"Вечно бороться - зачем? Наслаждаться жизнью и быть на чиле".
Интервью с бас-гитаристкой magic tape
О конкуренции в индустрии, мировой известности и дикой музыке творческого подполья. Общаемся на горячие темы с создателем музыкального проекта "Нигелла", бас-гитаристкой magic tape и по совместительству фотографом "Омск Здесь" Елизаветой Медведевой.
- Лиза, как ты себя позиционируешь?
- А можно ли вообще себя позиционировать? Понятно, что я могу сказать, что я творческий человек: работа и хобби у меня соответствующие. Вообще, я фотограф, в свободное время - музыкант. Когда-то ещё занималась живописью, хендмейдом, полимерной глиной, делала игрушки из шерсти. Сейчас стараюсь рисовать по возможности, это успокаивает.
- Предлагаю сегодня больше поговорить о музыке. Правильно ли я понимаю, у тебя три музыкальных проекта, один из которых закрылся: "Нигелла", magic tape и "Курица по-пекински"?
- Верно, сейчас у меня два музыкальных проекта. "Курица по-пекински" закончила своё существование пару лет назад, потому что наша басистка Света переехала жить в Москву. Ну и в целом у многих поменялись планы на жизнь, поэтому группа распалась. Сейчас я играю в magic tape. С 2020 года мы создаём экспериментальную инструментальную рок-музыку, а точнее, психоделический рок - сочетая элементы гранжа, стоунера, фанка, джаза, инди-рока. И также я занимаюсь своим личным проектом - "Нигелла" - с более атмосферной музыкой. Я её позиционирую как смесь шугейза, дрим-попа, гранжа, нойз-рока. Кстати, в юности у меня была ещё одна очень интересная гранж-группа, в которой я играла на басу. Она называлась "Аневриzма" (2006-2007 г.). Нас было трое, мы тогда фанатели от группы Nirvana, сначала играли каверы на неё, а потом начали выпускать свой материал. Но после переезда барабанщика в Беларусь проект перестал быть прежним. Теперь он называется "Конквистадор", и музыка, которую трансформировал бывший гитарист "Аневриzмы", на мой взгляд, стала звучать более попсово.
- Расскажи подробнее, какую роль ты исполняешь в группах?
- Обычно я придумываю аккомпанемент на бас-гитаре. Материал же (текст песен) в magic tape чаще всего приносит Анри (вокалист). Аранжировки мы пишем вместе. Некоторые наши мелодии и композиции рождаются прямо на репетициях, когда мы просто джемим. Что касается моего творчества в "Нигелле", в рамках этого проекта родились две моих песни. Эти треки мы уже играли с "Курицей по-пекински", они даже были записаны на видео в рамках "Цехlive" (музыкальный проект Санкт-Петербурга), если интересно, можете посмотреть.
- То есть в альбоме "Нигеллы" есть несколько чисто твоих авторских песен?
- Они не могут быть чисто авторскими. Как это обычно происходит: ты приносишь какой-то кусочек - музыкальную заготовку, а остальные участники группы помогают собрать "пазл". То есть я не могу принести, например, чисто партию для бас-гитариста и отправить под запись, потому что в одиночку придумала что-то своё интересное. Например, для записи песни "Нет ощущений" - я записала самостоятельно бас и гитару, а Аня (одна из участниц группы) придумала партию для барабанов.
- Ты думала о сольной музыкальной карьере? Почему не хочешь начать выстраивать свой личный бренд?
- Я "Нигеллу" собрала, это, по сути, мой сольный музыкальный проект. Проект, с которым я могу писать всю музыку сама. Ему два года, он постепенно растёт и развивается. Нет, можно, конечно, полностью в одиночку делать музыку. Но мне нравится именно процесс взаимодействия между людьми и общего звукоизвлечения. Когда вы выступаете вместе на сцене и играете, вы образуете мощный энергетический шар. И это волшебный момент. Я, конечно, могу создать всё сама: записать гитару, бас, синтезатор. Но, например, записать профессионально, технично барабаны самостоятельно будет сложно. Поэтому в "Нигелле" этим у нас занимается барабанщица Аня.
