Песни с сибирским характером
и квест Пяти озёр.
Локальный бренд Муромцевского района
и квест Пяти озёр.
Локальный бренд Муромцевского района
Песенные традиции сибиряков, "светилище" и "темнилище" - места с повышенным уровнем электромагнитного поля. Какие легенды, мифы и загадки таит в себе Муромцевский район Омской области, - читайте в нашем материале.
Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого муниципального района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Муромцевский район, чтобы услышать голоса Бергамацкой слободы и разгадать загадки деревни Окунево.
Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого муниципального района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Муромцевский район, чтобы услышать голоса Бергамацкой слободы и разгадать загадки деревни Окунево.
Дата образования - 25 мая 1925
Население - 17 925 чел. (2021)
География - расположен на востоке Омской области
Расстояние от Омска - 211 км*
*в пути 2 часа 40 мин.
Население - 17 925 чел. (2021)
География - расположен на востоке Омской области
Расстояние от Омска - 211 км*
*в пути 2 часа 40 мин.
Заселение Муромцевской земли началось с Бергамацкой слободы, которая была построена в 1668 году. Первые поселенцы - 22 крестьянина из предместья Тарской крепости - деревни Чёкруши - самой первой русской деревни на территории Омской области. Строили её ссыльные пашенные крестьяне Тарского острога, а их потомки в третьем поколении запросили разрешение на перевод в новую слободу, которая была основана на плодородных землях.
Вместе с переселенцами в Муромцевский район попали старинные песни сибиряков, которые отражают характер вольных землепашцев того времени.
Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с председателем Комитета культуры администрации Муромцевского муниципального района Омской области Галиной Щипан и узнала, о чём пели в своих песнях сибирские старожилы.
Вместе с переселенцами в Муромцевский район попали старинные песни сибиряков, которые отражают характер вольных землепашцев того времени.
Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с председателем Комитета культуры администрации Муромцевского муниципального района Омской области Галиной Щипан и узнала, о чём пели в своих песнях сибирские старожилы.
- Песен сохранилось более полутора сотен, как получилось всё это не растерять с годами?
- В каждой семье из поколения в поколение передаются семейные традиции, в них входят и песни, которые так любили исполнять наши предки. Так музыкальное наследие сохранилось до наших дней.
- О чём бергамакские песни?
- Певческая традиция села Бергамак представляет собой яркий образец народно-песенной культуры русских старожилов Омской области. В сюжетах песен отражена вся судьба человека от рождения до смерти. Для каждого случая была своя песня, особенная.
Скажем, бергамакские вечёрочные песни можно разделить на группы по адресатам. Например, девушкам посвящались такие песни, как "Земляничка - зрела ягодка", "Родна мамынька бранила", "Не ходи, моя мила, берегом, увалом", в свою очередь парням пели: "В Москве мужики хороши", "Хватит, хватит вам, ребята…", "Не по бережку вороный конь идёт".
Часто своё свободное время молодёжь, да и не только, проводила на вечёрках. Специфическими чертами вечёрочного репертуара является игровое сопровождение песен хореографией. Песни были, если говорить на современный манер, интерактивные. Некоторые тексты музыкальных композиций основаны на выборе пары: исполняя песню, нужно было совершать ещё и сольную проходку вдоль сидящих на лавке или внутри круга. К таким песням можно отнести, например, композицию "Прошёл Иван, голубой на им кафтан". Ко второй же группе относятся вечёрочные игровые хороводы с разыгрыванием песенного сюжета, например "Не по бережку вороный конь идёт". Кстати, традиция целования, которая была характерна для окончания вечёрочных мероприятий, тоже отражалась во многих поэтических текстах.
- В каждой семье из поколения в поколение передаются семейные традиции, в них входят и песни, которые так любили исполнять наши предки. Так музыкальное наследие сохранилось до наших дней.
- О чём бергамакские песни?
- Певческая традиция села Бергамак представляет собой яркий образец народно-песенной культуры русских старожилов Омской области. В сюжетах песен отражена вся судьба человека от рождения до смерти. Для каждого случая была своя песня, особенная.
Скажем, бергамакские вечёрочные песни можно разделить на группы по адресатам. Например, девушкам посвящались такие песни, как "Земляничка - зрела ягодка", "Родна мамынька бранила", "Не ходи, моя мила, берегом, увалом", в свою очередь парням пели: "В Москве мужики хороши", "Хватит, хватит вам, ребята…", "Не по бережку вороный конь идёт".
Часто своё свободное время молодёжь, да и не только, проводила на вечёрках. Специфическими чертами вечёрочного репертуара является игровое сопровождение песен хореографией. Песни были, если говорить на современный манер, интерактивные. Некоторые тексты музыкальных композиций основаны на выборе пары: исполняя песню, нужно было совершать ещё и сольную проходку вдоль сидящих на лавке или внутри круга. К таким песням можно отнести, например, композицию "Прошёл Иван, голубой на им кафтан". Ко второй же группе относятся вечёрочные игровые хороводы с разыгрыванием песенного сюжета, например "Не по бережку вороный конь идёт". Кстати, традиция целования, которая была характерна для окончания вечёрочных мероприятий, тоже отражалась во многих поэтических текстах.
- Насколько звучные эти песни? Расскажите, какие приёмы использовались в пении?
- Если говорить о музыкально-стилевых закономерностях народных исполнителей села Бергамак, то стоит отметить звучание женских голосов в низком и среднем регистре с насыщенным грудным звуком. Также в исполнении преобладает параллелизм, глиссандирование (скольжение голоса), эти приёмы можно услышать в двух-трёхголосной певческой фактуре в сочетании с неторопливыми темпами песен. Для многих композиций характерны словообрывы, внутрислоговые распевы и огласовки согласных ("красот(ы)ка", "лод(ы)ка", "кукуш(и)ка"). В пении можно проследить черты сибирского говора: стяжение гласных или замены звуков, например "щ" на "ш".
