Омич снял боевик о группировке киллеров. Сценарист, режиссёр, актёр, оператор, монтажёр, звукорежиссёр фильма "Реверс. Обратное отмщение" - один человек - Константин Калинин. Пробы в кино на сегодня для него эксперимент. Смелый и необычный. Все профессии киноискусства он осваивает буквально с нуля. После отзывов на первую часть картины Константин твёрдо решил продолжать пробовать себя и открывать целый мир. Боевик - жанр, за который берутся не часто. В Омске вообще это происходит впервые. Все локации - это улицы, дворы и закоулки города, а в кадрах нет ни одного профессионального актёра, но определить это непросто.
Одна монета - две стороны. Насколько далеко может зайти человек, если его судьбой руководит случайная сторона монеты? Этим вопросом автор криминального боевика задаётся в первой части "Реверс" (16+). Короткометражка длительностью в 16 минут 40 секунд вышла в начале этого года.
"Реверс. Обратное отмщение" - это вторая часть трилогии. Трейлер фильма уже опубликован, а презентация состоится 20 октября в омском "Киновидеоцентре". В описании к ней говорится:
"Реверс" терпит разрушение, в город возвращается таинственный Аристократ со своими планами. События разворачиваются для всех совершенно по-разному, но общим движением - в обратную сторону. Теперь каждому участнику предстоит доказать, что он имеет право на жизнь.
Мы пообщались с Константином Калининым и узнали, как возникла идея снять в Омске боевик, как встречают зрители необычный жанр, можно ли осваивать новую сферу с нуля, насколько бдительные граждане живут в Омске, и почему книга о времени ждёт своего часа.
Константин Калинин, 27 лет. Ассистент режиссёра и монтажёр программы "Наши люди" (16+) на телеканале "Продвижение" в Омске. Про себя говорит так: "Я всегда был безумным и буду делать безумства".
- Константин, вы взялись за жанр, который омские режиссёры до этого избегали. Почему такой выбор?
- Мне всегда нравилась структура и зрелищность боевиков. Я часто смотрел их с отцом. Да и детективный жанр книг и фильмов мне нравится. Комедии я не люблю. Не умею ни шутить, ни писать сценарии, ни тем более снимать. Драму... Её надо делать очень сильной, и актёры должны передать так, чтобы зритель почувствовал. Для драмы нужен опыт в плане съёмок и кадра. У меня этого не было. А боевик - самый лёгкий жанр для начала. Насколько я знаю, это первый боевик, снятый омичами и в Омске. У нас снимали драмы, комедии, ужастики, фантастику. Когда вышла первая часть, многих это удивило. Боевик? В Омске? (смеётся).
- С чего вообще всё началось? Вы говорите, что профильного образования у вас нет, особо в эту сферу вы не стремились. Почему взялись за кино?
- Всё началось со стихов. Лет в восемь я сидел за уроками и никак не мог их сделать. Глянул в окно, и пошли строчки. Родилось первое моё стихотворение. В школе я носил тетрадь с собой и записывал в неё мысли. В 16 лет начал писать более серьёзные тексты. Позже в интернете я нашёл сообщества и пробовал себя публиковать. Однажды, отправив очередную партию стихов редактору, я получил сборник, в котором наряду с другими авторами был я: моё имя, фото и стихи. Мне было 19 лет. Потом я публиковался в питерских сборниках, но в какой-то момент мне пришла идея сделать своё. Так появилась моя первая книга в стихотворной форме на сто страниц "Последняя минута жизни" (16+). Это трагическая мелодрама с выдуманными героями. Я писал её вручную в тетради формата А4. Это для меня оказалось быстрее, чем печатать, так не терялись мысли и фрагменты. В сто страниц уместились пять глав и эпилог. Я напечатал 50 экземпляров в мягком переплёте. Мне было 22 года, и я подумал, что цель я поставил и достиг. А что дальше? Кино! Здесь я ещё не был. Здесь нужно попробовать!
- Вот так смело? С нуля?
- Сначала думал экранизировать книгу. Я не чувствовал здесь завершения. Но потом эту идею отложил и начал писать другие сценарии. Сначала маленькие этюды на три минуты, потом больше. Сейчас у меня сценарии на два полнометражных фильма ("Инженер", "Сириус") и сериал ("Отрава"). Но Омске сложно снимать, нужны деньги и актёры. Кто занимается этим профессионально, тот уезжает в столицы, чтобы расти. Кто-то занят здесь своими проектами. Но я не сдавался. Сначала помог знакомому Александру снять короткий этюд под названием "Петля", а потом спустя некоторое время родилась короткометражка "Реверс" длительностью 16 минут 40 сек. Это был мой дебют, проба сил. Не очень качественный, ведь эту кухню я не знал. В конце октября состоится премьера второй части. Она уже 40 минут и по качеству лучше.