- Насколько этот проект, по-твоему, перспективен? Есть ли у него какое-то большое будущее?
- А что в вашем понимании "перспективен"? У нас сейчас такой музыкальный рынок, в котором потребности и спрос потребителей постоянно меняются. Я делаю музыку, не ожидая, что её будут слушать миллионы, поэтому и не занимаюсь пиаром группы. Я просто делаю то, что мне нравится. Мой музыкальный багаж и творчество немножко отличаются от того, что сейчас любит массовый слушатель. Поэтому в Омске мне сложно найти единомышленников, с кем бы я могла играть именно музыку, которая нравится мне. Я люблю нойз-рок, необычный арт-рок, ломаные ритмы, что-то нестандартное, шумовое, странное. Поэтому, например, из "Нигеллы" многие уходили, потому что не врубались в мою музыку. Сейчас со мной остались девчонки, которым нравится мой материал и всё, что я делаю.
- Но разве для артиста не важно иметь своего преданного слушателя?
- Конечно, важно. У меня есть круг слушателей, которым нравится моя музыка. Обычно это люди с похожим музыкальным бэкграундом. Мне приятно, когда я спонтанно нахожу себя в каких-то музыкальных подборках. Например, меня добавляли в подборки Makers of Siberia (издание о современной культуре и локальных сообществах Сибири) и "Стереоклуб" (передача о независимой омской музыке). Также моя музыка официально выложена на всех мировых площадках. Поэтому я знаю, что её слушают не только в России и странах СНГ, но и за рубежом. Например, в Японии. И этого мне достаточно. Что касается монетизации: мне кажется, что монетизированное творчество, в частности музыка, умирает и перестаёт быть искусством, когда становится коммерческим. Поэтому мне просто приятно осознавать, что где-то на другом конце планеты какая-нибудь девочка идёт по улице и слушает, например, песню "Нигеллы" "В себе" и откликается на неё.
- В чисто женских или чисто мужских коллективах нередко возникают разногласия и налицо конкуренция. Часто ли тебе приходится идти на компромисс, например, в "Нигелле"?
- Не знаю, почему вы думаете, что в однополых коллективах возникает конкуренция. Мы все уже люди взрослые, достаточно осознанные и с неким багажом мудрости. Поэтому конфликтов и какой-то борьбы у нас не возникает. Я играла в разных музыкальных коллективах - и с мальчиками, и с девочками. И по собственному опыту могу сказать, что именно в женских коллективах возникает особая музыкальная магия. С ними интересно создавать музыку, они более чуткие, душевные и восприимчивые. Мы в принципе существа более эмоциональные, поэтому игра с женщинами - это совсем другой уровень восприятия, на каких-то особых частотах и вибрациях.
- Часто на формирование будущего музыкального вкуса влияет музыка, которую слушали наши родители. Какую музыку слушали твои?
- Я не скажу, что их музыкальные вкусы повлияли на меня. Они слушали совершенно другую музыку, нежели я. Моя мама любила зарубежную поп-сцену 80-90-х. Например, группы ABBA, Modern Talking, Ace of Base. Папа у меня не особо меломан, но помню, что он любил группу Roxette, и она мне тоже в детстве нравилась. Конечно, из 90-х они ещё любили Варум и Агутина. Но, когда в детстве я начала включать клипы любимых групп по Ren TV, они округляли глаза - не понимали, почему я это слушаю. Например, в детстве мне дико вкатывали группы Red Hot Chili Peppers и Aerosmith.
- Недавно вышел спецрепортаж на телеканале "Продвижение" в Омске о том, как живёт так называемое творческое музыкальное подполье. Ты ощущаешь себя частью этой омской андеграундной тусовки и их стиля жизни?
- Не знаю, если честно. У нас в целом в Омске мало групп, которые играют классную музыку. Но если сравнивать их творчество и моё, то у меня немножко другая лирика. И плюс я другого возраста. Например, песни групп homework и "огонёк" мне несильно близки. Возможно, лет в 18-19 мне бы зашло, но сейчас я это воспринимаю в лучшем случае как: "Ну да, неплохо". Но я, несомненно, готова поддержать омских музыкантов за то, что они просто делают музыку, и неважно, нравится она мне или нет. Возможно, я не буду так лояльна, если это, например, откровенно неприятная музыка. Я думаю, транслировать в мир нужно что-то прекрасное.
