Сегодня на пресс-конференции в Доме журналистов специалисты рассказали, почему люди попадаются на уловки телефонных мошенников и как людям обезопасить свой электронный счёт. Граждане переводят аферистам большие суммы денег и только потом понимают, что стали жертвой мошеннической схемы. Информация о новых фактах появляется ежедневно.
На сегодняшний день самые распространённые методы мошенничества следующие:
- звонят на номера граждан от лица сотрудников различных банков или правоохранительных органов;
- обманывают тех, кто пытается продать свой товар с помощью сайтов бесплатных объявлений;
- на телефон могут поступать звонки с предложением приумножить свой капитал;
- звонят от лица сотрудников ГИБДД с предложением спасти родственника - виновника вымышленной аварии, от возбуждения уголовного дела.
Специалисты также отмечают, что в последнее время участились случаи взлома маркетплейсов. Мошенники списывают деньги с банковских карт, привязанных к интернет-магазину. В таких случаях советуют заводить отдельную карту для покупок в интернете и позаботиться о многоступенчатом подтверждении финансовых операций. Чаще всего на уловки преступников попадают женщины. При этом специалисты отмечают, что жертвы молодеют. Это связано с желанием молодых людей найти подработку или лёгкий заработок в сети.
Важно понимать, что цель киберпреступника - обмануть человека. Те, кто занимаются подобными видами деятельности, знают, как найти подход к собеседнику.
- Они настолько подготовлены, что по тону голоса и тому, как человек отвечает и ведёт разговор, понимают, поддастся ли он на провокацию или нет. Злоумышленники, находящиеся по ту сторону телефонной линии, могут вывести кого угодно на чувство страха и умеют манипулировать людьми. Их задача - получить эту эмоцию. Естественно, жертва отдаст свои сбережения, либо возьмёт кредит, - рассказала старший психолог отдела по работе с личным составом УМВД России по городу Омску Галина Захарова.
Некоторым граждане становятся жертвами таких преступлений не один раз. Мошенники всегда используют проверенные уловки, чтобы добиться своего. Вот самые распространённые:
- исходя из того, как вы отвечаете на звонок, мошенники выбирают стратегию разговора: запугивание или вежливая беседа;
- звонки в позднее время суток или ранним утром способны дезориентировать человека и сделать более податливым;
- человеку сообщают негативные или позитивные новости: выигрыши, аварии, кража и многое другое;
- над обработкой одной жертвы могут работать несколько человек, к разговору на разных этапах могут подключаться разные специалисты.
При разговоре с незнакомым человеком по телефону специалисты рекомендуют обратить внимание на следующее:
- неизвестный номер звонит из другого региона;
- звонок осуществляется через мессенджер;
- звонящий не может дать вам полную информацию о своей должности и организации, которую он представляет;
- люди на другом конце провода пытаются выяснить данные вашей банковской карты, паспорта или просят назвать код из сообщения.
Если вы подозреваете, что относительно вас совершаются мошеннические действия, то не стоит паниковать. Скажите собеседнику, что его плохо слышно и попросите перезвонить со служебного телефона.
- Всегда нужно помнить, что сотрудники банков и правоохранительных органов не будут сообщать по телефону о том, что в отношении вас совершаются мошеннические действия, что на вас пытаются оформить кредит или кто-то хочет списать ваши накопления. Преступники также могут предлагать вам совершить какие-то действия с вашими финансами, перейти по "безопасной" ссылке или установить на телефон какие-либо приложения, - отметил заместитель начальника отдела уголовного розыска по расследованию преступлений в сфере информационных технологий УМВД России по городу Омску Владимир Мироненко.
Вся информация, размещённая в социальных сетях, также может оказаться против вас в разговоре с незнакомцами. Узнать подробности и изучить ваше окружение для преступников не составит труда. Чтобы не стать жертвой киберпреступления при ответе на звонок с незнакомого номера, не нужно всецело верить информации человека, который находится с вами на связи. Не стоит также поддаваться эмоциям и совершать действия, о которых вас просят по телефону.
- Киберпреступления видоизменяются, а мошенники становятся всё более изощрёнными и дерзкими. Они знают, что нужно говорить и как подавать информацию, ведь даже люди с высоким интеллектом и учёные попадаются на их удочку, - добавила Галина Захарова.
Если аферистам всё-таки удалось вас обмануть, то в таком случае следует немедленно обратиться в полицию, потому что раскрыть преступление по горячим следам намного проще. Сегодня практически все крупные банки взаимодействуют с правоохранительными органами и стараются своевременно приостанавливать операции по счёту, если он принадлежит мошенническим группам. Кроме этого, в такой ситуации необходимо позаботиться о своём психологическом состоянии. Выход из кризисной ситуации можно найти, позвонив, например, по телефону доверия или обратившись за помощью к бесплатному психологу.
Отметим также, что в ближайшем будущем планируется принять законопроект, согласно которому банки обяжут возвращать утраченные в результате мошенничества средства.
Главное фото создано с помощью Midjourney