала, что за квартиру надо платить, и начала ходить на кастинги, записываться на прослушивание в театр. Бегая по кастингам, я приобретала друзей, знакомилась с актёрами. Они делились со мной контактами кастинг-директоров, актёрских агентств. Однажды внезапно к нам в квартиру пришла хозяйка и сказала, что у меня нет права жить в этой квартире, и потребовала, чтобы я тут же собрала свои вещи и ушла. Время было 12 часов ночи. Меня выставили за дверь.
Склейка: я сижу со всеми своими сумками на первом этаже. Но я не плачу. А что плакать? Я понимаю: идти-то мне некуда, у меня куча вещей, которые я не знаю куда девать, а бросить жалко. Но самое страшное было, что в подъезде постоянно шнырял кто-то. Тут мне звонит знакомый и говорит, что у Андрея Звягинцева завтра съёмки и им нужна актриса на роль медсестры. Платит якобы немного, но проект хороший, тем более это Звягинцев - известный режиссёр. Тогда я ему рассказала, что у меня случилось и что мне негде даже переночевать.
Он меня забрал, погрузил вещи в багажник. Сказал, что домой привести меня не может - там жена, она не поймёт, значит, буду спать в машине. Принёс мне одеяло, забрал мой телефон на зарядку, а утром принёс мне кофе и отправил на съёмку. Это был апрель. Холодно. Так я у него жила в машине три дня. В "Макдональдсе" умывалась, мыла голову. Потом на съёмках познакомилась с одной актрисой, она позвала жить к себе. А потом я и сама себе жильё нашла.
- Что чувствовали в этот момент, когда казалось, что всё как будто рухнуло, даже спать негде?
- У меня девиз по жизни: "Безвыходных ситуаций не бывает". Выхода нет только из гроба.
- Правда ли, что вы предпочли театру кино? Почему?
- Не сложилось с театром. Я три раза пыталась устроить в театр. Первый раз я даже на прослушивание не попала, потому что мама сообщила о смерти брата. Второй раз, когда у меня должно было быть прослушивание в "Ленкоме", я снималась в Одессе в 230-серийном проекте "Кровинушка" (16+). И мне поставили съёмочную смену. Мне сказали, что если я еду в Москву на прослушивание в театр, то сниматься я больше никогда и нигде не буду. Обидятся (улыбается). Что мне было делать? У меня роль.

- Какие съёмки стали для вас самыми запоминающимися?
- Благодаря съёмкам в сериале "Кровинушка" я научилась сниматься в кино. Когда меня утвердили на роль Зои в нём, опыта в съёмках у меня вообще не было. Потому что театр - это совершенно другая профессия, отличная от кино. У меня были какие-то эпизоды в кино, но такой масштабной роли не было. Я подошла к оператору-постановщику Виктору Ивановичу Шестопёрову, который ко мне прекрасно относился, и попросила его научить меня сниматься. И я сидела с ним возле плейбэка, а он мне на других актёрах показывал, как правильно передвигаться в кадре, а как неправильно, как вставать, чтобы свет падал правильно. Я считаю этого человека своим мастером.
- В вашем портфолио много работ в многосерийных проектах. Как вы считаете: лучше часто мелькать в сериалах или сняться всего в нескольких, но серьёзных фильмах? В чём плюсы и минусы участия в сериалах для актёра?
- А нет минусов - только плюсы. Одно дело, если ты главный герой, и тогда у тебя плотная занятость, ты играешь в одном проекте, а от других отказываешься. А если у меня, допустим, роль второго плана, я не каждый день занята, значит, я могу параллельно заниматься другими проектами.
Актёр, который снялся в полном метре, в большом хорошем кино, уже никогда не пойдёт сниматься в сериал. Он будет сидеть и ждать, когда его пригласят в другой полнометражный фильм. Его могут завтра позвать, а могут это сделать и через три года, а могут и не позвать вообще. Понимаете? А у нас пока один сериал снимается, мы весь год заняты, а потом другой сериал. А заработок-то идёт.
- Что должно быть в проекте, чтобы вы заинтересовались участвовать в нём?
- Я ни от чего не отказываюсь. Не снимаюсь только в фильмах с антирелигиозной и антиполитической темами.
- Случались ли курьёзные ситуации, связанные со съёмками?
- В сериале "Тайны института благородных девиц" я сыграла Авдотью. При этом в первом сезоне Авдотью играла другая актриса. Но на тот момент, когда начали снимать продолжение, она была глубоко беременна двойней. И когда её провезли в карете по брусчатке, она сказала, что прям там и родит. И взяли на эту роль меня. По ходу развития сюжета моя героиня бросает своего любимого Платона и сбегает с каторжником. И как-то раз я прихожу в магазин, и меня узнаёт какая-то женщина, и давай на меня кричать: "Ах, ты сволочь! Ты зачем Платона бросила?". Я сначала не поняла, что это мне адресовано.
Съёмки фильма "14+" (18+) тоже остались в памяти. Я сыграла маму главной героини. У меня там всего две сцены: первая и последняя, и поэтому я должна была весь день просидеть на площадке. Причём у меня какая-то курьёзная была ситуация. В первой сцене у меня только одна фраза: "Здравствуй, Лёша, проходи к нам". Я выглядываю из кухни, прибегает моя дочка с мальчиком, которые запыхались, от кого-то убегая. Дочь представляет мне мальчика, и я произношу реплику. Начали снимать. Я говорю: "Здравствуй, Лёша, проходи к нам". Дубль. Заново. И так 38 раз. Меня начало трясти. Я подхожу к режиссёру Андрею Зайцеву и спрашиваю, что не так. Он говорит, что актёрски всё хорошо, только нужно сделать лицо добрее. Да куда же ещё добрее? Он показывает мне моё лицо в кадре. И я понимаю, что всё дело в том, как падает свет: они меня сверху засветили, показали все морщины, а надо было снизу снимать. Сделали, как я сказала, и сняли всё с одного дубля.

