Исторический перформанс от "Волчанских казачков"
и металлические друзья
в мастерской Капралова. Локальный бренд Москаленского района
и металлические друзья
в мастерской Капралова. Локальный бренд Москаленского района
Как увлечь детей историей малой родины и где место силы скульптора Александра Капралова, - читайте в нашем материале.
Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Москаленский район.
Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Москаленский район.
Дата образования - 25 мая 1925 (I образование), 25 января 1935 (II образование)
Население - 27 337 чел. (2022)
География - расположен на юго-западе Омской области
Расстояние от Омска - 114 км*
*в пути 1 час 40 мин.
Население - 27 337 чел. (2022)
География - расположен на юго-западе Омской области
Расстояние от Омска - 114 км*
*в пути 1 час 40 мин.
1752 год. На Новой линии оборонительных укреплений - Пресногорьковской казачьей линии возводят Николаевскую крепость и редут Волчий, чтобы защитить территории России от кочевничьих набегов. Существует легенда, связанная с названием редута: говорят, что в то время в этих местах водились стаи волков, в одну из ночей хищники напали на кочевников, которые подступали к укреплениям, лошади заржали, предупредив казаков о нападении.
Спустя годы военные поселения превратились в станицу Николаевскую и деревню Волчанку. Их называют казачьей столицей Москаленского района. Старинные традиции продолжают и в наше время, однако "главные хранители истории - это дети" - по словам, руководителя фольклорного объединения "Волчанские казачки".
Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с педагогом дополнительного образования Областного детско-юношеского центра туризма и краеведения Людмилой Викуловой и узнала, почему народное творчество и порой суровые нравы казачества привлекают детей больше, чем яркая лента социальных сетей.
Спустя годы военные поселения превратились в станицу Николаевскую и деревню Волчанку. Их называют казачьей столицей Москаленского района. Старинные традиции продолжают и в наше время, однако "главные хранители истории - это дети" - по словам, руководителя фольклорного объединения "Волчанские казачки".
Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с педагогом дополнительного образования Областного детско-юношеского центра туризма и краеведения Людмилой Викуловой и узнала, почему народное творчество и порой суровые нравы казачества привлекают детей больше, чем яркая лента социальных сетей.
- Как появилась идея создать фольклорное объединение "Волчанские казачки"?
- Коллектив родился в 2008 году. Я родом из Волчанки. Дед из потомственных казаков. Я заинтересовалась историей деревни, так и пришла идея создать такое объединение.
- Какими активностями занимаются здесь дети?
- Мы набираем ребятишек на базе нашего лицея, детского сада. Дети знакомятся с историей своего края путём погружения. Мы изучаем казачий фольклор. Занимаемся по народному календарю, поём, танцуем, играем в старинные игры, выезжаем в экспедиции по Москаленскому району: собираем песни, которые пели наши бабушки. А в Центре традиционной культуры есть большая фонотека: Новосибирск, Омск - оттуда тоже песни берём. Каждый находит для себя свой вид деятельности, то, что по душе.
- А в какие игры играете?
- Например, возьмём праздник Святки. 7 января мы идём колядовать. Готовимся к этому событию, учим песни. Для детей это своеобразная игра, они очень любят такие праздники.
- Коллектив родился в 2008 году. Я родом из Волчанки. Дед из потомственных казаков. Я заинтересовалась историей деревни, так и пришла идея создать такое объединение.
- Какими активностями занимаются здесь дети?
- Мы набираем ребятишек на базе нашего лицея, детского сада. Дети знакомятся с историей своего края путём погружения. Мы изучаем казачий фольклор. Занимаемся по народному календарю, поём, танцуем, играем в старинные игры, выезжаем в экспедиции по Москаленскому району: собираем песни, которые пели наши бабушки. А в Центре традиционной культуры есть большая фонотека: Новосибирск, Омск - оттуда тоже песни берём. Каждый находит для себя свой вид деятельности, то, что по душе.
- А в какие игры играете?
- Например, возьмём праздник Святки. 7 января мы идём колядовать. Готовимся к этому событию, учим песни. Для детей это своеобразная игра, они очень любят такие праздники.
- Расскажите об экспедициях, как они проходят?
- Например, летом у нас была экспедиция "Живущие рядом". Приезжали в одну из деревень нашего района в костюмах, проводили игровую программу познавательно-развлекательную. На современный манер это можно назвать перформанс. А потом заходили в гости к местным бабушкам пели с ними песни. Они стол накрывали для ребятишек. Это называется погружение в традиции. Когда ещё произойдёт такая встреча поколений?!
