В конце августа Екатерина Унгвари дала концерт в родном городе, приурочив его к своему дню рождения. Джазовая певица давно не живёт в Омске, но приезжает сюда регулярно с выступлениями. В очередной приезд мы поговорили с Екатериной о её новом проекте, где смешивается фольклор и джаз, о сотворчестве с мужем, сожалениях и о том, уехала ли бы она в столицу, если бы такое решение пришлось принимать сейчас.
- Екатерина, вы вновь в родном городе. Какие эмоции при этом испытываете?
- Эмоции я испытываю разные, но в первую очередь какой-то трепет, волнение, потому что это мой родной город. Я здесь не живу уже больше 12 лет, переехала в Москву с мужем. Но всегда такое ощущение, как будто я не уезжала или уехала недавно. Концерты в Омске самые долгожданные, потому что здесь всё такое родное.
- За что вы любите город? Может быть, по-особенному проводите здесь свободное время?
- Как можно любить родной город за что-то? Это всё равно, что любить какого-то родного человека за что-то. Он просто есть, ты его любишь, и всё. Ты испытываешь разные эмоции, в том числе грусть и жалость. Могли бы получше сделать дорогу, тротуары. Ты видишь мамочку с коляской, которая по колдобинам идёт, и думаешь: почему так грустно всё? А иногда думаешь: ух ты, как здорово, ведь проходит театральный или музыкальный фестиваль. Жизнь кипит! Кстати, столько музыкантов стало в Омске, появляются новые имена. И это потрясающе!
- Вы так трепетно рассказываете про Омск. Тяжело было решиться переехать в Москву навсегда и там строить карьеру?
- Я говорю честно: я не хотела туда уезжать. Но любимый мужчина увёз. Он там родился, провёл детство до семи лет и потом по семейным обстоятельствам переезжал на Алтай. Видимо, родина его потянула. Он захотел переехать, а мне что оставалось делать? Мне пришлось переехать.
- Вы работаете со своим мужем, выходите вдвоём на сцену. Как совместная карьера влияет на ваши отношения?
- Я думаю, что она укрепляет брак. Это такая петля обратной связи. Мы партнёры в личной жизни и работе, то есть мы творческий семейный дуэт. Это очень удобно. Позавтракали утром и пошли репетировать, придумывать песню. У нас есть разделение обязанностей. Матвей (Байдиков, муж Екатерины Унгвари - прим. ред.), помимо того, что гитарист, ещё и звукорежиссер, делает аранжировки. Я работаю с видео, фотоматериалом, пишу сценарии концертов. Текст новой песни обычно на мне, мелодия - полностью на мне, а гармонизация - на нём. Мы садимся вместе, открываем специальную программу и записываем ноты для музыкантов. Это чрезвычайно удобно, всем рекомендую!
- Если всю основную работу вы делаете вдвоём, чем занимается ваша команда?
- У нас потрясающая команда в Москве. Мы приобрели друзей, музыкантов, единомышленников. В Москве мы выступаем и вдвоём, и септетом - нас семеро. Это удивительные люди! Не скажу, что это [просто] работа. Это какое-то сплошное творческое счастье, с которым мы вместе выступаем и творим. Это наши друзья-единомышленники, иногда они помогают. Например, мы принесли песню на репетицию, и наша клавишница Анна Бёме, талантливейшая девушка потрясающей красоты, говорит: ой, а что-то мне не нравится. И она делает аранжировку для песни. Она помогает с аранжировкой, потому что у неё какой-то свой взгляд, грув. Или барабанщик что-то придумывает, говорит: давайте здесь в таком-то стиле сделаем. Басист говорит, что здесь как-то провисает, давайте в трип-хопе сделаем, а здесь - в драм-н-бейсе. Все придумывают, что-то творят.
- Получается, все дополняют друг друга?
- Не то что дополняют, а развивают друг друга. Команда высокопрофессиональная, все очень востребованные музыканты, играют не только в московских коллективах, а ещё и ездят [на гастроли], играют со звёздами, с большими именами. И поэтому нам всем приходится (хотим мы этого или не хотим) развиваться, трудиться над своими навыками, оттачивать мастерство. И я без ложной скромности могу сказать, что нынешний уровень мастерства (моего или Матвея) - это что-то не заоблачное, но где-то близко.
- У вас получилось успешно совместить семью и карьеру. Расскажите, в чём секрет.
- Это не секрет. В первую очередь - взаимоуважение, умение послушать, найти компромисс. Мы все люди, у нас бывают конфликты. Не верю, что можно прожить без них. У всех бывают недоразумения, недопонимания. И важно найти точки соприкосновения: сесть, поговорить, обсудить. А что тебе не понравилось? А почему тебе не понравилось? А как бы ты хотел, чтобы было? Тебе сейчас не нравится, но вчера же всё было окей, почему? Давай что-то решать, давай думать. И в музыке точно так же. Ну не хочу я это больше петь, уже неинтересно, а хочу петь вот это. Тогда давай делать, искать компромисс. Поэтому я думаю, что секрет такого благополучия - во взращивании в себе какой-то зрелости, взрослости, мудрости что ли. Надо с годами мудреть, я считаю.
- Вы приехали с новой авторской программой. Расскажите подробнее о ней.
- Авторская программа - это потрясающе. Простите, я что-то не скромна сегодня (улыбается). Самый волнительный и будоражащий душу и мозги проект - это "Сибирские песни". Более полугода мы им занимаемся. Это полностью авторский проект, но он основан на русском фольклоре. Причём на фольклоре именно Сибири, по большей части там русские народные песни Омской области, собранные в экспедициях. Что-то я собирала сама, записывала за моей бабушкой. Этот материал в оригинальном прочтении очень сложно воспринимать нашему современному уху. Эти ритмы, мелодии неудобны для нас - сумасшедших людей, бегущих куда-то всё время, суетливых. Мне захотелось это всё сделать не просто современно, потому что этим уже занимаются. За фольклор взялись уже давно, можно вспомнить "Ивана Купалу", "Бурановских бабушек". А с "Сибирскими песнями" мы первооткрыватели, за них никто из современных авторов, музыкантов не брался. В чём отличие? У нас нет вот этого электронного битка. Мы делаем изящно, в джазе, в импровизации. По большей части это импровизационная музыка. Есть элементы фьюжна, фри-джаза. Саксофонист или трубач как заиграют, а там такой фри-джаз, такая красота, до мурашек просто!.. Электронный биток мне неинтересен, мне нужны живые инструменты, живое взаимодействие между музыкантами и импровизация. Я по-другому просто, наверное, не умею. Я столько лет в джазе, столько уже переслушано и перепето, что хочется уже обратить в другое русло - в своё, русскоязычное. Русский язык мой самый любимый, я никогда этого не скрывала.
Что касается записанных за моей бабушкой песен, то это и был переломный момент. Я всегда считала, что русский фольклор - это что-то утилитарное. Например, ребёнку колыбельную спеть, чтобы он наконец уснул, или потешки, чтобы его развлечь. У меня трое детей, всем им я пела. И бабушка моя пела и своим детям, и нам - внукам, и моим детям - своим правнукам. И я подумала: а почему я не могу это спеть всем? Я взяла и сделала песню. Например, у нас есть песня "Баюшки", и она нам так нравится! Она с элементами хоррора, там есть и страшные, тревожные моменты, и успокаивающие. Это будто сказка. Не просто песня, а что-то архетипическое, мифологическое. Это не просто развлечение, а органичная сказка в современной музыке. Не просто потанцевать или послушать, а погрузиться куда-то вглубь нашей культуры. Как это сделать, если не через фольклор? Сам джаз - это музыка, основанная на фольклоре, народных ритмах. Так почему мы, русские люди, не можем это делать? Песню Summertime написал Джордж Гершвин, выходец из Российской империи. Он написал её на основе русской народной колыбельной "Ходит сон около окон". Все поют Summertime, но никто, кроме меня, не поет эту русскую колыбельную. Это несправедливо! Давайте восстановим эту справедливость, почему нет?
- Вам хочется, чтобы концерт был от души, от сердца, с живым взаимодействием?
- А по-другому у нас и не бывает! Я же ещё много говорю на концертах, что-то рассказываю, шучу. Даже маленький концерт для меня - это всегда событие, праздник. Неважно, сколько зрителей в зале, - триста или тридцать. Это всегда концерт и никогда не халтура. По секрету вам скажу, музыканты иногда какие-то выступления называют халтурами. Вот я не могу, для меня это неэтично. Мне важно взаимодействовать не только с музыкантами, но и со слушателями. Я с ними говорю, потому что так я обращаю всех в свою веру - веру в то, что музыка умеет исцелять.
- Концерт приурочен к вашему дню рождения. Почему вы проводите этот праздник на сцене?