- Какие музыкальные инструменты сопровождают исполнителей?
- В основном песни пели без какого-либо музыкального сопровождения. В случае вечёрок или свадеб, например, аккомпанировали на гармони, балалайке, трещотках и ложках.
- Если говорить о музыкально-стилевых закономерностях народных исполнителей села Бергамак, то стоит отметить звучание женских голосов в низком и среднем регистре с насыщенным грудным звуком. Также в исполнении преобладает параллелизм, глиссандирование (скольжение голоса), эти приёмы можно услышать в двух-трёхголосной певческой фактуре в сочетании с неторопливыми темпами песен. Для многих композиций характерны словообрывы, внутрислоговые распевы и огласовки согласных ("красот(ы)ка", "лод(ы)ка", "кукуш(и)ка"). В пении можно проследить черты сибирского говора: стяжение гласных или замены звуков, например "щ" на "ш".
- Какие музыкальные инструменты сопровождают исполнителей?
- В основном песни пели без какого-либо музыкального сопровождения. В случае вечёрок или свадеб, например, аккомпанировали на гармони, балалайке, трещотках и ложках.
Кстати, не все знают, что Бергамак - это ещё и малая родина Михаила Ульянова, нашего земляка, советского и российского актёра театра и кино. Его предки поселились на территории Муромцевского района в конце XIX века.
Из Бергамацкой слободы отправимся в деревню Окунево, чтобы разгадать тайну Пяти озёр, зарядиться особой энергией и вылечить любую болезнь.
В 1990-е годы учёные исследовали эти земли: обнаружили "темнилище" и "светилище" - аномальные участки энергетически противоположные друг другу.
В "светилище" уровень естественного электромагнитного поля выше в один-два раза. Это место называют местом силы: если уровень поля выше на один порядок, то у человека появляется энергия и работоспособность. Стоит заметить, что более высокий уровень излучений - для человека опасен. Местные жители рассказывают легенду о том, как один из паломников, пробрался в это место и пробыл там больше двух часов. Мужчина внезапно начал танцевать. Выбравшись из "светилища", рассказал, что в пляс он пошёл, услышав музыку, однако кроме него никто её не слышал. А ещё говорят, что здесь трава вырастает в человеческий рост.
Из Бергамацкой слободы отправимся в деревню Окунево, чтобы разгадать тайну Пяти озёр, зарядиться особой энергией и вылечить любую болезнь.
В 1990-е годы учёные исследовали эти земли: обнаружили "темнилище" и "светилище" - аномальные участки энергетически противоположные друг другу.
В "светилище" уровень естественного электромагнитного поля выше в один-два раза. Это место называют местом силы: если уровень поля выше на один порядок, то у человека появляется энергия и работоспособность. Стоит заметить, что более высокий уровень излучений - для человека опасен. Местные жители рассказывают легенду о том, как один из паломников, пробрался в это место и пробыл там больше двух часов. Мужчина внезапно начал танцевать. Выбравшись из "светилища", рассказал, что в пляс он пошёл, услышав музыку, однако кроме него никто её не слышал. А ещё говорят, что здесь трава вырастает в человеческий рост.
У светлой стороны всегда есть тёмная, поэтому перейдём к "темнилищу", где уровень естественного электромагнитного излучения значительно ниже, чем во всей округе. Это место окружено рекой, здесь мало растительности. Из всего живого в "темнилище" - лишь скучающие коровы, которых сюда пригоняют на выпас. Старожилы говорят, что это место будто остров, животным тяжело отсюда выбраться. А ещё легенда гласит, что в "темнилище" растёт старое дерево, и если сядет на него птица, то сразу исчезнет со света белого.
Магическими свойствами обладают и знаменитые Пять озёр: Шайтан-озеро, Щучье, Ленёво, Данилово и Потаённое - то самое, которого нет на картах. Однако по легенде это озеро спрятано от людского глаза специально - его находит только тот, кто действительно нуждается в исцелении.
Для тех, кто желает всегда оставаться вечно молодым, следует пройти своеобразный квест: искупаться и испить воду из всех пяти озёр. Подобный ритуал мы найдём на страницах ершовской сказки "Конёк-Горбунок", в которой так много отсылок к омскому детству писателя. Пётр Ершов предлагает царю искупаться в трёх котлах поочередно, чтобы вновь стать молодым. Чего и вам желаем!
Ну а мы отправляемся дальше. Летит наша птица-синица в Называевский район, чтобы потанцевать на "балухе".
Магическими свойствами обладают и знаменитые Пять озёр: Шайтан-озеро, Щучье, Ленёво, Данилово и Потаённое - то самое, которого нет на картах. Однако по легенде это озеро спрятано от людского глаза специально - его находит только тот, кто действительно нуждается в исцелении.
Для тех, кто желает всегда оставаться вечно молодым, следует пройти своеобразный квест: искупаться и испить воду из всех пяти озёр. Подобный ритуал мы найдём на страницах ершовской сказки "Конёк-Горбунок", в которой так много отсылок к омскому детству писателя. Пётр Ершов предлагает царю искупаться в трёх котлах поочередно, чтобы вновь стать молодым. Чего и вам желаем!
Ну а мы отправляемся дальше. Летит наша птица-синица в Называевский район, чтобы потанцевать на "балухе".
Автор: Алина Кочергина
Фото предоставлены героями публикации
Фото предоставлены героями публикации