XXI век диктует свои правила: иметь базовое понимание правовой структуры жизни должен каждый - и взрослый, и маленький человек. Ко Дню защиты детей омские юристы представили спектакль, который поможет самой юной публике разобраться с понятиями "личные границы", "воровство", "взлом", "мошенничество", "рабский труд". Чтобы создать театральное произведение, команда по-своему переосмыслила повесть-сказку Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Юристы взглянули на неё через призму правового кодекса. Жанр постановки - правовой спектакль.
- Второй год подряд в честь Дня защиты детей мы устраиваем правообразовательное мероприятие. В первый раз юристы были ещё не готовы выйти на сцену - в прошлом году помогали людям разобраться со своими правами и обязанностями с помощью аниматоров. Сегодня представляем реальный спектакль, который могу назвать ликбезом по правовому кодексу. Замечу, что нам особенно важно увидеть реакцию тех, кто знаком с оригинальным источником истории - со знаменитой сказкой. Потому что мы ничего не взяли точно из книжки. Каждое действие героя на сцене рассматривается и объясняется с точки зрения человеческого права. Открою секрет, мы хотим сделать постановку спектакля ежегодной традицией к 1 июня, - замечает председатель Исполнительного комитета Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" Елена Богданова.
Елена Богданова
Правовое прочтение сказки в Омском отделении "Ассоциации юристов России" готовили чуть больше месяца. История Алексея Толстого несколько усечена постановщиками. Спектакль длится 25 минут и пролетает для детей на одном дыхании. Даже зрители пяти лет не успевают ни устать, ни загрустить, ни уснуть.
- С педагогической точки зрения для современных детей такие спектакли - идеальная форма образования. Многие ведь, когда смотрят сказку, даже не задумываются о том, что она про них. Дети-зрители интуитивно переносят поведение героев в повседневную жизнь, - говорит зрительница Мария Есипова.
Эффект влияния материала на публику чувствуется сразу. Крики "браво" не смолкали в зрительном зале 10 минут после спектакля.
- После спектакля сын мне сразу сказал "хочу ещё" и заявил, что в следующем году ждёт "Колобка". Этот герой, кстати, в отличие от сегодняшнего Буратино, очень толковый парень: на провокации первых встречных не поддаётся. Но говорить, по сути, об убийстве на детском спектакле - это будет смелый шаг, но это лишь наше пожелание. Здорово, что детям очень просто доносят сложные вещи, которые порой не понимают некоторые взрослые. Без правовой базы в современном обществе никуда. Задумка хорошая, ждём продолжения, - делится зрительница Екатерина Барская.
В образах Кота Базилио, Лисы Алисы и, конечно, Карабаса-Барабаса дипломированные юристы. Всё серьёзно. То, что на сцене вовсе не актёры, наложило свой отпечаток на работу над спектаклем. Вместо слов "репетиция сказки" они говорили "деловое совещание". Сценарий тоже писали сами, не привлекая стороннего сценариста. На протяжении всего спектакля герои "Золотого ключика" повторяют базовые принципы: "Брать чужое - это преступление", "Права не мои, они общие".
- Я предложил взять историю о Буратино, я же и занимался адаптацией текста сказки под спектакль. Поднять настроение и детям, и взрослым - всегда здорово! А если ещё и получается их юридически просвещать, то я вам скажу, что день тогда и вовсе прожит не зря. Выходить на сцену, имея юридическое образование, не сильно трудно, а вот смотреть бандитские сериалы из-за профессии сложно. Но "Войну и мир" я ещё через призму правового кодекса не рассматриваю (улыбается). Мой персонаж - мошенник и разбойник. Сложно сказать, какая конкретная участь ждала бы его в реальном мире, потому что мы не знаем суммы хищения. Но так как эти противоправные действия они с лисой Алисой проворачивали не раз - лишение свободы точно заслужили, - рассказывает Кот Базилио, точнее, юрист Андрей Серов.
Андрей Серов
Авторы спектакля настаивают: правовое воспитание сегодня необходимо человеку с малых лет. Именно оно помогает осознавать и защищать свои личные границы. Иначе - неизбежный буллинг в школе, а может, и вся жизнь под чужую дудку. Робость в вопросах отстаивания своего до хорошего не доведёт. Иногда о его правах ребёнку говорят родители, но это скорее происходит в назидательной форме, что сегодня малоэффективно.
Постоянное подмечание прав и обязанностей человека в бытовой жизни - вот что может дать хорошие плоды. А игровая форма способна обеспечить интерес и поддержать внимание к этому вопросу.
- Это мой первый театральный опыт. На сцене комфортно. Детей я очень люблю, а тут они всё своё внимание отдают тебе. Это дорогого стоит. Очень приятно. Мы все привыкли к классической сказке А. Толстого и очень любим её, но, признаюсь, её правовая составляющая тоже ничего (смеётся). Да, спектакль рекомендуется детям с 5 лет, но если человека в 5-6 классе заинтересовала юриспруденция, то такая правовая сказка - отличная возможность полюбить эту сферу деятельности. Так сказать, сделать в неё шаг не через скучные учебники, а через добрую сказку, - замечает исполнительница роли Буратино Александра Грязнова.
Александра Грязнова
Незаконное проникновение в жилище, покушение на кражу, использование рабского труда - такие обвинения в конце спектакля сотрудник полиции выдвигает никому иному, как индивидуальному предпринимателю Карабасу-Барабасу. По словам специалистов, в реальном мире герою пришлось бы провести в заточении минимум 8 лет.
Фото: Илья Петров