Полина Заремба - молодая художница и галеристка. Её галерея современного искусства открылась год назад, и за это время в стенах творческого пространства работы выставляли художники из Омска и других городов. Мы встретились с владелицей POLINA ZAREMBA ART GALLERY и подвели итоги её работы в качестве хозяйки художественной локации.
За год мы не единожды встречались с Полиной, присутствовали на открытии галереи и посещали несколько персональных выставок молодых талантливых авторов. Нас заинтересовало, как такой хрупкой девушке удаётся изо дня в день обеспечивать бесперебойную работу пространства и успевать самой писать картины.
- Полина, расскажите, тяжело ли руководить творческим пространством и есть ли у вас помощники?
- Я галерист и художник, а эти профессии я считаю мужскими, поэтому совмещать их мне и тяжело и интересно одновременно. Конечно, у меня есть помощники, но большую часть работы делаю я сама.
- В вашей галерее каждую неделю открывается новая экспозиция. Расскажите, насколько энергозатратно подготовить выставку, особенно с расчётом на коммерческий успех?
- Нет, мне достаточно легко. Я знаю всех художников России и их биографии, отталкиваясь от моей осведомлённости, я заранее вижу, из каких произведений будет состоять экспозиция и как это будет выглядеть в стенах моей галереи. Если с художником я общаюсь впервые, то смотрю на его творчество - оно должно цеплять. Но если работа выполнена непрофессионально, то мы прощаемся.
- Как вы оцениваете профессионализм других? Ведь изобразительное искусство - это творчество абстрактное, которое нельзя загонять в рамки.
- Ну, во-первых, у меня художественное высшее образование, я разбираюсь в искусстве. Существуют такие понятия, как золотое сечение, композиция и цвет. Они должны сочетаться и гармонировать.
- Как вообще в Омске развита арт-индустрия? Ценят ли омичи творчество местных художников?
- Покупают те, кто в этом что-то понимает. Люди, которые посещают мою галерею, знают Полину Заремба и тех, чьи работы здесь выставляются.
На арт-рынке абстракция всегда останется актуальной, потому что это расслабление глаз у зрителя. В основном произведения покупают, чтобы разместить в интерьерах, украсить квартиру, офис или кабинет. Это то, что успокаивает человека и спасает жизни. Да, моё искусство спасает жизни, потому что оно доброе (улыбается). Оно о любви и добре.
- С момента открытия галереи прошёл целый год, как за это время изменилась Полина Заремба?
- А я стала красивее и прокачала свои навыки искусствоведа и художника. Художник - это цветочек, он цветёт и работает. А ещё я бизнес-леди. Добрая, коммуникабельная и положительная со всех сторон.
- А есть ли у вас планы на ближайшее будущее?
- У меня каждый день - рабочий день, а я хочу сходить в бассейн. Хочу посвятить весь день spa-процедурам и заняться своей красотой.
- Давайте поговорим о вашей творческой жизни. Вы говорите, что у вас раскупается 80 % работ, это ведь очень хорошие показатели. Расскажите, как удаётся добиться таких результатов в не очень-то богатом городе?
- Можно сказать, что у меня хорошая поддержка от друзей-художников. Они мне давали советы, как поступить в той или иной ситуации, я им следовала. Чтобы мои картины выставлялись в московских музеях, мне тоже пришлось много работать. Я и мой менеджер разносили портфолио, биографию, визитки и буклеты. Мои приятели - успешные люди и знают, о чём говорят. Мы стараемся ничего не скрывать друг от друга. Зачем это нужно, если мы друзья? А ещё перенимать опыт нужно только посредством живого общения, в социальных сетях пускай школьники сидят.
- Всё равно же художнику необходимы социальные сети, например, для продвижения.
- За мной следят не только в социальных сетях. Смотрят на моё творчество и работы. Я могу вообще ничего не выкладывать, все и так меня знают.
- Вы рассказали про дружбу между художниками, а существует ли вражда в вашей профессиональной среде?
- Неприятные люди, конечно, встречаются, но я всех люблю. Для меня это - урок и опыт. У меня нет врагов, есть только друзья.
- А вы следите за творчеством своих коллег?
