"Берите метёлки, это будут наши вёсла".
Спектакль "Лодка" - локальный бренд Горьковского района
Спектакль "Лодка" - локальный бренд Горьковского района
Что такое иммерсивный театр и в каком произведении Достоевского можно найти описание омского спектакля, - читайте в нашем материале.
Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Горьковский район, который издавна славится театрализованными представлениями.
Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Горьковский район, который издавна славится театрализованными представлениями.
Дата образования - 25 мая 1925 года
Население - 19 023 чел. (2022)
География - расположен на востоке центральной части Омской области
Расстояние от Омска - 113,2 км*
*в пути 1 ч 38 мин
Население - 19 023 чел. (2022)
География - расположен на востоке центральной части Омской области
Расстояние от Омска - 113,2 км*
*в пути 1 ч 38 мин
Иммерсивный театр - что-то на современном языке. Однако мало кто знает, что этот вид театрального искусства в России зародился ещё в XVIII-XIX веках.
Более того, Фёдор Достоевский в "Записках из Мёртвого дома" рассказывает о подобных театральных постановках, которые проходили на омской земле (его повесть была создана под впечатлением от заключения в Омском остроге в 1850-1854 годах). Глава "Представление" - ожившая картина 1851 года, где каторжане Омского острога готовят и представляют любительские спектакли.
Более того, Фёдор Достоевский в "Записках из Мёртвого дома" рассказывает о подобных театральных постановках, которые проходили на омской земле (его повесть была создана под впечатлением от заключения в Омском остроге в 1850-1854 годах). Глава "Представление" - ожившая картина 1851 года, где каторжане Омского острога готовят и представляют любительские спектакли.
* Иммерсивный театр - одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрители сами становятся героями.
"Прочие же выслушивали слухи и толки молча, правда, не осуждали, не противоречили, но всеми силами старались отнестись к слухам о театре равнодушно и даже отчасти и свысока. Только уж в последнее время, в самый почти день представления, все начали интересоваться: что-то будет? как-то наши? что плац-майор? удастся ли так же, как в запрошлом году?"
В Горьковском районе Омской области на основе архивных фонозаписей участницы народных представлений, бытовавших в 1920-е годы, восстановили иммерсивный спектакль "Лодка". Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с руководителем народного театра "Позитив", который стал участником народной героико-романтической драмы "Лодка", Натальей Дроковой.
В Горьковском районе Омской области на основе архивных фонозаписей участницы народных представлений, бытовавших в 1920-е годы, восстановили иммерсивный спектакль "Лодка". Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с руководителем народного театра "Позитив", который стал участником народной героико-романтической драмы "Лодка", Натальей Дроковой.
- Чем отличается иммерсивный спектакль от драматического?
- Самое главное отличие в том, что в иммерсивном театре нет сцены, то есть действо может быть разыграно в любой комнате, это можно сделать дома в семье или в большой компании. У нас это действо проходило зимой на площади. Драматический же спектакль - это традиционно сцена. Режиссёры знают, что по закону сцены существует четвёртая стена, которая ограждает актёра от зрителя. Так будто заключается договор между актёром и зрителем: во всё, что делается на сцене, верит и актёр, и зритель.
Эта разница хорошо прослеживается и у Достоевского в "Записках из мёртвого дома". Каторжане ориентировались на драматический театр: была сцена и зрительный зал, места перед сценой и по бокам на нарах и печи (лучшие места). Арестанты соорудили даже занавес.
- Самое главное отличие в том, что в иммерсивном театре нет сцены, то есть действо может быть разыграно в любой комнате, это можно сделать дома в семье или в большой компании. У нас это действо проходило зимой на площади. Драматический же спектакль - это традиционно сцена. Режиссёры знают, что по закону сцены существует четвёртая стена, которая ограждает актёра от зрителя. Так будто заключается договор между актёром и зрителем: во всё, что делается на сцене, верит и актёр, и зритель.
Эта разница хорошо прослеживается и у Достоевского в "Записках из мёртвого дома". Каторжане ориентировались на драматический театр: была сцена и зрительный зал, места перед сценой и по бокам на нарах и печи (лучшие места). Арестанты соорудили даже занавес.