- Как у вас получается увлечь детей темой казачества. Ведь сегодня у подрастающего поколения много увлечений, связанных, например, с социальными сетями, компьютерным играми. Мне кажется, в голове ребёнка, когда говорят о казаках с их суровыми нравами, складывается не такая красочная картинка, как в яркой ленте соцсетей, например, где они привыкли проводить своё время?
- Мы играем в народные игры, всё это сопровождается песнями. Для детей это всегда весело. Когда я работала в школе, я немного преподавала музыку, вообще я была учителем русского и литературы и давала детям прослушивать запись, где старинные песни поют бабушки. Вот включаю, сначала у ребят реакция "хи-хи, ха-ха", потом начинают вслушиваться. А в конце урока я всегда спрашивала: "Что вам больше всего понравилось?", и хором все отвечают: "Бабушек слушать". Аутентичная запись становится объектом внимания для детей. Их завораживает, что это всё по-настоящему.
- Например, летом у нас была экспедиция "Живущие рядом". Приезжали в одну из деревень нашего района в костюмах, проводили игровую программу познавательно-развлекательную. На современный манер это можно назвать перформанс. А потом заходили в гости к местным бабушкам пели с ними песни. Они стол накрывали для ребятишек. Это называется погружение в традиции. Когда ещё произойдёт такая встреча поколений?!
- Как у вас получается увлечь детей темой казачества. Ведь сегодня у подрастающего поколения много увлечений, связанных, например, с социальными сетями, компьютерным играми. Мне кажется, в голове ребёнка, когда говорят о казаках с их суровыми нравами, складывается не такая красочная картинка, как в яркой ленте соцсетей, например, где они привыкли проводить своё время?
- Мы играем в народные игры, всё это сопровождается песнями. Для детей это всегда весело. Когда я работала в школе, я немного преподавала музыку, вообще я была учителем русского и литературы и давала детям прослушивать запись, где старинные песни поют бабушки. Вот включаю, сначала у ребят реакция "хи-хи, ха-ха", потом начинают вслушиваться. А в конце урока я всегда спрашивала: "Что вам больше всего понравилось?", и хором все отвечают: "Бабушек слушать". Аутентичная запись становится объектом внимания для детей. Их завораживает, что это всё по-настоящему.
- Как культ казачества влияет на ребёнка. Помогает ли он найти себя в этом мире? Ваши воспитанники, которые уже покинули коллектив, с каким делом связали свою жизнь?
- В моём первом выпуске есть и медик, и педагог, и технические специальности ребята выбирали - профессии разные. На мой взгляд, вступая в нашу семью, ребята обретают те эмоции, яркие, интересные моменты, которые они проносят сквозь годы. Например, девочки из самого первого выпуска порой собираются вечером, живут они в одной деревне и песни наши поют.
- В моём первом выпуске есть и медик, и педагог, и технические специальности ребята выбирали - профессии разные. На мой взгляд, вступая в нашу семью, ребята обретают те эмоции, яркие, интересные моменты, которые они проносят сквозь годы. Например, девочки из самого первого выпуска порой собираются вечером, живут они в одной деревне и песни наши поют.
Москаленский район богат на творческих людей. Поэтому после знакомства с "Волчанскими казачками" отправимся в мастерскую к скульптору Александру Капралову.
Замысел многих ярких скульптурных символов Омска - родом из Москаленок, так же, как и их автор. Мастер Александр Капралов отмечает, что вдохновение к нему приходит на малой родине. Предлагаем и вам увидеть Москаленки глазами скульптора.
Замысел многих ярких скульптурных символов Омска - родом из Москаленок, так же, как и их автор. Мастер Александр Капралов отмечает, что вдохновение к нему приходит на малой родине. Предлагаем и вам увидеть Москаленки глазами скульптора.
Александр Капралов
- Родной край оставляет отпечаток в душе человека ещё в детстве. Москаленки в глазах маленького мальчика Саши - какие они?
- Отпечаток, наверное, да, оставляет. Единственное, всё это осознаёшь с возрастом. Для меня Родина - это не люди, для меня Родина - это небо, земля, мой участок. Я родился дома, прямо на этом участке, где живу всю жизнь. Этот кусок земли - это моя Родина, в этом огороде я когда-то играл, в подсолнухах прятался, в деревню к тёте ездил, жил там целое лето, коров пас.
- Изменилось ли восприятие родной стороны с годами?
