Научно-исследовательская экспедиция "Иртыш индустриальный" завершила своё путешествие из Ханты-Мансийска в Кёктокай (Китай) и обратно. Когда её участники были в Омске, учёная и секретарь Музея Природы и Человека города Ханты-Мансийска, этнограф Наталья Сайнакова нашла время и рассказала нашему изданию, что её удивило, восхитило в тех местах, где они побывали. А также поделилась своими мечтами о следующих экспедициях: какими они могут быть и что в них ещё можно узнать.
- Наталья, расскажите, почему для подобного проекта был выбран именно Иртыш?
- Потому что большая часть участников экспедиции живут и работают в Ханты-Мансийске, а этот город стоит на Иртыше, такое уникальное место, где в Обь впадает Иртыш. Это большая река, на берегу которой стоит много предприятий. Руководитель проекта "Иртыш индустриальный" кандидат географических наук, директор Музея Природы и Человека Иван Александрович Яшков предложил отправить команду в экспедицию, чтобы собрать как можно больше актуальной и исторической информации для книги.
- Вы этнограф, как вы оказались в числе участников экспедиции?
- Приглашение участвовать в экспедиции для меня было настоящим сюрпризом. Я, конечно, смотрела на это путешествие со своей точки зрения, со стороны этнографии.
- Участники экспедиции говорили о феномене Иртыша. В чём он заключается для вас?
- Во время нашего путешествия на семь тысяч километров, которое заняло почти месяц, я поняла, что феномен Иртыша действительно существует. И для меня феномен не только в индустриальной плоскости. Действительно, Иртыш кормит три страны - это уже феномен. Ещё феномен в людях, которые живут на её берегах. Если посмотреть с этнографической точки зрения, то это огромное количество культур, языков, локальных групп. Не стоит забывать об истории этих территорий, которая переплетается и меняется. Пройдя через каждый краеведческий музей, мы увидели, как всё менялось, насколько много интересных людей жило и живёт в этих краях, приложили руку к развитию регионов и индустрии. Во время СССР Казахстан и Россия были едины, в какой-то момент стали разными государствами, но всё это некий общий котёл наций. Если всё путешествие пропускать через себя, свои эмоции, то я почувствовала, что мы не у себя дома, только на границе с Китаем. До этого везде слышится русская речь. Вокруг нас менялась природа, люди, но везде была доброжелательность, интерес к нам.
- У экспедиции не возникало проблем с посещением предприятий?
- Я считаю, что эта экспедиция - "разведка". Нам тоже было интересно. Именно таких экспедиций я не встречала: международных, просветительских, научно-исследовательских. В каждом городе были свои ощущения, свои какие-то интересные моменты, где каждое место несло какую-то свою энергию. Где-то нас пускали на предприятия (Россия, Казахстан), где-то нет (Китай). Но мы и не вторгались, у нас не было такой миссии. Изначально мы были настроены на то, чтобы побывать там настолько, насколько нам будет позволено.
Фото из личного архива участников экспедиции
- Какие ощущения у вас остались от городов и стран, в которых вы побывали?
- В каждом городе были свои ощущения, интересные моменты, каждое место несло свою энергию. И, если брать, например, прогулку по Семипалатинску (сейчас это город Семей), Семипалатинский полигон, то мы все прекрасно понимаем тот эмоциональный фон, который вызывают события, связанные с этим местом. Тогда, в советское время, это было в каких-то моментах во благо, а в каких-то нет. Но я за людей. И такие вещи я переживаю очень эмоционально. Мне хотелось побыстрее уйти оттуда, побыстрее ехать дальше, чтобы задержатся в других местах. Мы были в Усть-Каменогорске. Оказывается, оттуда родом знакомые мне личности, персоналии. И я думала: ничего себе, я родом из Томска, знаю о деятельности этого человека именно в сибирском городе. Он многое сделал там, там и там. А сам родом из Усть-Каменогорска. Это показывает, насколько мы всё-таки близки с Казахстаном. И мне очень понравился этнографический заповедник в Усть-Каменогорске. Меня восхитил их музей под открытым небом: насколько грамотно им удалось показать разные народы, культуры через их застройки, жилища. Это уникально, они большие молодцы. В этой экспедиции я убедилась, что жители этой страны - дружелюбный народ. Они хорошо к нам были расположены, всегда готовы помочь. Не видно было каких-то различий. Меня удивило то, какие казахи внешне. У них интересные антропологические типы, они такие красивые. Это типовое разнообразие стало для меня небольшим открытием. В этой поездке я поняла, как сильно эти люди любят свою культуру и бережно относятся к другим. Ещё они для меня уникальны тем, что в речи используют минимум три языка: родной казахский, русский и английский. И для них это норма.
