Баба Дуся на страже порядка. Наследие Евдокии Усковой - локальный бренд Нововаршавского района
Из чего состоит народный украинский костюм, к кому ходили ребятишки писать сочинения и что молодёжь ищет в народных традициях - читайте в нашем материале.
Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша же птица устремилась в Нововаршавский район, чтобы познакомиться с украинскими обычаями переселенцев.
Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша же птица устремилась в Нововаршавский район, чтобы познакомиться с украинскими обычаями переселенцев.
Дата образования - 20 декабря 1940 (I образование),
4 марта 1964 (II образование)
Население - 21 044 чел. (2021)
География - расположен на юго-востоке Омской области
Расстояние от Омска - 154,5 км*
*в пути 2 часа 30 мин.
4 марта 1964 (II образование)
Население - 21 044 чел. (2021)
География - расположен на юго-востоке Омской области
Расстояние от Омска - 154,5 км*
*в пути 2 часа 30 мин.
Есть в Нововаршавском районе деревня Русановка. Расположена она в степной зоне, в 16 километрах от деревни протекает Иртыш. Жила здесь Евдокия Акимовна Ускова - хранительница традиционной культуры украинцев в Сибири.
Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с руководителем центра русской традиционной культуры "Истоки", руководителем ансамбля "Калинушка" Галиной Гальковой и узнала, какой была главная хранительница старых порядков на деревне.
Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с руководителем центра русской традиционной культуры "Истоки", руководителем ансамбля "Калинушка" Галиной Гальковой и узнала, какой была главная хранительница старых порядков на деревне.
Галина Галькова
- Расскажите, какой была Евдокия Ускова?
- Я сколько помню бабу Дусю, она всегда работала. Её трудовой стаж был больше 60 лет. Когда я записывала в 1999 году песни, она не могла долго петь, но следила всегда за текстом и поправляла своих компаньонок. Она была старшая, те её слушали. Баба Дуся за порядок. Она часто говорила, что всё должно быть по порядку, нарушать его нельзя. Вот и наша задача сохранить это богатство и научить детей наших ценить традиции, передающиеся из поколения в поколение.
К Евдокии Акимовне школьники часто приходили, писали сочинения. В одной работе написано, что бабушка Дуся сама землянку себе построила. Не знаю, это правда или нет, но это на неё очень похоже. До последнего момента своей жизни всё делала сама: печку топила, курочек выращивала...
Не роптала на трудности. Нам бы на неё равняться!
- Я сколько помню бабу Дусю, она всегда работала. Её трудовой стаж был больше 60 лет. Когда я записывала в 1999 году песни, она не могла долго петь, но следила всегда за текстом и поправляла своих компаньонок. Она была старшая, те её слушали. Баба Дуся за порядок. Она часто говорила, что всё должно быть по порядку, нарушать его нельзя. Вот и наша задача сохранить это богатство и научить детей наших ценить традиции, передающиеся из поколения в поколение.
К Евдокии Акимовне школьники часто приходили, писали сочинения. В одной работе написано, что бабушка Дуся сама землянку себе построила. Не знаю, это правда или нет, но это на неё очень похоже. До последнего момента своей жизни всё делала сама: печку топила, курочек выращивала...
Не роптала на трудности. Нам бы на неё равняться!
Родилась Евдокия Акимовна Терновая в 1917 году в селе Межиричи Павлоградского района Екатеринославской губернии. В 1927 году семья переехала в Омскую область, деревню Славянка Нововаршавского района, а затем в хутор Алданский. В 1940 году, выйдя замуж, Евдокия с супругом переехала в Русановку. Здесь прожила большую часть жизни. А умерла в 90 лет - в 2007 году.
Первые жители деревни были выходцами из Украины, переселившимися в связи с государственной политикой по освоению южных земель Западной Сибири, известной в истории как Столыпинская реформа.
Первые жители деревни были выходцами из Украины, переселившимися в связи с государственной политикой по освоению южных земель Западной Сибири, известной в истории как Столыпинская реформа.
- Почему, на ваш взгляд, старинные песни, традиции привлекают молодёжь? Что они там ищут?
- Молодёжь и дети чувствуют, что это настоящее. Просто им надо вовремя рассказать, показать и научить. При центре у нас дети занимаются в фольклорном классе детской художественной школы и в мастерской у художника - Владимира Барсукова. Все традиционное - это коллективное творчество, будь то игра, песня, танец или праздник. Одному быть тяжело.
- Какие особенности есть у традиционной культуры украинцев в Сибири?
