К маме за кабачками на…
жёлтом "кукурузнике"!
Как мы слетали в Усть-Ишим на АН-2
В августе из Омска были запущены авиарейсы в Усть-Ишим. Полёты проходят на так называемом "кукурузнике". Комфортен ли он для пассажиров? Наша журналистка Юлия Боброва, чьи родители живут в самом северном райцентре области, "прокатилась" на легендарном АН-2 и одной из первых узнала, почему эти рейсы вызвали такой ажиотаж.
Юлия Боброва
Автор материала
"Юль, обязательно выпей таблетку от укачивания перед полётом!" - несколько раз напомнила мне мама. Я только отмахивалась. Но когда такой же совет дали ещё несколько человек, я забеспокоилась: неужели в "кукурузнике" действительно так укачивает? Но у меня нет негативных воспоминаний об этих полётах. Наоборот! Впрочем, это было давно.
С легендарной "Аннушкой" - АН-2 - я знакома с детства: с конца 80-х и до нулевых годов папа работал начальником усть-ишимского аэропорта, а мама руководила столовой, где питались пилоты и пассажиры. Ребёнком я постоянно "крутилась" на работе родителей и наблюдала, как и чем живёт усть-ишимский аэропорт. А жизнь там кипела. До 100 пассажиров и 11 рейсов ежедневно, штат - полсотни человек. "Коллегами" АН-2 по небу здесь были самолёты Л-410, АН-24, вертолёты МИ-2 и МИ-8. "Вертушки" вылетали на санитарные задания, авиахимработы, нефтеразведку и использовались в интересах авиалесоохраны. Отсюда можно было вылететь (не считая деревень) в Омск, Тару, Тобольск, Ишим. "Аннушки" путешествовали и на север, где были стойбища хантов: охотники передавали в усть-ишимский госпромхоз пушнину, мясо, рыбу и ягоды.
Мой отец, Александр Бобров, вспоминает:

"На всю жизнь запомню - в 1989 году усть-ишимский аэропорт стал рекордсменом. За год он перевёз 25000 пассажиров при населении в 21000 человек! И получил награду - переходящее Красное знамя Совета министров РСФСР".
Мне довелось летать на "кукурузнике" в 90-е. Тогда я увидела, как выглядит второй усть-ишимский аэропорт! Да-да, их было два: не только в районном центре, но и деревне, Малой Биче. Можно представить, на каком уровне была малая авиация, если даже в сибирской деревушке имелся свой аэропорт! Полёт мне запомнился: любопытно было посмотреть на сибирские леса с высоты и послушать байки пилотов. И да, меня не укачало!
Но позже малая авиация начала угасать по всей стране. В начале нулевых усть-ишимский аэродром опустел. Родители сменили работу. Жителям села пришлось забыть о двухчасовых полётах до областного центра. С этого момента к услугам усть-ишимцев были лишь автобусы (электрички здесь не ходят). И личный транспорт - для тех, кто готов запастись терпением. Всё дело, как водится в России, в дорогах: от села Знаменское, через которое проходит региональный маршрут, и до Усть-Ишима трасса очень тяжёлая, местами - один грунт. Такая поездка занимает от 10 до 12 часов - в зависимости от погодных условий. Представьте такое путешествие, скажем, поздней осенью? Брр. А этой весной райцентр и вовсе оказался отрезанным от "большой земли" из-за паводка. Вот почему возвращение авиарейсов в Усть-Ишим больше 20 лет спустя стало для местных жителей огромным счастьем. Естественно, что, узнав о том, что на мою малую родину снова можно долететь, я сразу же решила навестить родителей и заодно вспомнить, что такое - летать на "кукурузнике".
Как купить билет?
На данный момент купить билет можно только офлайн - в кассе омского аэропорта или в агентстве "Авиатур". Для усть-ишимцев схема сложнее: билеты нужно бронировать и затем переводить деньги агентству. Впрочем, сейчас разрабатывается система покупки билетов онлайн.
Какое расписание?
Рейсы осуществляются по понедельникам, средам и пятницам. Вылет из Омска - в 10:00, из Усть-Ишима - в 14:00 (летает один и тот же самолёт). Время полёта занимает 2 часа 15 минут - с минимальными коррективами из-за ветра.
А зимой?
Сначала говорили, что самолёты будут летать только до зимы, сейчас же речь идёт о круглогодичных полётах. Посадочных мест всего 9. Представляю, какой ажиотаж будет перед Новым годом! Обычно множество студентов, да и просто молодых семей навещают родителей в каникулы: автобусы идут максимально "забитыми", а билеты расхватывают, как те самые пирожки, в первые же минуты после начала продаж.

Но вернёмся к "кукурузнику". Итак, за две недели до вылета я приобрела заветный билет в кассе аэропорта. Стоимость - 2741 рубль. Кассир предупредила, что билет невозвратный, а багаж как таковой не предусмотрен: лишь ручная кладь весом не более 10 кг. Её габариты должны быть такими, чтобы сумку можно было легко разместить под сиденьем. К перевозке, как и на аэробусах, запрещены токсичные вещества, газы, оружие, колющие предметы и т. д. Банки с соленьями (я уточнила у кассира!) тоже не стоит перевозить. Что ж, зато кабачки и картошка не запрещены!