"Прежде всего меня поразила занавесь. Она тянулась шагов на десять поперек всей казармы. Занавесь была такою роскошью, что действительно было чему подивиться. Кроме того, она была расписана масляной краской: изображались деревья, беседки, пруды и звёзды. Составилась она из холста, старого и нового, кто сколько дал и пожертвовал, из старых арестантских онучек и рубах, кое-как сшитых в одно полотнище, и, наконец, часть ее, на которую не хватило холста, была просто из бумаги, тоже выпрошенной по листочку в приказах. Наши же маляры <…> позаботились раскрасить и расписать её. Эффект был удивительный. Такая роскошь радовала даже самых угрюмых и самых щепетильных арестантов".
- Какие декорации использовались для спектакля?
- Декорациями и бутафорией может служить всё, что есть под рукой. Допустим, в спектакле был есаул, и ему нужна была подзорная труба. Раз! Какой-то плакат свернули, и получилась труба. Всё это похоже на детские игры, где для того чтобы построить собственный мир, нужна лишь фантазия. Так и здесь, взрослые люди (надо сказать, что коллектив "Лодки" был от 18 до 60 лет) разыгрывают историю, опираясь на свою фантазию. Всё, что было по рукой, то и становилось нашим вспомогательным средством, бутафорией. Сама лодка тоже выстраивается из людей: "Вот ты будешь корма, всё, вставай сюда. Поднимай руку". У некоторых даже слов не было в этом проекте. "Вот вы - гребцы. Что у нас есть? Так, метёлки, на площади снег разгребали. Вот берите метёлки, это будут наши вёсла. Есаул скомандовал, и заработали метёлки в такт".
- Как в героико-романтической драме "Лодка" участвуют зрители?
- Вернёмся к есаулу с подзорной трубой: "Вижу берег, давайте причаливать". Подгребли, в этот момент исполняются народные песни. Есаул говорит: "Вижу красивую девку на берегу". Из толпы выбирают девушку: "На тебе такую девку". Есаул: "Ой, она что-то высоковата, полновата". Девушке дарят какой-нибудь подарочек, например, платочек. Увели. Ещё кого-то из зрителей приводят: "А вот эту девку?" Есаул: "Ой, эта тоже не та, я в трубу другую видел". Третью девушку выводят, она уже, как правило, была актрисой.
- А для таких спектаклей существует сценарий или всё равно всё пойдет не по плану?
- Здесь на ходу сочиняют, верят сами и пытаются заставить поверить невольно тех, кто это смотрит. Конечно, в спектакле есть сценарий и сюжетная основа, но, например, слова можно менять, что-то новое придумывать. Это зрелище, это игра. День рождения мы "отмечаем", а для свадьбы мы употребляем глагол "сыграть", так как это событие полно традиций, вот и "Лодка" - пласт очередной традиции: разыгрывать историю, в которой будут и актёры, и зрители.
Что касается музыкального сопровождения, то в омской постановке "Лодка" за него отвечали фольклорные коллективы, однако обыватели тоже могли подпевать.
- Декорациями и бутафорией может служить всё, что есть под рукой. Допустим, в спектакле был есаул, и ему нужна была подзорная труба. Раз! Какой-то плакат свернули, и получилась труба. Всё это похоже на детские игры, где для того чтобы построить собственный мир, нужна лишь фантазия. Так и здесь, взрослые люди (надо сказать, что коллектив "Лодки" был от 18 до 60 лет) разыгрывают историю, опираясь на свою фантазию. Всё, что было по рукой, то и становилось нашим вспомогательным средством, бутафорией. Сама лодка тоже выстраивается из людей: "Вот ты будешь корма, всё, вставай сюда. Поднимай руку". У некоторых даже слов не было в этом проекте. "Вот вы - гребцы. Что у нас есть? Так, метёлки, на площади снег разгребали. Вот берите метёлки, это будут наши вёсла. Есаул скомандовал, и заработали метёлки в такт".
- Как в героико-романтической драме "Лодка" участвуют зрители?