- О чём эти картины? И что вы хотели сказать как режиссёр?
- Есть некая группировка киллеров, которая исполняет заказы и оставляет свой фирменный знак - букву Р. В фильме нет хороших людей, все антигерои. Я хотел показать, что даже самые прочные союзы рано или поздно ломаются и чаще изнутри. Второй фильм называется "Реверс. Обратное отмщение". Все лица двигаются в реверсе вперёд, но на самом деле двигаются назад. Они вроде пытаются сделать для себя лучше, но на самом деле делают хуже. Деградация вместо развития. После титров, кстати, будет сцена, которая должна сильно удивить зрителя. Но это только для тех, кто придёт на просмотр.
- Обе работы вышли в этом году. Сколько времени потребовалось, чтобы снять и смонтировать фильмы?
- Первую часть мы начали 24 февраля 2023 года, закончили в конце марта, а 29 апреля фильм вышел. Я закачал его на YouTube и отправил на два фестиваля, которые нашёл в Сети случайно. На одном моя работа заняла пятое место из двухсот. Похвалили актёрскую и операторскую работу. Когда фильм набрал более пяти тысяч просмотров, я начал осознавать, что если смог придумать, снять, смонтировать и даже сыграть роль, то значит уже что-то могу, появилось решение продолжить. Началась работа над "Реверс. Обратное отмщение". В июне мы начали её снимать, а закончили в октябре. Кстати, в первой части концовка вышла не та, что задумывалась в начале. Я писал сценарий под человека, который хотел сниматься. Три сцены мы сняли с ним, а потом он сошёл с дистанции. И мне пришлось внедрять себя в кадр как актёра. Были мысли всё забросить, но я не был бы самим собой, если бы не проявил упрямство.
- Кто снимался в фильме?
- В первой и второй частях снимались мои друзья. Никаких профессиональных актёров. До этого я занимался фотографией. Вся аппаратура у меня есть. Снимал я на зеркалку. Если первый фильм был пробой, то над вторым хотелось поработать серьёзнее. Увеличилось число актёров. Вместе со второстепенными персонажами это 14 человек. Мои друзья и два моих родственника. Все - люди, в которых я уверен, которые не предадут и которым так же интересно, как мне. Они даже единственным выходным жертвуют для съёмок. Ольга Перешивко, Зинат Джумалин, Сергей Бубнов, Андрей Манжос, Александр Охотин, Иван Ерохин, Владимир Качура, Андрей Сидоров, Алексей Хаммер, Артём Храмцов, Денис Андронов, Павел Степчин. Я очень благодарен им и очень их уважаю. Как мне говорил мой друг Вова Качура: "Съёмочный процесс был и так нелёгким, а ты снимаешь, пишешь, монтируешь всё одной головой! Ты вредный и заставляешь переснимать всё на три-четыре раза, чтобы картинка была насыщенная. Но всех нас объединяла мысль, что мы творим кино, и мне это нравится".
- В боевике же должны быть оружие и взрывы. Как в вашем фильме с этим?
- Взрывов нет. Это сложно снимать и дорого. А у нас бюджет, сами понимаете... На второй фильм я потратил 35 тысяч рублей. Но помимо этого, сложно найти реквизит. Я вот не мог найти пластиды, которые имитируют ранение. Но оружие, конечно, есть. Это винтовка с маленькими пульками. Всё легально. И два пистолета. Они из магазина детских игрушек, но в кадре очень похожи на настоящие. Я это "оружие" купил, когда пошёл с племянницей выбирать ей подарок. С этими пистолетами была интересная история. Я присматривал место для съёмок. В одном месте достал этот игрушечный пистолет и примеривался, как я буду стоять в кадре. Через пару минут приехал экипаж полиции. Оказалось, что им позвонила женщина и сообщила о странном мужчине в пальто, шляпе и с пистолетом. Полицейские заломили мне руки, обезвредили и допросили. Расстались мы уже на юморе. Они были удивлены, что в Омске снимают кино, ещё и боевик. Я предложил им роль, но они отказалась. "Оружие" мне вернули.
- Какие отзывы вы получили после первого фильма, и какие планы на вторую часть?
- После показа в Омске я отправлю на ряд фестивалей и знакомым актёрам и режиссёрам в Питер и Москву. Что касается отзывов о первом, то, во-первых, многих удивляет, что в Омске можно снять боевик. Во-вторых, что я без диплома режиссёра, сценариста и прочих профильных образований сделал сходу не идеальную, но приличную картину и по качеству, и по цвету, и по содержанию. В первой части звук не очень получился, и ко второй я уже купил специальный микрофон, не на высоте, конечно, но всё же лучше. Неожиданный отзыв я получил от актёра Славы Шатенко, который сам омич, живёт в Москве и снимается в якутских авторских фильмах. Ему понравилось, что я сделал ставку на антигероев. Особо он отметил сцену, где я посреди моста иду, расчехляю винтовку и целюсь в машину. Он спросил, не боюсь ли я так снимать посреди города? Я ответил, что нет. Всегда был безумным и буду делать безумства.