- А у нас в Омске есть группы, которые, по твоему мнению, создают дикую и не совсем понятную музыку?
- Ну, например, мне не нравится накал страстей у группы "шумные и угрожающие выходки". Я, конечно, понимаю всю боль души и эмоциональные надрывы, но я люблю музыку, которую можно слушать в повседневной жизни, просто прогуливаясь по улице в наушниках. А от "выходок" быстро устаёшь. Ну и каких-нибудь музыкантов нашей местной сцены, которые играют тяжёлую музыку, я тоже не слушаю. Но у меня есть и пара любимых андеграундных групп Омска.
- Например?
- Мне очень нравится проект "печатная машина". У них душевное, немножко мистическое и даже в чём-то шаманское творчество. Также я очень "котирую" Данила Белоусова как музыканта и личность с его проектом "Тайга". Ещё люблю музыку Михаила Колесника. Особенно в детстве мне запомнилась его группа "Пылеsos" из Тары: они играли нойз-рок с элементами гранжа.
- А можно ли быть в этой андеграундной музыкальной тусовке, не отказываясь от нормальной (в стандартном понимании этого слова) жизни (не забивая на образование, здоровый образ жизни и т. д.)?
- Я не считаю, что в музыкальной тусовке все люди имеют пристрастие к алкоголю. Всё индивидуально и зависит от человека. Я не любитель алкоголя, но могу иногда выпить. При этом мне нравится заниматься йогой, ходить в бассейн, кататься на велике и вести спортивный образ жизни. К пьющим людям я отношусь нейтрально, ведь мы не знаем, какие у них могут быть психологические переживания или отклонения. Не зря же говорят, что творческие люди немножко не от мира сего. Ещё, наверное, образ жизни зависит от уровня самодостаточности и склонности к пагубным привычкам. На некоторых алкоголь действует как антистресс, у меня же, наоборот, он вызывает неврозы и панические атаки. Я вообще такой "цветочек", который не будет лишний раз вливать в себя что-то, что может расшатать нервную систему.
- Согласна с мнением, что хорошую музыку (и вообще в целом заметное творчество) могут создавать только недопонятые и недолюбленные люди?
- Знаешь, пообщавшись с творческими людьми и основываясь на своём личном опыте, скажу, что да. Удивительно, но если поместить человека в страдания, то из его души выходит что-то прекрасное. Даже у меня в периоды "разбитого сердца" были написаны обалденные композиции, правда, я их ещё не выпустила в свет. Знаете, если бы у творческого человека всё было бы слишком классно и хорошо, навряд ли у него был бы такой мощный импульс к действию и созданию произведений искусства. Если взять всех творцов: не только музыкантов, но и художников, поэтов, композиторов, - они все в какой-то степени страдают.
- Кто самый кринжовый исполнитель? Не обязательно из омской тусовки.
- В голову не приходит кто-то определённый. Но я не люблю русских рэп-исполнителей, у которых очень жёсткая извращённая лирика с сексуальным подтекстом. Особенно дико, когда их слушают маленькие девочки, которым это нравится. Возможно, у людей, транслирующих такие идиомы в музыку, какие-то душевные травмы и отклонения. Потому что иначе я это объяснить не могу. Ещё мне не нравится жёсткая, лютая, в стиле тяжёлого рокешника японская сцена. Это какое-то адское, страшное музло. У меня довольно ограниченный список "кринжовых" музыкальных направлений, которые мне не нравятся, - это либо непонятный, озабоченный рэп, либо какой-то сатанинский рокешник.
- Сожалеешь ли ты о чём-нибудь в своей жизни?
- Да, наверное, сожалею. У меня был большой перерыв в музыке, когда я не занималась ей в течение 8 лет.
- По какой-то определённой причине или просто решила сделать паузу?
