На этой неделе в омских СМИ появилась информация о том, что летом в городе планируется проведение масштабного фестиваля уличного искусства. Информация пока не получила подтверждение, однако горожане приняли эту новость положительно. Поэтому в этот раз мы решили выйти за пределы Омска и отправились в Екатеринбург, где родился один из самых грандиозных фестивалей уличного искусства Stenograffia.
В сегодняшнем материале рубрики "Уличное искусство" мнением об омских художниках и о том, как ежегодно проходит организация фестиваля рассказала пресс-секретарь "Стенограффии" Екатерина Кизюн.
Впервые фестиваль прошёл в 2010 году. За время своего существования он обрёл статус международного события, которое теперь ежегодно объединяет неравнодушных к уличному искусству. К выбору участников организаторы подходят по-разному: открытый опен-колл (конкурсная программа) позволяет заявиться на программу всем желающим, а отдельные участники фестиваля получают приглашение от кураторов проекта. Организаторы предпочитают обращаться к художникам, которые уже зарекомендовали себя как надёжные исполнители, с большим запасом креативных идей.
- Выбор кураторов часто падает на дуэт "Крепкий палец". Команда зарекомендовала себя очень хорошо в ранние годы сотрудничества, и в целом мы за ребятами давно наблюдаем. Они иногда скромничают и подаются на общий конкурс, но мы знаем, что они классные художники, которые не боятся экспериментировать и могут вписать своё творчество в любое пространство. "Крепкий палец" у нас в сердечке, - поделилась Екатерина.
"Крепкий палец" ведёт свою историю с 2015 года, сначала ребята работали анонимно, прикрываясь смешным названием, но позже тайна была раскрыта. Дмитрий и Александра творят не только в пределах Омска, их работы встречаются в Екатеринбурге, Тюмени, Шерегеше и далеко за пределами страны. Например, небольшие, но узнаваемые рисунки можно увидеть в Матсудо (Япония). А сами создатели масштабного арт-проекта описывают стиль работы "Крепкого пальца" как самобытный, сказочный и одновременно простой.
В прошлом году ребята представили рельефный мурал в Екатеринбурге. Работа была выполнена на кирпичной стене без краски. Вместо привычных баллончиков художники использовали штукатурку. Арт-объект создавался с помощью шпателя и малярного скотча. У произведения не было чёткого эскиза, но перед началом работы Александра и Дмитрий определили направление сюжета - изобразить растительный мир. Действовать пришлось исходя из состояния стены (в ней много щелей и впадин) и руководствуясь интуицией и творческим вдохновением.
- Дело в том, что на фестивале мы создаём не только муралы, хотя чаще всего участники прибегают именно к этим формам. На самом деле у нас большую часть работ также составляют эксперименты, поэтому в рамках события мы устраиваем различные мероприятия. Идею ребят мы с радостью поддержали. В результате получилась очень нежная, тёплая, трогательная работа. Трогательная в прямом и переносном смысле. Во время экскурсий по объектам фестиваля мы разрешаем прикасаться руками ко всем работам, и люди это делают с большим удовольствием, потому что в музее такого не позволяют, - рассказала пресс-секретарь "Стенограффии".
Мы поинтересовались у организаторов, какие эмоции у них вызывают законченные работы участников фестиваля. Ответ был единогласным - восторг.
- Настоящая магия происходит, когда видишь, как всё, что планировалось, воплощается в жизнь. Это можно сравнить с чудом. И самое классное, когда горожане к нам подходят и делятся своими эмоциями. У нас в Екатеринбурге очень любят разговаривать с художниками, да и в целом к уличному искусству привыкли и относятся к нему положительно, - подчеркнула Екатерина Кизюн.
Вообще за организацией "Стенограффии" кроется титанический труд. В команде всего 12 человек, но на время проведения события к ним присоединяются волонтёры. Тогда их коллектив разрастается до 150 активистов.
- Такую махину, как наш фестиваль, необходимо очень качественно наделять рабочей силой. Мы очень ответственно и строго относимся к своей работе, но и не забываем отдыхать. Мы стараемся соблюдать во всём баланс. Поэтому, помимо создания арт-объектов и организации мероприятий, стараемся ещё не забывать про тусовки. Чтобы никто не думал, что мы взрослые и скучные. Нам нравится дурачиться, - отметила она.
Определение объектов для творчества происходит при согласовании с администрациями городов, где проходит "Стенограффия". Здания, нуждающиеся в капитальном ремонте, художники стараются не трогать, зато с большим удовольствием готовы "залечить" болевые точки города. На помощь проекту также приходят бизнесмены. Чаще всего у них имеются креативные идеи, воплотить которые под силу участникам фестиваля. Но за свою продолжительную историю у "Стенограффии" всё же остались нереализованные мечты. Создатели проекта ежегодно заглядывают в "копилочку с идеями" и стараются осуществлять мечты, с помощью волшебства, которым владеют уличные художники.
Надеемся, что Омск тоже когда-нибудь превратится в музей под открытым небом. А мы тем временем отправляемся дальше на поиски удивительных граффити, которые так вдохновляют наших читателей.
В прошлый раз мы беседовали со студенткой факультета искусств Омского государственного педагогического университета Ксенией Пасаженниковой. Девушка поделилась своим мнением и ассоциациями о граффити, нарисованных на стенах дирекции Сибирского международного марафона. Вы тоже можете поделиться своим любимым произведением, для этого необходимо всего лишь написать нам в социальных сетях.