- Конечно, слежу за тем, как ведут работу галереи, мониторю арт-рынок, наблюдаю за популярными художниками, абстракционистами, реалистами. Мне интересно. Но больше люблю знакомиться с работами других, листая бумажные каталоги.
- Должен ли современный художник голодать?
- Художник же выполняет свою функцию, то есть, у него есть задача - писать картины и радовать своих поклонников, нести счастье и позитив в искусство. Художник, с одной стороны, должен быть голодным, а с другой стороны - нет. Всё должно быть в меру, должна быть золотая середина. Понимаете, если художник будет слишком богат, значит он ненастоящий художник. А чтобы не голодать, нужно заниматься живописью, а не графикой. Пиши пейзаж - быстрей продашь.
- Полина, а сейчас спустя столько лет практики вы смогли бы преподавать?
- В вузе у меня был предмет "Методика преподавания", поэтому считаю себя очень подкованной в этом вопросе. Но я - галерист, а они преподавать не могут.
- Почему не могут?
- Так сложилось.
- Что в вашем понимании красота?
- Я художник и вижу вокруг себя красоту. Каждый человек по-своему красив, каждое место обладает своей красотой.
- А как вообще можете охарактеризовать свой образ?
- Я успешная, талантливая, красивая и очень счастливая девушка.
- Как вы считаете, нуждается ли художник в похвале?
- Конечно, нуждается. Будет лучше, если это будет делать его близкий друг, тоже художник. А если такого друга нет, то ничего не получится.
- У вас есть такой друг?
- Да, был такой приятель, он меня всё время хвалил, так у меня всё начало получаться. Я же сама тоже анализирую свою живопись и делаю это постоянно. Нас преподаватели учили рассматривать свои работы на фотографиях или в отражении зеркала.
- А как вы понимаете, что произведение завершено?
- Я провожу анализ всего произведения. Если всё идеально получилось, то картина завершена.
- Вы говорите, что очень верующий человек и довольно часто посещаете церковь. Вы самостоятельно выбрали этот путь?
- Меня покрестили в семь лет, и с этого времени я начала изучать церковные законы. Я не забываю ежедневно молиться, иногда получается это делать 30 раз за день. Я считаю, что молитва помогает мне в моих делах. Но нельзя весь успех списывать на Божью помощь. Тому, кто лежит на диване, вселенная не помогает.
- Давайте поговорим про скромность, вы писали в своих социальных сетях, что художники должны быть скромными. О чём речь?
- Моих картин пока что нет в Третьяковской галерее, они не висят рядом с Врубелем в постоянной экспозиции. Значит, мне нужно больше стараться работать, а не кричать о своём таланте. А есть художники, которые говорят о своей гениальности. Я считаю, что это проблема тех, кто живёт в провинции, они поступают глупо. Я себя таковой не считаю, хоть и проживаю на данный момент в Омске, но жила в Москве и Санкт-Петербурге и сейчас часто посещаю эти города по рабочим вопросам. В общем, я считаю, что художник не должен кричать о том, что он гений, если его работы не находятся в Русском музее на одной стене с работами Казимира Малевича. А если кому-то не нравится такой расклад, то он сам виноват. Художник должен сам себя продвигать, пахать каждый день, создавать и обновлять портфолио.
- А себя вы считаете скромной?
- Я скромный человек, хоть и галерея имени меня. Моих работ ещё нет в Третьяковке, но я к этому стремлюсь. Я хочу быть во всех музеях и во всех галереях России, ну и хотелось бы ещё за рубежом. Поэтому я без выходных работаю.
- Так же можно выгореть.
- Нет, я этого не боюсь. Я постоянно генерирую какие-то идеи, мне всё время хочется творить. В Омске я живу по московскому режиму, где быстрый ритм и динамика, поэтому привыкла быть постоянно в делах и заботах.
- А задумывались ли вы над тем, чтобы покинуть Омск?
- Это провокационный вопрос.
- Это уже мем.
- Это уже легенда, и она работает. Действительно, его невозможно покинуть полностью, он засасывает, как болото. Но я вам скажу, что сибирская школа искусств - самая крутая. С художниками из Сибири охотно сотрудничают в европейских городах.
Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева