Сначала тренд был невинным и милым. Во время съёмок ролика с автором видео сталкивались пешеходы - обычно это были друзья или партнёры, после чего шла нарезка счастливых кадров воспоминаний этого человека. Однако иногда юзеры играли на обмане ожиданий и после столкновения появлялись эпизоды типичной семейной жизни: маленький ребёнок, бессонные ночи, готовка, которая сменяется уборкой, и вечное заточение дома.
Пользователи соцсетей пошли дальше и начали создавать дипфейки, где их сбивает не человек, а автомобиль. Это выглядит настолько реалистично, что видео стали публиковать в региональных СМИ, описывая это так: "Школьницу сбил автомобиль во время празднования выпускного".
Мы решили разобраться в экологичности, мотивах юзеров и эффективности таких рилсов для повышения просмотров вместе с психотерапевтом и нашим журналистом, который снялся в подобном ролике.
- Кто-то из известных викингов (вроде Рагнар Лодброк) говорил: "Славы много не бывает". Вот это и есть мотивация делать подобный контент. Известно, что на негатив мы реагируем сильнее, поэтому, чем больше негатива, тем сильнее реакция. А это как раз то, что нужно в данном случае. Если работает естественный шок-контент - новости, документальные фото и видео с чем-то ужасным, страшным, отвратительным, то обязательно появится и искусственный. И вот он появился. Подобный контент привлекает внимание и оперирует нашими "быстрыми" ментальными системами. Это одна из возможностей для манипуляций. Если под экологичностью мы понимаем "не навреди", то для людей подобное вредно. У кого-то обострятся старые психотравмы, а кому-то такое зрелище будет разрешением (ведь это же попало в СМИ, а там просто так такое не покажут) сделать что-то подобное и в реальности, - рассказал психотерапевт Сергей Гудков.
Мы нашли старое видео, которое мы публиковали на нашем YouTube-канале в 2017 году, где нашего экс-коллегу сбивает машина прямо в телевизионной студии. Журналист Павел Ремнёв в ролике рассказывает о возрастании риска смертельного исхода в результате увеличения скорости автомобиля до 60 км/ч.
- Да, наверное, такой шок-контент нужен, но нельзя скатываться в треш. В том видео речь шла о том, что всегда нужно сохранять бдительность, ведь машина может сбить почти в любой ситуации, потому что никто не знает, в каком состоянии находится водитель. Но нужно использовать такой формат с осторожностью. То есть у подобного шок-контента должны быть мотивы. Если это используют как месседж или послание для привлечения к проблеме, то это имеет место, но если просто ради рейтингов, то это не очень экологичный подход, - рассказал Павел Ремнёв.
Можно предположить, что подобный шок-контент - постирония, ведь достаточно часто пользователи соцсетей снимают ролики рядом с проезжей частью, не задумываясь, что что-то может пойти не так. Поэтому есть ли здесь призыв быть осторожнее и снимать видео в безопасных местах или это очередной ход для привлечения внимания, судить сложно.
А как вы относитесь к такому шок-контенту? Пишите в комментариях.
Кстати мы регулярно публикуем подборки новых трендов и мемов в нашей новой рубрике. Так, в прошлый раз мы рассказывали про танцующего дедулю и разоблачение мамы, а также о том, что такое "чиназес" и при чём тут булочка с сосиской. А если вам интересна автомобильная тема, то недавно мы разбирались в том, почему цены на такси так сильно взлетели, а водителей стало меньше.
Главное фото создано с помощью Midjourney