- Сегодня нам близки певческие и гастрономические традиции. Мы пели вместе с нашими бабушками, слушали их в быту. Нам не надо специально учить произношение, оно живёт в нас. Так же и с кулинарией: готовим блюда, которые у нас в семье на праздник делали.
В районе, я думаю, ещё немало таких людей, которые хранят традиции своих предков. От моих девчат из ансамбля я часто слышу: "Мама так делала... " Беда в том, что люди сейчас всё меньше собираются вместе. Меньше разговаривают друг с другом, не поют, например.
- Молодёжь и дети чувствуют, что это настоящее. Просто им надо вовремя рассказать, показать и научить. При центре у нас дети занимаются в фольклорном классе детской художественной школы и в мастерской у художника - Владимира Барсукова. Все традиционное - это коллективное творчество, будь то игра, песня, танец или праздник. Одному быть тяжело.
- Какие особенности есть у традиционной культуры украинцев в Сибири?
- Сегодня нам близки певческие и гастрономические традиции. Мы пели вместе с нашими бабушками, слушали их в быту. Нам не надо специально учить произношение, оно живёт в нас. Так же и с кулинарией: готовим блюда, которые у нас в семье на праздник делали.
В районе, я думаю, ещё немало таких людей, которые хранят традиции своих предков. От моих девчат из ансамбля я часто слышу: "Мама так делала... " Беда в том, что люди сейчас всё меньше собираются вместе. Меньше разговаривают друг с другом, не поют, например.
- Если говорить о народном костюме, то есть какие-то особенности?
- Когда я шила свой первый костюм, меня отправили к старейшему жителю, это была баба Дуся. Она мне рассказала, что костюм состоял из юбки и кофты, под юбку надевали подъюбник так, чтоб кружево нижней юбки выглядывало. Ещё одним важным элементом был фартук, платок на голову. Если прохладно, то сверху надевали керсетку, это традиционный вид верхней одежды на Украине, безрукавка, сшитая в талию из цветной ткани. Из украшений - надевали дукачи (женское украшение в виде большой монеты с металлическим бантом, украшенным камешками).
- А сегодня кто-то продолжает дело Евдокии Акимовны?
- Её дело продолжает центр русской традиционной культуры "Истоки". В репертуаре народного ансамбля "Калинушка" есть песни и фрагменты свадебного обряда.
Как говорила Евдокия Акимовна: "Тода́ такой порядок был. Свадьба дожна́ быть строго-строго ийты́, биз вся́кых /отклонений/, даже и на минуту, на секунду, дожна́ ийты́ то́ко поря́дком! Приметы ж вся́ки были тода́: как свадьба пойдёт, так и жить бу́дэ" (из записей экспедиций).
Евдокия Акимовна Ускова помогала молодёжи в освоении народной культуры, строго указывая на важность соблюдения установленного традицией порядка. Ведь история порой, оберегает от повторения ошибок.
- Когда я шила свой первый костюм, меня отправили к старейшему жителю, это была баба Дуся. Она мне рассказала, что костюм состоял из юбки и кофты, под юбку надевали подъюбник так, чтоб кружево нижней юбки выглядывало. Ещё одним важным элементом был фартук, платок на голову. Если прохладно, то сверху надевали керсетку, это традиционный вид верхней одежды на Украине, безрукавка, сшитая в талию из цветной ткани. Из украшений - надевали дукачи (женское украшение в виде большой монеты с металлическим бантом, украшенным камешками).
- А сегодня кто-то продолжает дело Евдокии Акимовны?
- Её дело продолжает центр русской традиционной культуры "Истоки". В репертуаре народного ансамбля "Калинушка" есть песни и фрагменты свадебного обряда.
Как говорила Евдокия Акимовна: "Тода́ такой порядок был. Свадьба дожна́ быть строго-строго ийты́, биз вся́кых /отклонений/, даже и на минуту, на секунду, дожна́ ийты́ то́ко поря́дком! Приметы ж вся́ки были тода́: как свадьба пойдёт, так и жить бу́дэ" (из записей экспедиций).
Евдокия Акимовна Ускова помогала молодёжи в освоении народной культуры, строго указывая на важность соблюдения установленного традицией порядка. Ведь история порой, оберегает от повторения ошибок.
Ну а мы отправляемся дальше. Летит наша птица-синица в Одесский район, чтобы побывать на современной свадьбе, проходящей по старинным украинским обычаям переселенцев.
Автор: Алина Кочергина
Фото предоставлено героем публикации
Фото предоставлено героем публикации