- Вернёмся к есаулу с подзорной трубой: "Вижу берег, давайте причаливать". Подгребли, в этот момент исполняются народные песни. Есаул говорит: "Вижу красивую девку на берегу". Из толпы выбирают девушку: "На тебе такую девку". Есаул: "Ой, она что-то высоковата, полновата". Девушке дарят какой-нибудь подарочек, например, платочек. Увели. Ещё кого-то из зрителей приводят: "А вот эту девку?" Есаул: "Ой, эта тоже не та, я в трубу другую видел". Третью девушку выводят, она уже, как правило, была актрисой.
- А для таких спектаклей существует сценарий или всё равно всё пойдет не по плану?
- Здесь на ходу сочиняют, верят сами и пытаются заставить поверить невольно тех, кто это смотрит. Конечно, в спектакле есть сценарий и сюжетная основа, но, например, слова можно менять, что-то новое придумывать. Это зрелище, это игра. День рождения мы "отмечаем", а для свадьбы мы употребляем глагол "сыграть", так как это событие полно традиций, вот и "Лодка" - пласт очередной традиции: разыгрывать историю, в которой будут и актёры, и зрители.
Что касается музыкального сопровождения, то в омской постановке "Лодка" за него отвечали фольклорные коллективы, однако обыватели тоже могли подпевать.
Фёдор Достоевский в "Записках" писал:
"…балалайки были неслыханные. Проворство переборки струн пальцами решительно равнялось самому ловкому фокусу. Игрались все плясовые мотивы. В самых плясовых местах балалаечники ударяли костями пальцев о деку балалайки; тон, вкус, исполнение, обращение с инструментами, характер передачи мотива - всё было своё, оригинальное, арестантское. Один из гитаристов тоже великолепно знал свой инструмент. Это был тот самый из дворян, который убил своего отца. Что же касается до бубна, то он просто делал чудеса: то завертится на пальце, то большим пальцем проведёт по его коже, то слышатся частые, звонкие и однообразные удары, то вдруг этот сильный, отчётливый звук как бы рассыпается горохом на бесчисленное число маленьких, дребезжащих и шушуркающих звуков. Наконец, появились ещё две гармонии. Честное слово, я до тех пор не имел понятия о том, что можно сделать из простых, простонародных инструментов; согласие звуков, сыгранность, а главное, дух, характер понятия и передачи самой сущности мотива были просто удивительные. Я в первый раз понял тогда совершенно, что именно есть бесконечно разгульного и удалого в разгульных и удалых русских плясовых песнях". Писателю не понравились скрипки - возможно, скрипичные народные наигрыши без кантилены были непривычны слуху: "Скрипки только визжали и пилили".
"…балалайки были неслыханные. Проворство переборки струн пальцами решительно равнялось самому ловкому фокусу. Игрались все плясовые мотивы. В самых плясовых местах балалаечники ударяли костями пальцев о деку балалайки; тон, вкус, исполнение, обращение с инструментами, характер передачи мотива - всё было своё, оригинальное, арестантское. Один из гитаристов тоже великолепно знал свой инструмент. Это был тот самый из дворян, который убил своего отца. Что же касается до бубна, то он просто делал чудеса: то завертится на пальце, то большим пальцем проведёт по его коже, то слышатся частые, звонкие и однообразные удары, то вдруг этот сильный, отчётливый звук как бы рассыпается горохом на бесчисленное число маленьких, дребезжащих и шушуркающих звуков. Наконец, появились ещё две гармонии. Честное слово, я до тех пор не имел понятия о том, что можно сделать из простых, простонародных инструментов; согласие звуков, сыгранность, а главное, дух, характер понятия и передачи самой сущности мотива были просто удивительные. Я в первый раз понял тогда совершенно, что именно есть бесконечно разгульного и удалого в разгульных и удалых русских плясовых песнях". Писателю не понравились скрипки - возможно, скрипичные народные наигрыши без кантилены были непривычны слуху: "Скрипки только визжали и пилили".
Вот так модное театральное направление зародилось ещё в XVIII веке и нашло отражение в произведении Фёдора Достоевского. Иммерсивный спектакль "Лодка" стал частью единого этнокультурного ландшафта Омского Прииртышья. Ну а мы отправляемся дальше. Летит наша птица-синица в Знаменский район, чтобыпознакомиться с целым семейством кукол, созданных в русских народных традициях.
Автор: Алина Кочергина
Фото предоставлено героем публикации
Фото предоставлено героем публикации