Новый герой нашей рубрики "Войти в IT" ломает едва ли не все стереотипы о парнях-компьютерщиках. Он спортивный, симпатичный, общительный и с тонким чувством юмора. При этом, как и большинство ребят из сферы IT, не останавливается на достигнутом, стремится развиваться в своей профессии. Про него точно можно сказать "сделал себя сам". Он рассказал нам, через какие тернии пришлось продираться на пути к своей работе мечты. Ему всего 30 лет, и 8 из них он так или иначе посвятил IT, пройдя путь от эникейщика до автоматизированного тестировщика. Знакомьтесь, QA-Team компании Gems Александр Малютин.
Александр Малютин
- Александр, насколько я поняла, вы человек, который не помышлял попасть в сферу информационных технологий или я ошибаюсь?
- Всё верно. До какого-то периода своей жизни я вообще не знал обо всей этой истории. Компьютер для меня был такой штукой, которую включаешь поиграть - и всё замечательно. А потом он пропадает из твоей жизни, и ты идёшь делать свои дела. Я учился на радиотехника и планировал развиваться именно в этом направлении. Это всё могло закончиться ракетостроением. Но получилось так, как получилось.
- Вы учились на радиотехника. Почему выбрали такую профессию?
- Всё идёт из детства. Ребёнком я разобрал папин новый и очень дорогой магнитофон и не смог собрать его обратно. Мне так сильно напоминали, что это ценная вещь, что я сразу захотел научиться разбираться в такой технике и не только. Плюс у меня почти вся семья работала на "Полёте", и вообще мы как-то всегда были связаны с ракетостроением. И поэтому планировал двигаться в эту сторону. В итоге окончил колледж имени Жуковского, но сейчас сижу тут с вами и говорю про IT.
- Вы не так давно участвовали в нашем опросе и рассказывали "Омск Здесь", что не брезговали разной работой: убирали мусор, продавали ножи. Как это всё оказалось в вашей жизни?
- В юности у меня была компания друзей, которые любили кататься, ходить в пешие походы - далеко и надолго. Чтобы купить много всего нужного для подобных путешествий, нужны были деньги. Мне тогда было лет 15, и я устроился на левобережную оптовку в службу уборки. Собирал мусор между торговыми рядами и опустошал местные мусорки. Мне это не понравилось, поэтому, получив деньги и купив всё, что мне было нужно, я ушёл, чтобы больше никогда туда не возвращаться. Года через три после этого мой знакомый открыл магазин, где торговали ножами и туристическим снаряжением. Он предложил мне, безработному студенту, почти бесплатно поработать - по сути, прогуливать пары в тёплом помещении. Я отработал там года четыре и понял, что торговля - это не то, чем я хочу заниматься. Для меня этот магазин стал каторгой, и я ушёл.
- Так почему же вы решили пойти в другую сферу и что было для вас главным мотивом влиться в коллектив айтишников?
- Если говорить прям про айти-айти, то меня привлекает постоянное развитие, общение с умными людьми. Возможность выбрать различные направления и реализовываться в них. Очень много вариантов развития событий, в которых ты можешь становиться лучше с каждым днём.
- Как вы пришли в сферу информационных технологий?
- Совершенно случайно. Только закончилась защита диплома, и я вышел навстречу новой жизни, как зазвонил телефон. Друг предложил мне стать эникейщиком. От меня требовалось немного: ходить по офису и менять мышки с клавиатурами. Казалось, что работа непыльная, а за неё ещё и будут платить. Так, собственно, всё и началось. В первый день что-то случилось, и ничего в этом офисе из техники не работало. Всем сотрудникам объявили: "Вот вам Александр, он вместо *Имя предыдущего сотрудника*, теперь по вопросам к нему". Предыдущий сотрудник моему другу сказал: "Вот ключи от серверной. Давай, а я пошёл". И мы начали "давать", чё. Пришлось во всём этом лавировать и начинать разбираться. Мой друг мне очень помог в этом всём. Потому что для меня эта сфера, как я уже сказал, была абсолютно тёмным лесом. Я узнал про серверы, про толстые/тонкие клиенты (толстый клиент - это рабочая машина или ПК, которая функционируют на основе своей ОС и наполнена полноценным набором ПО. Тонкий клиент - ПК с заранее установленным web-браузером, который применяется для функционирования с web-программами - прим. ред.), про бухгалтерию, систему закупок, интернет-банкинг и прочее. В определённый момент меня эта тема супервдохновила.
- Не жалеете, что выбрали IT, а не ракетостроение?
- С высоты своего опыта могу сказать, что здесь нервов тратится гораздо меньше. На самом деле мне тема с ракетами всегда была интересна. Сейчас я интересуюсь, как там дела. Нет, я не жалею: мне классно и здесь.
- Как вы стали именно тестировщиком?
- Когда меня утомила вся эта админская история, я проанализировал, что умею: нажимать кнопки, работать с операционными системами, общаться с людьми. Начал шерстить и наткнулся на тестировщиков - классно. Читал статьи и прошёл бесплатный курс в интернете. С этого и началась моя любовь к профессии. Постепенно погружался всё глубже и глубже, а потом понял, что есть не только мануальное (ручное - прим. ред.) тестирование, а есть множество направлений, и это всё великолепно.
