"Иначе мы Иваны, родства не помнящие". Молодой ткач о возрождении древнего ремесла
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 26 июня 2024, 11:29  •  печать

"Иначе мы Иваны, родства не помнящие". Молодой ткач о возрождении древнего ремесла

Вячеслав Червяков уже много лет профессионально занимается ткачеством и плетением поясов. Это искусство не очень распространено, а в его родной Липецкой области специалистов, владеющих большинством техник, и вовсе можно пересчитать по пальцам. На фестивале сибирской культуры "Слетье" нам удалось обстоятельно пообщаться с ткачом.

25-летний мастер создаёт работы, вдохновляясь традициями народов России. На фестивале Вячеслав продемонстрировал, как он виртуозно управляется с ткацким станком, делая яркие ковры. Кроме этого, он плетёт пояса - неотъемлемую часть русского национального костюма.

- Вячеслав, расскажите, с чего начался ваш путь ремесленника?

- Путь к увлечению народным творчеством начался с того, что мама, мастер глиняной игрушки Червякова Ольга, привила мне любовь к народной культуре. С детства я ездил на фольклорные фестивали и конкурсы, где соревновался со своими сверстниками - мастерами народных промыслов со всей России. Это меня вдохновило. Повзрослев, я решил сделать сохранение и популяризацию русских народных ремёсел своей профессией.

Можно сказать, что мой профессиональный путь начался в 2013 году. Тогда я впервые посетил фольклорный фестиваль "Хоровод традиций", который проходил в Карелии. Там я познакомился с талантливыми народными мастерами со всей страны.

- А чем сегодня вы занимаетесь? 

- Я преподаю в "Сириусе" - во Всероссийском образовательном детском центре и обучаю одарённых детей со всей страны как раз ткачеству и плетению. Также я эксперт арт-кластера "Таврида" в Крыму. Это крупнейшая в России площадка для творческой молодёжи. И постоянно езжу по всем форумам и фестивалям нашей страны. То есть у меня в месяц по 5-6 командировок. И я вот так действительно занимаюсь сохранением русских традиций и обучаю этому подрастающее поколение. В наши дни это особенно важно, иначе мы, как говорится в поговорке, Иваны, родства не помнящие. Поэтому изучение русских народных традиций и культуры имеет большое значение.

- У вас очень интересный костюм, расскажите о нём.

- Сейчас я стою в костюме жителя Липецкого уезда Тамбовской губернии конца XIX века. Мне очень приятно, что многие участники фольклорных коллективов из Омска сразу определили, что я из Липецка, по моей одежде. Ведь в каждом уезде и селе того времени был свой уникальный тип костюма, по которому можно было узнать, откуда приехал человек.

- Правильно ли я понимаю, что ткачество давно стало частью истории вашей семьи?

- Я считаю себя потомственным мастером. Мои прабабушки были ткачихами. По отцовской линии мои корни уходят в Кировскую область, а по материнской - в Тамбовскую. И мои прабабушки тоже ткали на станках. У меня до сих пор хранятся половички или, как мы их называем, "дерюжки", а также веретёнца и другие приспособления.

Бабушка моя вышивала, но не ткала. А моя мама уже освоила ткачество и научила меня. Потом я путешествовал по всей стране и брал уроки у ведущих мастеров этого ремесла.

- Наши предки были очень бережливыми и давали старым вещам вторую жизнь. Расскажите, из чего сегодня вы создаёте ковры? 

- Сейчас это делается, как и ранее, из ветоши, старой одежды. Она режется на полосы, и создаются красивые половики. Наши предки очень бережно относились к одежде, ничего не выбрасывали. И из остатков одежды делали половики, тряпичные куклы и лоскутные одеяла.

- Какой максимальной длины можно сделать ковёр?

- На самом деле я изготавливаю их по стандартным размерам. Обычно длина моих изделий составляет от двух до трёх метров, но можно сделать и больше - до десяти и более метров.