- Что поняли о киноиндустрии за этот год?
- Это сложно. Но если взялся, надо идти до конца. Не бояться критики. Фильм - он рождается же. Если ты даёшь жизнь проекту, ты должен дать ему жить и дышать. Дойти с ним до финальных титров. Дать выдохнуть ему и, самое главное, дать выдохнуть себе. Если ты начал делать и забросил, то ты и проект убил, и самого себя ранил. Как кусочек себя отдал фильму, он там не вырос, ты в это же время отрезал кусочек от себя. А вот если весь цикл прошёл, то сам целый, и живёшь на этой энергии. Я в процессе не замечаю, как пролетает время. Пока снимаешь, монтируешь, думаешь над сюжетом, не чувствуешь ни усталости, ни негатива. Это ещё не отрываясь от основной работы. Но не было мысли, что я устал, не было страха перед незнакомым делом. Наоборот. Со вторым фильмом я ещё больше себя раскрываю и хочу больше делать. Кино - это моё. Я уже греюсь мыслью начать третий фильм. Он будет в этой ветке заключительным и намного сложнее первых частей. Хочу погоню сделать. Не знаю пока, как это снять в Омске, но она будет.
- Есть амбиции в этой сфере или как пойдёт?
- Есть. Хотелось бы набить руку и ждать приглашения куда-то дальше. Как актёра точно не хочу. А вот писать сценарии с кем-то, снимать, режиссировать - да. Нужен всегда опыт. И мне хочется поработать с профессионалами. Окунуться в эту кухню полностью. Мне бы хотелось, чтобы то, что я делаю, нравилось людям. Чтобы они смотрели не с перемоткой, а с интересом.
- Что нужно современному зрителю?
- Людям нужно обнулиться. Перестать копировать из фильма в фильм одно и то же. Надо пробовать разные лица актёров. Большие кинокомпании сегодня снимают фильмы для массового потребителя, работают по шаблону, по отстроенному процессу, в уже сложившейся тусовке, и редко хотят пробовать что-то свежее. На мой взгляд, самым перспективным и честным сегодня является авторское кино. У людей, которые его создают, много энтузиазма, они постоянно ищут, находят и реализовывают новое.
- Будете ли переиздавать первую книгу "Последняя минута жизни" и вернётесь ли к писательству?
- Первые 50 экземпляров я раздал родным и знакомым, один экземпляр отдал другу в Питер, чтоб он положил там в библиотеке. Ещё десять копий отнёс в свою школу №152. Причём в школе я слыл настоящим бунтарём. При хорошей успеваемости моё поведение оставляло желать лучшего. Когда я принёс в школу свою книгу, там не поверили, что это я написал (смеётся). Электронный вариант я разместил во "ВКонтакте" и на книжном сайте в открытом доступе. Переиздавать пока не планирую. Параллельно я вынашивал идею ещё одной книги - "Неизбежная часовая тропа". Там три линии и три героя - Священник, Психолог и Душевнобольной. Но я понял, что не смогу это написать, потому что ещё нет такого жизненного опыта и знаний. Я положил её на полку, и уже лет пять книга о времени ждёт своего часа (смеётся).
Вообще, эмоции, когда ты держишь в руках книгу, которую сам написал, на её обложке твои имя и фамилия, неописуемые. Я написал продолжение к этой книге, но издавать не стал, поскольку посчитал его не очень удачным. Писать я буду однозначно. Потому что пока я пишу, я живу и чувствую свободу. Ведь в тексте можно делать всё, что угодно: создавать, менять, направлять людей, строить их жизни, выдумывать миры и законы, проживать моменты, фрагменты, свои воспоминания. Когда я ставлю точку в очередном произведении, возвращаюсь в унылую реальность и ощущаю себя чужим. Если я долго ничего не пишу, у меня опускаются руки, не хочется ничего делать, впадаю в уныние, ни с кем не общаюсь, замыкаюсь в себе. Всё сжимается в комок. И будто чёрная дыра берёт в себя энергию. Но потом происходит взрыв, и начинается новое созидание.
Презентация криминального боевика Константина Калинина "Реверс. Обратный отмщение" пройдет 20 октября в 19:00 в омском "Киновидеоцентре". Вход свободный.
Фото: Алексей Хаммер, скриншоты фильма "Реверс"