Двукратный паралимпийский чемпион, трёхкратный чемпион мира, трёхкратный чемпион Европы и двадцатитрёхкратный чемпион России по фехтованию Александр Кузюков стал атлетом "СимфоСпорта". Под руководством дирижёра симфонического оркестра Дмитрия Васильева спортсмен "отыграл" сочинение Прокофьева "Гибель Тибальда". О впечатлениях после первого сценического опыта и о взаимосвязи спорта и музыки мы поговорили с Александром после концерта.
- Расскажите, каково это - после стольких побед на соревнованиях фехтовать не ради победы или рекорда, а для публики? Как вам впечатления после выхода на сцену?
- Это просто невероятно! Да, мне приходилось проводить показательные выступления по нашему виду спорта, участвовать в спортивных праздниках, но оказаться на сцене Омской филармонии, ещё и в контексте такого великого произведения Прокофьева - это невероятно! И вот вроде когда находишься на сцене, ты себя публике отдаёшь, но нет - ты наполняешься сам: я получил огромную бурю эмоций. То, что спорт и музыка объединились на сцене, - это здорово, это действительно праздник!
- Движения клинком рождались в моменте - вы как спортсмен просто делали своё дело? Или номер "Гибель Тибальда" можем назвать театрально поставленным?
- Это было художественное фехтование со спортивным оружием и в экипировке. Нам нужно было очень красиво показать бой: чтобы зрители видели движения клинков, чтобы зрители слышали звон оружия. С Дмитрием Васильевым на репетициях разбирали каждую секунду. Надеюсь, и зрители результат нашей работы сочтут красивым. Но на сцене точно получилось всё сделать лучше, чем на моменте подготовки (улыбается).
- Что скажете: репетиции - это те же тренировки?
- У нас получилось так: мы провели "дома" тренировку, потом к нам в зал приехали сотрудники филармонии и мы начали репетицию. Взаимосвязь большая - это всё работа нелёгкая. А вообще мне было очень интересно и приятно увидеть сценическую жизнь изнутри. Я заметил, что, оказывается, люди, которые всю жизнь работают на сцене, сами волнуются и каждый раз переживают за то, чтобы вся постановка была гармонична и всё задуманное сошлось. Так что сегодня я был определённым "винтиком" большого сценического действия. Опыт огромный! Я буду очень рад, если меня пригласят вновь посотрудничать.
- Александр, где было волнительнее: перед появлением на сцене или перед выступлением на Паралимпиаде?
- Со спортивным волнением я умею работать, а здесь… было азартно! В паралимпийском фехтовании поединок очень быстрый и насыщенный. Там я всегда ловлю момент глазом. А здесь я должен ловить момент для своего действия на слух. На сцене мне нужно было показать приёмы фехтования, мне нужно было сделать так, чтобы звон клинков был в такт барабанов. И самое главное - нельзя было пропустить момент. Это заставляло меня волноваться.
- На "СимфоСпорте" вы фехтовали под сочинение Прокофьева на сюжет трагедии Шекспира. Близок ли он вам?
- Я вам так скажу: "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте". Мы с напарником (Константин Бейч, призёр чемпионатов России и Европы - прим. ред.) работали сообща, поэтому в нашем номере каждый из нас немного и Ромео и Тибальд. Но мне кажется, я больше по характеру Тибальд - он боец.
- А какие у вас отношения с классической музыкой?
- Если честно, мне кажется, я начал приобщаться к музыке классической благодаря моему другу - Диме Васильеву. Он меня с семьёй часто приглашает сюда на концерты. Мы приходим, слушаем эту музыку, и я скажу, что я начал чувствовать классическую музыку. Потому что когда ты слышишь эти звуки, особенно в Концертном зале - ты отдыхаешь всей душой, ты наполняешься и приобщаешься к чему-то высокому. Очень глубокая музыка, очень интересная.
- Музыка и спорт неделимы?
- Музыка - это культура, спорт - составляющая физической культуры. И то и другое делает человека лучше. И то и другое помогает человеку развиваться, расти, становиться умнее, сильнее. Быть более счастливым на нашей планете Земля - мне так кажется (улыбается).