В прошлом ткацкие станки заправляли более чем на десять метров, и этого было достаточно для создания нескольких изделий. Ведь самое сложное в этом процессе - не ткачество, а подготовка и заправка станка. Это очень кропотливая работа.

- Расскажие про устройство станка.

- Принцип работы ткацкого станка лучше понимаешь, увидев его в действии. Я использую станок как основное рабочее устройство. В него заправляются нити, а затем подвязываются небольшие петли - нитченки, которые служат для подъёма нитей основы. Это делается в определённой последовательности - заправка станка требует мастерства и внимания к деталям.

После того как он заправлен, наматывается нить, которая будет скреплять все остальные, на челнок. Затем начинается процесс ткачества. Челнок перемещается между нитями, создавая узор.

- Давайте теперь поговорим о поясах. Какое значение для наших предков имел этот элемент одежды? 

- В прежние времена русский человек не мог представить себя без пояса. У каждого было не менее трёх поясов. Даже новорождённому ребёнку сразу после рождения надевали крестильный пояс, который затем могли носить всю жизнь как талисман. Ещё одним подпоясывали рубахи и сарафаны, а третьим - тулуп. Праздничные красивые пояса надевали по особым случаям, например на свадьбу.

Несмотря на то что сегодня русские люди уже не носят традиционную одежду, пояс постепенно возвращается в их гардероб. Люди используют его как элемент повседневной одежды. Да и многие современные русские дизайнеры используют ручное ткачество в своих коллекциях.

- Каким образом создаётся этот аксессуар?

- Есть множество техник плетения русских народных поясов: "дёрганьем", на "бёрдышках", на "дощечках" и на ткацком станке. Например, бёрдышки (гребень для ручного ткачества - прим. ред.) изготавливают из дерева. Это традиционный старинный русский инструмент. Он очень прост. На нём чаще всего делают пояса. Они могут быть простыми, а могут быть сложными, например в технике "заправка в узор". Это самая сложная из существующих техник, и она требует большого мастерства.

- Расскажите подробнее об узорах. Они, вероятно, несут в себе определённый символический смысл? 

- Все узоры и орнаменты на поясах уходят корнями в языческую эпоху. Однако за тысячу лет, прошедших с момента принятия православия, мы утратили понимание их значений и трактовок, которые вкладывали в них наши предки. Сейчас, когда мы видим узоры и орнаменты на поясах и одежде, мы можем называть их так, как называли наши бабушки в сёлах. В любом случае пояс с орнаментом служил оберегом, защищая человека от злых сил.

Волнистые линии символизировали воду, прямые - землю, а круги - солнце. Из этих элементов создавали более сложные композиции. Цвета выбирали яркие, и каждый цвет также нёс определённую информацию: белый означал чистоту, жёлтый - тепло, и так далее. Орнаменты на русских поясах подобны книге, которую можно прочитать.

Это искусство создания узоров со словами, они уже вплетены в ткань. Здесь можно увидеть вышитую молитву. Например, здесь вышита молитва "Отче наш". Также существовали различные крылатые выражения и поговорки, их выплетали на поясах, которые предназначались в подарок кому-либо. А иногда имя человека, которому предназначался пояс, тоже могли вплести в узор.

- И напоследок, как вы думаете, чем привлекает детей и молодёжь это древнее ремесло?

- Я полагаю, что всё новое - это хорошо забытое старое. Сегодня дети и молодёжь проявляют живой интерес к изучению русской культуры. Мы, современные люди, немного устали от телефонов и гаджетов. И как же замечательно, когда мы можем создавать красоту своими руками!


Напомним, что фестиваль сибирской культуры "Слетье" прошёл в посёлке Большеречье в минувшие выходные. Нам посчастливилось побывать на этом колоритном мероприятии и оценить его масштаб. Наши эмоции и мнение о фестивале вылились в большой репортаж, который вы найдёте здесь.

Читайте также