- Вы сейчас автотестер. Сами обучались или кто-то помогал?
- Основная наша задача - это экономить время и деньги компании на тестировании. Будучи ручным тестировщиком, я заинтересовался автотестированием: изучал по чуть-чуть, читал и узнавал. В конце концов прошёл курсы от "Яндекс Практикум". Диплом есть, ручки вот они. Некоторое время назад в компании работал Саша Киреев, который начал делать автоматизацию для системы и предложил нам поучаствовать. После его ухода и из слабеющих рук эту тему подхватили Серёжа Крючков (недавний герой нашей рубрики, переодевавшийся в лифте ради работы мечты, - прим. ред.) и Артём Тисло. Какое-то время они вдвоём со мной на подхвате создавали автоматизированное тестирование в компании. Тут такая специфика, чтобы ты хорошо "вкатился" в автоматизацию, ты должен знать функционал, поработать ручками. И то, что я какое-то время занимался мануалом, пошло только на пользу, так я считаю. Сначала прошла первая итерация, потом я "вкатился" полностью, а Серёжа Крючков очень мне в этом помог. Я много чем ему обязан в среде автоматизации.
- Вернёмся немного назад, до IT-компании вы успели поработать в БСМП № 1. Туда вас как занесло?
- Опять друг подсобил. Контора, в которой я тогда работал, начала угасать. И мне поступило предложение пойти работать в БСМП. Сказали, что скучно не будет точно, будет весело. В итоге я там отработал 5 лет. Да, мне было весело в некоторых моментах, ну а в каких-то совсем не до смеха.
- Так и в чём же заключалось веселье?
- В том, что у тебя 12 этажей оборудования. На каждом из них: сетевое оборудование, очень много рабочих станций, медицинского оборудования, за которое ты так или иначе несёшь ответственность. И в твоём доступе очень сложные системы, а ты не особо понимаешь, как они работают. Это было захватывающе, особенно когда ты берёшь и что-нибудь ломаешь. И приходилось чинить. Каждый день веселье.
- В вашей жизни была и бухгалтерия, работу которой вы остановили, поленившись дочитать инструкцию. Эта история из БСМП?
- Да! Есть определённый бухгалтерский софт для государственной компании. Для него периодически приходит обновление, и инструкция примерно на страничку 14 кеглем. Из года в год она практически не менялась, а нововведения всегда размещали вверху. С очередным обновлением я открыл инструкцию, первые строчки посмотрел и закрыл. А оказалось, что в тот раз были новшества. Если бы я крутанул колёсико на мышке до конца страницы, то увидел бы надпись: "Ни в коем случае не удаляйте этот чекбокс, потому что у вас всё зашифруется". Класс! Всё упало, ничего не поднимается, не работает. Что делать? Каким-то чудесным образом (с помощью друга) удалось всё заново развернуть и запустить в работу. На это понадобилось пару дней. Эта ситуация заставила меня сильно понервничать. После этого я отработал там ещё три года.
- Когда готовилась к интервью с вами, слышала про вашу работу в операционных. Не говорите, что ещё успели поработать и хирургом?
- В мои обязанности входило обеспечивать теле-конференц-связь на некоторых манипуляциях и операциях в больнице. И всё, как обычно, началось внезапно. Один раз произошло ЧП, пострадали люди, и нужно было срочно организовать связь с Центром медицины и катастроф. До этого не было таких ситуаций. За пару дней нам предстояло полностью проложить кабель и завести в операционную. А потом смотреть, чтобы всё работало исправно. Операционную на время технических работ закрыть мы не могли, поэтому приходилось делать это обходными путями. Потом мы присутствовали на операциях, и нам говорили, что приблизить, что показать, чтобы врачи из столицы могли лучше всё рассмотреть. И работа в операционных, когда необходима видеосвязь или нужно вывести на рентген процесс, допустим, устранения тромба, входила в мои обязанности. Я не оперировал, конечно, но наблюдал.
- Вокруг вас много всего происходило. Не жалеете, что перебрались в более спокойную отрасль?
- Вообще нет. Ну его нафиг, серьёзно. Лучше я буду спокойно работать в офисе, пить кофе и великолепно себя чувствовать, нежели в вентиляции тащить провод по 11 этажу, потом спускать его, тащить оборудование по этажам. Лучше находиться в тёплом офисе, в котором всё сделано, чтобы тебе было комфортно, а ты просто сиди и работай. Тебе не нужно писать миллиард бумажек. Тебе надо прийти, принести с собой хорошее настроение, знания, и у тебя всё получится.
- Какие планы на профессиональное будущее, к чему стремитесь?
- Развиваться в автотестах можно до бесконечности. Стремлюсь реализоваться в этом направлении: подтягивать отстающие навыки, наращивать те, что есть. Мне это направление нравится, я готов отдавать работе всё свободное время, но не хочу (смеётся). И в целом, хочу смотреть на мир позитивно.
- Свободное время, которое не хотите полностью отдавать тестированию, чем занимаете?
- Хожу в спортзал, играю в страйкбол. Много хожу пешком, читаю книжки и, конечно, играю в компьютер, иначе зачем я столько всего понабрал.
Больше материалов о том, чем живут и дышат айтишники и с чем они ежедневно сталкиваются, читайте в нашей рубрике "Войти в IT".