Скриншот фильма "14+"
- Получается, режиссёры дают проявить свою индивидуальность в массовых проектах?
- Иногда приглашают в кино, присылают сценарий, и ты думаешь, что сыграла бы роль по-своему. А иногда приходишь на площадку, начинаешь играть, и режиссёр требует ничего не играть, а сказать фразу просто и уйти. Да и хорошо - отснялась и домой поехала. Чаще, чем проще, тем лучше. Я приходила на пробы кинокомпании "Мотор". Там раз в неделю приходишь и тебе дают текст. Ты пробуешься. Если тебя не утвердили в эту серию, значит, на следующей неделе другая серия, можно пробовать снова. Вот я раз пришла - не утвердили, второй - тоже. А потом мне кто-то подсказал накрасить губы, одеться ярче и глаза подвести. А я-то думала, что нужно, чтобы режиссёр увидел моё чистое лицо, чтобы понял, что из меня можно сделать. Да кому это надо? Я ресницы наклеила, губы накрасила, кудри начесала - сразу утвердили.

- Вы снялись во втором сезоне фантастического сериала "СуперИвановы" (16+). Почему, как вам кажется, людям нравится смотреть или читать истории про людей со сверхъестественными способностями?
- Я глубоко верующий человек. Все экстрасенсы - это, конечно, очень интересно. Конечно, человеку, наверное, всегда было и будет интересно узнать, что его ждёт в будущем. Но для меня это неправильно.
- Можно ли сказать, что актёр отчасти тоже волшебник и мастер перевоплощений?
- Актёр просто на это учился. И если ему зритель верит, аплодирует ему, значит, он просто профессионал, но не волшебник.
- Правда ли тогда, что актёр становится актёром не за университетской партой, а на сцене или съёмочной площадке и именно там набирается опыта?
- Для этого нужно родиться гением, наверное. Но я получила прекрасное образование. Как нас гоняли и тренировали. От нас добивались правды. Мы плотно работали над образом. Как нас учили: идёт человек, и мы должны придумать этому человеку целую биографию, чтобы его сыграть. Куда он идёт, почему у него такая походка, может, у него спина болит? Кем он работает? Есть ли у него семья? И когда мы полностью соберём про человека информацию, у нас сложится образ. И вот только потом, когда мы это всё это на себя переложим, мы сможем сыграть его. Этому надо учиться.
Фото: Елизавета Медведева