- По обстоятельствам. Я училась и работала, плюс у меня были отношения. Музыка ушла на второй план, и времени на неё просто не осталось. Поэтому сейчас я пытаюсь нагнать упущенное. Возобновив репетиции, я остро ощутила, как мне этого действительно не хватало.
- Жертвовать собой ради профессии - близкая тебе по духу жизненная стратегия?
- Думаю, нет. Понятно, что ради заработка мы жертвуем своим личным временем и интересами. Но помимо музыки я очень люблю фотографировать. Моя работа - это одно из моих хобби. Я люблю ловить кадры, наблюдать за интересными явлениями, анализировать их. Поэтому я не скажу, что я чем-то серьёзным жертвую. Понятно, что хотелось бы больше времени на себя и на музыку. Но в этом плане существует такое понятие, как тайм-менеджмент, и я стараюсь придерживаться его достаточно простых правил.
- А готова ли ты пожертвовать какими-то своими принципами ради профессии? Или это неприемлемо для тебя?
- Я человек, который не сильно прогибается под что-то или под кого-то. Если мне что-то не нравится или я испытываю какой-то дискомфорт, то я ухожу из этого места. Наверное, сильно терпеть я не буду.
- Есть омичи, которые говорят, что "вырастают" из города. Нет ли у тебя такого ощущения?
- У меня был опыт жизни в других местах. Но я не знаю, почему я всё время возвращаюсь в Омск. Эта уже избитая, мейнстримовая фраза из мема: "Не пытайтесь покинуть Омск", видимо, и правда работает. Но основная причина, почему я здесь, - это, конечно же, родственники, особенно родственники в возрасте. Всё равно хочется им как-то помогать, что-то делать для них, быть по возможности рядом. А ещё я толком не определилась, где бы действительно хотела жить. К тому же сейчас в мире напряжённая обстановка, поэтому я пока не рассматриваю вопрос переезда. Ну и Омск такой ламповый, комфортный, несмотря на зиму, которую я не очень люблю. В целом здесь можно жить и развиваться. Тем более при переезде в другой город непонятно, что тебя ждёт и как ты там будешь жить. Все почему-то ожидают каких-то суперштук в других городах, хотя я не скажу, что в той же самой Москве каждому будет сладко. Ещё я знаю много музыкантов 2006-2007 года. В это время, кстати, был музыкальный рок-бум - куча тусовок, офигенных фестивалей, классные площадки для артистов. Сейчас с этим намного скромнее. И те, кто уехал тогда в Санкт-Петербург, Москву, чтобы играть там музыку, либо перестали играть и распались, либо постарели, вернулись в Омск и вроде как снова здесь живут.
- С кем ты борешься?
- С кем я борюсь? (смеётся). Со своими загонами, наверное, в голове борюсь. Борешься (смеётся). Вот вечно надо с кем-то бороться! Зачем? Надо наслаждаться жизнью и быть на чиле. Сильно не люблю бороться.
- Какой ты видишь себя через 5-7 лет?
- Ох, сложный вопрос. Я вижу взрослого человека, при этом занимающегося какой-то ещё интересной творческой деятельностью, в которой я не развивалась. Мне очень нравится актёрское мастерство, есть желание попробовать себя в этой сфере. Потому что мне вечно нравится кого-то изображать. Я вижу себя где-то там, в кино (смеётся).
- Ты сказала, что видишь себя взрослым человеком? Сейчас ты не чувствуешь себя зрелым человеком и личностью?
- По-разному. Бывает, в душе я ощущаю себя 19-летней девочкой, а в реальности, оглядываясь на свой образ жизни и объём ответственности, я осознаю, что я уже давным-давно взрослая женщина. Надо понимать, что, когда ты творческий человек, у тебя есть чувство, что ты ещё немножко тинейджер, как в песне Forever Young. Классная песня, кстати, особенно в исполнении моей любимой группы Sonic Youth. Да и вообще, мы (творческое сообщество) хотим быть вечно молодыми. Почему? Возможно, потому что просто боимся повзрослеть.
Автор:
Алина Вершинина

Фото:
Илья Петров
Ника Бутенко
Кирилл Раун