- С давних пор я стараюсь проводить свои дни рождения в Омске. Иногда не получается, ведь в конце августа ребёнка надо отправить в школу, нужно скорее домой торопиться. Линейка первоклассника важнее, чем мой день рождения (улыбается). Но в этом году получилось день рождения отметить в родном городе на сцене. Приходят родные люди, друзья, приходит моя публика, которую я очень люблю. И когда день рождения проходит на сцене с любимыми музыкантами - это двойной праздник. В этот раз мы выступаем не вдвоем, а с омскими музыкантами, со звёздами омского джаза, везём нашего барабанщика, который сам из Омска. Так что испытываю трепет, волнение и ожидание праздника.
- Какие цели в карьере вы сейчас ставите перед собой?
- Цели амбициозные. Хочется довести наш проект "Сибирские песни" если не до завершения, то доделать задумки, доаранжировать. Это отнимает очень много творческих усилий и времени. Думаю, осенью мы выпустим дуэтный мини-альбом из сибирских этноджазовых композиций. Осталось доделать буквально чуть-чуть, вернёмся из тура и продолжим работу над ним. В планах выступать, ездить и нести наши настоящие, глубинные песни. Это что-то настолько настоящее, настолько национальное… Как бы сказать, чтобы без пафоса? Оно здесь, оно ощутимое, это настоящее сокровище, и его даже не надо огранять. Это уже огранённые алмазы, не меньше. Просто нужно со вкусом и мастерством сделать их удобоваримыми, удобно воспринимаемыми на наш современный слух и вкус. Но сделать это интеллигентно, без клюквы, без кокошника. Это, пожалуй, наш самый амбициозный авторский проект, поэтому его хочется качать, продвигать. Глаза горят, мы сами горим, как факелы.
- В одном из интервью вы сказали, что в Омске достигли своего творческого потолка, поэтому переезжаете в Москву, где больше возможностей. Какой совет вы бы дали людям, которые очень любят Омск, но горят желанием переехать по той же причине, что и вы?
- Времена-то изменились. Я уезжала 12 лет назад и не знаю, уехала ли бы я сейчас. Мы много ездим по стране, много общаемся с музыкантами, нашими слушателями, организаторами. Творческие коллективы есть где угодно - в Омске, Тюмени, Екатеринбурге, Кемерове, Новосибирске, Вологде, Рязани. Они живут в своих родных местах, и я им завидую, если честно. И они ездят на гастроли. В Омске есть потрясающий коллектив, которым я восторгаюсь, - группа Nytt Land. Тоже семейная пара - Толя и Наташа Пахаленко, наши друзья. Они ездят [на фестивали и концерты] в Европу. Они чрезвычайно успешны, живут в Калачинске и творят вот такое! Понимаете, это культура мирового масштаба, мирового уровня. Калачинск - мой родной городок, кстати. Мои бабушка и дедушка там жили. Это мои родные, детские места. Люблю, люблю страшно Калачинск! Поэтому я не знаю, советовала ли бы сейчас уезжать. Мы уже вросли [в Москве], построили дом сами, у меня там цветочки, собираю всякие растения. Мы прикипели уже, всё. Пора остановиться с переездами. Но если вы совсем не можете, если вы выросли, голова упёрлась в потолок и вы его уже пробили, то, наверное, стоит [уехать]. Не знаю...
- Есть что-то, о чём вы жалеете в жизни?
- Все мы мастера сожалеть, ночами не спать. Такой сложный вопрос. Знаете, я счастливый и благополучный человек. У меня всё хорошо. Есть руки, ноги, голова. У меня здоровые дети, прекрасный муж, здоровые родители. Всё хорошо. Только вот сестру потеряла... Наверное, об этом я очень сильно жалею: где-то мне надо было ей раньше помочь с болезнью справиться. Только это меня сильно печалит. Очень близкого человека не вернуть.
Ещё, может быть, надо было за бабушкой записывать больше песен. Вернуться бы в те посиделки, когда она со своими подругами или родственниками пела, записать это на диктофон. Я думаю, всё это народничество - моё. Я же умею петь народным вокалом. Раньше я так обижалась, когда во время исполнения джаза мне могли сказать: "У вас народные нотки в голосе". Сейчас я понимаю, что музыканты, вокалисты, которые мне это говорили, восхищались этим. А мне было так неловко: чего это я как народница пою-то? А ведь это же, наоборот, был комплимент. Сейчас я понимаю, что это всё досталось именно от бабушки, потому что она пела. Если вы слушаете, как поёт старшее поколение, вы перенимаете эту манеру и начинаете так же петь. Эти драгоценные камни, сокровища мы разглядываем чуть позже. Мы видим, что это не просто блестящие камни, а бриллианты, изумруды и рубины. Может быть, поздно разглядываем, но лучше поздно, чем никогда.
Полную версию интервью смотрите в видео.
Записала Анастасия Трухина
Фото: скриншоты телеканала "Продвижение"