Фото из личного архива участников экспедиции
- Как вас встретили в Китае, в посёлке Кёктокай у верхнего бассейна Иртыша?
- Возможно, внутренний туризм у них и развит, но такие гости, как мы, для них в диковинку. На нас смотрели с восторгом, словно мы звёзды. Фотографировались с нами, мы вызывали у них неподдельные эмоции. Мы были для них интересны этнически, им хотелось к нам прикоснуться. Нас это очень поразило. Мы двигались из низовья Иртыша к верховью. И там такая горная местность. Мне это напомнило наш Алтай.
- Какая местность удивила вас с индустриальной точки зрения?
- Я очень далека от этого, но, если всё же говорить об индустриальной части и того, что касается производства, то меня удивил Казахстан. Эта страна на самом деле очень богата металлами. Меня поразило, какие масштабы они задают. Удивило, насколько они действительно обладают богатыми ресурсами. Они пустили нас на все предприятия. У них всё чётко устроено, чётко взаимодействуют с другими странами, занимаются экологическими вопросами. Предприятия ничего не сливают в Иртыш. Вода циркулирует по закрытому принципу. Иртыш один на три страны, и его надо беречь.
Фото из личного архива участников экспедиции
- Какие у вас впечатления от Омска?
- Мы в Омск прибыли ранним утром 2 июня, а 4 июня уже уехали. Мы погуляли по городу, были в Краеведческом музее, в музее "Путеец". Омск напомнил мне мой родной город Томск (я оттуда родом, хоть сейчас и живу в Ханты-Мансийске) - недаром эти города рядом. У меня было ощущение, что нахожусь у себя дома. Омск показался мне красивым городом, по крайней мере, его центральная часть - мы не успели по всему проехать. Я знаю, что Омск славится своими вузами, производством. В Ханты-Мансийске очень много специалистов из Омска.
- Вы бы хотели ещё раз отправиться в подобную экспедицию?
- Да, считаю, что должна быть ещё одна экспедиция, чтобы показать Иртыш больше через людей, природу. В ней должно быть больше вещей, связанных с краеведением, личностями. Это необходимо, чтобы развеять стереотипы, чтобы познакомить людей с этими территориями, показать, какие они на самом деле. Двигаясь по речной артерии Иртыша, мы видели, как производства "кормят" людей, видели, насколько река важна для экономики этих трёх стран. Но самое важное для нас - это люди. У них есть своя культура, язык, отношения. В том числе отношение к месту обитания. У многих звучит такая фраза: "Я вырос на Иртыше", - это о многом говорит. Для меня Иртыш - это моя родная река, это то, что даёт мне сама природа. Я ценю её. Возможно, в следующий раз будет больше этнографической составляющей, каких-то мировоззренческих, идеологических, языковых вещей, антропологических портретов, жизненных историй. Возможно, больше мифов, рассказов, сказок и всего, что с этим связано. Это моя мечта. В целом от этой экспедиции у меня только позитивные эмоции. И думаю, что этот проект нужно продолжать и расширять.
Участники экспедиции изучали индустриальный феномен этой большой могучей реки. Они посетили ключевые промышленные города на Иртыше, индустриальные и историко-культурные объекты. Они поделились с "Омск Здесь" своими наблюдениями и рассказали, как о них смогут узнать все желающие.
Фото: Елизавета Медведева
и предоставлены участниками экспедиции