Во времена, когда все истории начинаются не в тридевятом царстве, а в мегаполисе, молодильные яблочки заменили на уколы красоты, а волшебный клубочек с путеводной нитью теперь называют навигатором, мы всё ещё хотим верить в сказки. Правда, быстрый темп жизни, изобилие информации диктуют тренд на остросюжетность. И тут самое время напомнить, что в сказках Омского Прииртышья можно найти настоящий хоррор.
В Государственном центре народного творчества готовятся презентовать сборник детских сказок, собранных в деревнях и сёлах нашего края. А мы тем временем решили узнать, пришлись ли по душе истории предков омичам, зачем нужны сказки детям сегодня и какие инсайты старые сибирские сюжеты открывают нашему поколению.
В прошлый раз мы вместе читали сказку "Ерошка", которую в 1991 году в селе КейзесСедельниковского района фольклорист Ефим Яковлевич Аркин записал от Петра Фёдоровича Матюкова. В эту же встречу были поведаны и другие сюжеты. Один из них - про козу и барана. О рогатых сегодня и пойдёт речь.
- В сказке "Коза и Баран" присутствует элемент "страшилки"- ночной лес, волки вокруг костра, и вот к ним пришли Коза и Баран - готовый ужин. Уйдя от обидевших их стариков, они отправились прочь, а сказочник, создав логически запутанную ситуацию, даёт персонажам шанс найти достойный выход. Волки - это всегда Зло, соответственно, Коза и Баран - Добро. Детям уже страшно, они переживают за эту "парочку рогатых". Задача сказочника - попугав детей, закончить "ужастик" победой Добра, - рассказывает фольклорист, профессор, художественный руководитель заслуженного коллектива народного творчества фольклорного ансамбля "Звонница", заслуженный работник культуры России Ефим Аркин.
ВОЛЧЬИ ГОЛОВЫ - ЖИВОДЁРСТВО ИЛИ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ?
- Как победит явно слабый герой злого и сильного соперника? Конечно, смекалкой, храбростью, невозмутимостью в любой ситуации. Сказочник придумал, чем можно напугать волков - если у Козы и Барана есть волчьи головы, значит они сильнее, могут и их тоже убить. Ну а в том, что на дороге откуда-то появились волчьи головы, конечно, никакой логики нет, да и маленьких детей эта логика вообще не волнует. Сказал сказочник - лежат головы, значит так надо, ребёнку этого достаточно. А дотошный взрослый, если это его очень интересует, пусть обращается в Роспотребнадзор и Общество защиты животных, пусть они ищут жестоких живодёров, отрезавших головы.
- Ефим Аркин
МОРАЛЬ ИСТОРИИ ПРО КОЗУ И БАРАНА
В славянском фольклоре Коза - это символ плодородия, а у белорусов Рогатая ассоциируется ещё и с хитрым чёртом, поэтому она сообразительнее Барана - так что её смекалка побеждает. Вывод: при любой ситуации не паникуй, будь смелым и сообразительным - и найдёшь выход.
-Ефим Аркин
МАГИЯ СКАЗОЧНИКОВ
В простонародных сказках не всегда и не всё выстраивается в стройную логическую цепочкуи не всегда смысл лежит на поверхности. Сверхзадача сказок - вызвать детский интерес, развлечь их, чему-то научить. С другой стороны, есть сказочник, создавший сказку, или пересказывающий её, переняв у кого-то. Но сказочники - люди, предрасположенные к подобному творчеству: ведь не в каждом эта искорка есть - для кого-то это "несерьёзное дело, баловство, детские бирюльки". Сказку надо любить и уметь рассказать, иначе ребёнок не поверит.
- Ефим Аркин
Ученики Любинской детской художественной школы в сказку поверили. Выбрали именно этот сюжет для своего рисунка и не ошиблись. Теперь их творения будут украшать сборник. И пусть 7-летняя Таисия Чернецкая больше предпочитает мультики, вдохновиться народной сказкой получилось.
Рисунок Таисии Чернецкой к сказке "Коза и Баран"
- Сначала было очень сложно рисовать карандашом, всё намечать и стирать. И ещё было трудно наносить на кисточку сразу два цвета и делать такие завитушки у барана и у козы. Долго я делала полоску снизу, так как надо было выбирать узор, а дальше - дело техники. Много времени заняло и замешивание оттенков для сугробов, - сказала корреспонденту "Омск Здесь" Таисия.
Ровесника юной художницы Максима Штабеля немного испугали волчьи головы в сказке. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. И вот на рисунке оживают Коза, Баран и волки.
Рисунок Максима Штабеля к сказке "Коза и Баран"
- Нам больше нравятся другие сказки, например, про "Майнкрафт", а эти больше интересны тем, кто давно родился, когда только изобрели сказки. Но такие сюжеты нужны, чтобы потом в жизни ничего не бояться: не пугаться волчих голов, крови, быть смелыми и находчивыми. Мне понравилось, что Коза и Баран преодолели волков, хотя они были хищные, а больше всего не понравился хозяин Барана и Козы. Он их вообще почти не кормил, бил и выгнал, хотя они ничего не сделали. Надеюсь, что Коза и Баран выбрались из леса и нашли новых хозяев, добрых, которые не будут их выгонять, и они будут жить все вместе, - отметил Максим.
Мы отправились на поиски доброго хозяина и нашли его в Марьяновском районе. Живёт у него не одна рогатая пара, и животные не сказочные, а настоящие. Какой характер у козы и барана в реальной жизни, рассказал руководитель племзавода"Овцевод" Гайдар Тулеев:
- Овцы более спокойные, тогда как козы своеобразны, они более темпераментны. Хоть и говорят, что баран бодучий, но у них агрессивность отсутствует, они демократичны. Козлы же более агрессивные и в еде более привередливые. Кстати, фишка коз - они любят забираться на деревья, листья щипать, что не подходит для овец. Даже в сказке показано, нуи по жизни так считается, что коза умнее, чем баран, поэтому и говорят: тупой как баран, хитрый как козёл - в народе это же тоже веками складывалось.
Пусть вам никогда не пригодятся волчьи головы. А если в своей жизни вы встретите козу или барана, не прогоняйте и не ругайтесь, может, они просто потерялись (по жизни). Коза с бараном заплутали, но волчью голову нашли, готовым ужином не стали, к хозяину свой путь нашли!
Фото рисунков предоставлены Государственным центром народного творчества Омской области, изображения созданы с помощью Midjourney