- Конечно, изменилось. В детстве деревья большие, а с возрастом смотришь по-другому на весь мир. Когда ты молодой, тебе кажется, что вся жизнь где-то далеко, например, в Париже или в Москве. Мне нравится высказывание одного из музыкантов: "У художника должно быть две Родины: одна, где он родился, вторая - Италия". А вообще, Москаленки - место, где я начал творить. К нам в посёлок переехал один художник - Муратов Евгений Яковлевич - это мой учитель. У него были журналы "Художник", кисточки, он занимался оформительством, ездил "калымить". Для меня он был настоящий художник: борода, в кирзовых сапогах ходил зимой, искусственная дублёнка - он не похож был на местных жителей. В Москаленках тогда не было художественной школы, он стал моим учителем. Помню, первую картинку мне хотелось написать маслом. Натянул какую-то тряпку на подрамник и написал маслом, по-моему, даже не грунтовал ничем.
- Отпечаток, наверное, да, оставляет. Единственное, всё это осознаёшь с возрастом. Для меня Родина - это не люди, для меня Родина - это небо, земля, мой участок. Я родился дома, прямо на этом участке, где живу всю жизнь. Этот кусок земли - это моя Родина, в этом огороде я когда-то играл, в подсолнухах прятался, в деревню к тёте ездил, жил там целое лето, коров пас.
- Изменилось ли восприятие родной стороны с годами?
- Конечно, изменилось. В детстве деревья большие, а с возрастом смотришь по-другому на весь мир. Когда ты молодой, тебе кажется, что вся жизнь где-то далеко, например, в Париже или в Москве. Мне нравится высказывание одного из музыкантов: "У художника должно быть две Родины: одна, где он родился, вторая - Италия". А вообще, Москаленки - место, где я начал творить. К нам в посёлок переехал один художник - Муратов Евгений Яковлевич - это мой учитель. У него были журналы "Художник", кисточки, он занимался оформительством, ездил "калымить". Для меня он был настоящий художник: борода, в кирзовых сапогах ходил зимой, искусственная дублёнка - он не похож был на местных жителей. В Москаленках тогда не было художественной школы, он стал моим учителем. Помню, первую картинку мне хотелось написать маслом. Натянул какую-то тряпку на подрамник и написал маслом, по-моему, даже не грунтовал ничем.
- А есть у вас здесь место силы?
- Место силы для меня - это была землянка Муратова, её сейчас нет, конечно, но я помню, где она была. Я к нему ходил как в храм, как в Лувр.
- Расскажите о вашей мастерской.
- У меня в мастерской находится работ 60-80, разного размера, есть более удачные, есть менее удачные. Я люблю, когда утром заходишь, а у меня солнечный свет из окон с востока, наблюдать за тенями. Сейчас мечтаю заняться графикой, сделать некоторое количество работ с тенями, потому что они до такой степени выразительные.
- Кто из металлических друзей живёт у вас в мастерской?
- Здесь их много: и Дон Кихот, и какие-то путники, и обнажённые женщины. Не хочется зацикливаться на определённом времени. Мне кажется, что время всё почти одинаковое и люди одинаковые. Меняются только аксессуары: была лошадь, теперь машина. Но лошадь нравится мне больше, с ней человечество прошло весь путь свой, а с машинами всего один век.
- Место силы для меня - это была землянка Муратова, её сейчас нет, конечно, но я помню, где она была. Я к нему ходил как в храм, как в Лувр.
- Расскажите о вашей мастерской.
- У меня в мастерской находится работ 60-80, разного размера, есть более удачные, есть менее удачные. Я люблю, когда утром заходишь, а у меня солнечный свет из окон с востока, наблюдать за тенями. Сейчас мечтаю заняться графикой, сделать некоторое количество работ с тенями, потому что они до такой степени выразительные.
- Кто из металлических друзей живёт у вас в мастерской?
- Здесь их много: и Дон Кихот, и какие-то путники, и обнажённые женщины. Не хочется зацикливаться на определённом времени. Мне кажется, что время всё почти одинаковое и люди одинаковые. Меняются только аксессуары: была лошадь, теперь машина. Но лошадь нравится мне больше, с ней человечество прошло весь путь свой, а с машинами всего один век.
Место, где сохраняют традиции, прививают любовь к прекрасному, чтят историю - это Москаленский район. Ну а мы отправляемся дальше. Летит наша птица-синица в Муромцевский район, чтобы услышать голоса бергамацкой слободы.
Автор: Алина Кочергина
Фото предоставлены героями публикации
Фото предоставлены героями публикации