Для сравнения - билеты на автобус составляют около 1371 рубля без багажа. Скептики поговаривали, что люди не захотят переплачивать за билет на самолёт: на деле оказалось, что пассажиры куда больше ценят своё время, чем деньги.
В день вылета я явилась на регистрацию заранее, вспомнив о том, какая "толкучка" иногда образовывается в зоне досмотра. Однако на регистрацию было отведено всего 20 минут! Думаю, это связано с малым количеством пассажиров. Регистрация и досмотр проходят обычным способом, точно так же выдаётся посадочный. Получив его, я весело подумала:
"Обычно фотографии таких талонов выкладывают в социальные сети с надписью "билет в рай", причём точка назначения - какой-нибудь курорт, ну а у меня, выходит, счастливый билет в тайгу!"

Оказавшись в зоне ожидания, я сразу заметила за окном жёлтое пятнышко. Непривычно видеть на омском аэродроме "кукурузник" - на фоне громоздких лайнеров он выглядит хрупкой крохой. Впрочем, это только первое впечатление. Одномоторные "Аннушки" - крепкие, универсальные машины, которые умеют садиться практически на любую поверхность.

Пассажиров, желающих улететь в таёжный край, забирает из терминала автобус: всё так же серьёзно, как и с полётами на больших самолётах. Я захожу первой: никогда не видела этот автобус таким пустым! Подтягиваются и остальные пассажиры: нас всего 9. Люди в отличном настроении - такие полёты всем в новинку! Мы смеёмся, что в Усть-Ишим надо отправить один из сияющих белых эйрбасов, стоящих на аэродроме, - желающие найдутся! Но нас подвозят к ярко-жёлтому АН-2.

"Вот он, наш "кузнечик!" - улыбается одна из пассажирок.
Никакого трапа: на борту лишь одна ступенька. Работники аэродрома и пилоты помогают пассажирам забраться в самолёт. Очень маленький салон: невольно вспоминается маршрутка (впрочем, иногда дорога до работы в Омске занимает те же 2 часа по пробкам). Пассажиры говорят, что у носа укачивает не так сильно, как в хвосте. Вспомнив, что я всё-таки проигнорировала мамин совет о лекарстве, сажусь вперёд у иллюминатора. Непривычно, что кабина пилотов так близко! А они тем временем весело обещают, что "болтанки" не будет. Именно её и боятся пассажиры - кому-то может стать плохо. Я устраиваюсь поудобнее и отмечаю ещё и специфический запах металла в салоне.
"Кузнечник" начинает громко стрекотать. Да, такой шум не для нежного слуха! Самолёт манёвренный - по полосе едет очень быстро. И, наконец, взлетает. Но я даже не ощущаю момент взлёта.

АН-2 набирает высоту плавно, но, при этом, ловко маневрирует: думаю, тем, у кого слабый вестибулярный аппарат, будет непросто. Однако, мне было даже комфортнее, чем на обычном большом самолёте. Также высота полёта совсем небольшая: можно рассмотреть поля, автомобили, дома, леса. Вспоминается песня: "Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги". В салоне становится тепло, самолёт легко покачивает. Но задремать не получится: спинка сиденья невысокая, подлокотников нет, место узкое. Да, летим в тесноте… но уж точно не в обиде! Люди с настроением смотрят в иллюминаторы, делают фото на память… Это действительно событие - не только для нас, но и для всего региона. Ностальгия для тех, кто застал времена СССР, и настоящий "аттракцион" для молодёжи.
И вот, море тайги становится всё темнее. Мы почти на месте. "Аннушка" бодро садится на усть-ишимском аэродроме (взлётно-посадочная полоса сохранилась). Посадка мне показалась более ощутимой. Небольшая встряска, приземление, и самолёт, сбавляя скорость, шустро выруливает к месту высадки пассажиров. Пилоты интересуются, все ли хорошо себя чувствуют и помогают нам выбраться из салона. А вот и встречающие! Первое, о чём спрашивают меня родители, - не укачало ли? Я отвечаю, что полёт прошел чудесно! Ещё бы! Это так удивительно для меня, привыкшей к изматывающей 12-часовой дороге: только что я пила утренний кофе дома, а обедать буду уже в Усть-Ишиме?! Теперь это возможно.

Полёт прошёл удачно, меня ждут мамин борщ и тепло родительского дома. Ну а самолёт отправится обратно после небольшой стоянки - тоже с пассажирами. Кстати, место посадки вряд ли покажется людям, избалованным городскими аэропортами, комфортным: пока это лишь поле, а регистрация проходит на усть-ишимском автовокзале. Местные жители говорят: "Видимо, никто не ожидал, что будет такой ажиотаж". В планах - восстановить минимальную необходимую инфраструктуру и немного облагородить место вылета.
Впрочем, моя мама, Любовь Боброва, комментирует, что есть вещи важнее удобств:

"Главное, чтобы веру местных жителей не уничтожили. Пусть эти рейсы окажутся не просто развлечением, а останутся навсегда".
Пожалуй, я соглашусь: возможность видеться с близкими почаще действительно дорогого стоит.