Праздник сложных конструкций.
Наводим мосты в Омске
А вы знали, что всего в Омске около 30 мостов? Например, что 10 из них крупные транспортные, пять располагаются над Иртышом и пять над Омкой? Сегодня, 29 ноября, в День мостов, мы расскажем о некоторых из наших дорогих красавцев.
Автор: Анна Воробьёва
Юбилейный мост
Это место историческое, ведь именно здесь в 1766 году, спустя полвека после основания города, появилась первая переправа через Омь. А в 1826 году здесь построили деревянный мост. Он назывался Ильинский, потому что соединял два берега Оми и подходил к Ильинской церкви. Известно, что этот мост доставлял много хлопот местным властям, а всё потому, что каждую весну река подмывала его опоры и мост разрушался, создавая помехи передвижению водного транспорта. В 1897 году было принято решение разобрать аварийный мост и поставить на его месте новый. Ажурный железный мост появился в 1903 году. Он был не обычным, а раздвижным: одна его часть отодвигалась и вставала вдоль реки, открывая ворота для водного транспорта. В народе его называли "французским" или "парижским". С этим названием связано множество легенд. Согласно одной, местный глава приобрёл проект моста в Париже, привёз в Омск и адаптировал для наших условий. Согласно второй, его строили французы, поэтому он получил такое название. Есть ещё один любопытный факт: упрямая Омь очень хотела снести мост, поэтому одно время туда пригоняли танки и ставили по обеим сторонам моста, чтобы "зафиксировать" конструкцию. Несмотря на то, что железный мост верой и правдой служил омичам более 60 лет, в 1967 году построили новый. Так французский мост стал Юбилейным - в честь 50-летнего юбилея установления советской власти. На открытии присутствовали тысячи омичей, а первым проехал по мосту троллейбус, и следом за ним хлынули потоки машин.
Ленинградский мост
Он был открыт 6 ноября 1959 года. С его строительством город получил возможность развиваться по обе стороны Иртыша. На строительство моста была потрачена внушительная по тем временам сумма - 50 миллионов рублей. Длина моста составила 653 метра. Впервые в Омске была использована технология опоры на винтовых сваях. Изначально пропускная способность моста была рассчитана на 5000 машин в день. Однако практика показала, что нагрузка гораздо больше. Название для моста появилось неслучайно, ведь создавали его проектировщики из Ленинграда, кроме того, мост берёт начало у Ленинградской площади. Без строительства Ленинградского моста было бы сложно осуществить открытие Омского аэропорта. Кроме того, благодаря ему появилась возможность застраивать новые районы нашего города.
Октябрьский мост
"Горбатый" - именно так омичи прозвали этот мост за его интересную архитектурную форму. Он был построен в 1962 году и получил своё название по имени своего района (ныне - округа). Развитие Октябрьского района пришлось на годы Великой Отечественной войны, когда эвакуированные из центральной части нашей страны заводы один за одним располагались на его территории.

Горбатый мост считался одним из самых опасных дорожных участков. Крутой изгиб (тот самый "горб") проверял водителей на профессионализм и внимательность. В 1996 году мост был практически разобран для реконструкции, а в 1998-м открыл свои дороги для потоков машин - "горб" был сглажен. Но название осталось.
Мост в Парке Победы
Про этот мост даже из омичей мало кто знает. Он появился в начале 1970-х годов при строительстве парка и служил переправой через длинный пруд. Интересно происхождение самого пруда. При строительстве Ленинградского моста речка Замарайка распалась на множество мелких прудов, и потом при строительстве парка их углубили и расширили. В 2013 году мост был отреставрирован и какое-то время являлся красивой фотозоной, однако регулярно гуляющие в Парке Победы люди уверяют, что мосту снова требуется отнюдь не косметический ремонт.
Мост 60-летия Победы
В народе его называют "метромост" или "Мост тысячелетия". У него длинная история. Он был заложен в генплан Омска ещё в 1970-х годах. Однако из-за недостатка бюджетных средств первая свая была забита только в 1993 году. В 2005-м новый мост открыл свои дороги для всех желающих. Проект метромоста разрабатывали специалисты из Санкт-Петербурга. По их задумке, мост должен был символизировать тонкую струну, натянутую между двумя берегами Иртыша. Однако этот план не утвердили, и к проекту подключились омские разработчики, которые придумали интересный ход. Благодаря металлическим жалюзи удалось скрыть объём семиметрового туннеля метрополитена. Длина моста составляет практически 665 метров, он оснащен смотровыми площадками, с которых открываются прекрасные виды на Иртыш.
Экскурсия подготовлена по материалам видеопроекта #СмотриДома, видеоверсию вы можете посмотреть здесь.