Анжелика Каро
лауреат 7-й ежегодной международной премии 35AWARDS* (номинация "Детская постановочная фотография") рассказала о неудавшейся карьере юриста и о том, как ввела в моду фотосессии детей и собак.
Рычать разрешается,
или Сделайте вид,
что любите друг друга.
Как фотографировать мужей, детей, собак
*35AWARDS - крупная международная премия, основанная в 2015 году. В 1-й премии приняли участие 36 тысяч человек из 110 стран. В 7-й участие приняли 124 827 человек из 174 стран мира. В 2021 году на фотопремию было подано 470 тысяч фотографий.
Автор: Татьяна Шкирина
- Лика, расскажи, как ты пришла к фотографии?

- Кажется, банально. Хотела фотографировать свою собаку. Тогда мобильников с камерами не было, только эпоха пейджеров закончилась. Я купила себе простенький фотоаппарат: дешёвый, с рук. Начала всё фотографировать: сначала свою собаку, потом цветочки, потом подруг. В какой-то момент подруги "кончились", а я осмелела и стала снимать незнакомых людей. Платно - за 500 рублей! Мне казалось тогда, что это огромные деньги.

- Это какой год?

- Это было восемь лет назад, 2014-й, получается. Тогда я жила в Екатеринбурге. Там я оказалась по большой любви, которая, к слову, быстро закончилась, зато началась работа. А потом случилась новая любовь, и я оказалась в Омске. Живу здесь последние четыре года.

- Кто были твои первые клиенты? Кто пришёл и заплатил, как тебе казалось, эти баснословные 500 рублей?

- Это была молодая мама и ребёнок, которому было всего 4 месяца. Мы, между прочим, дружим с этой девушкой до сих пор. Помню, был канун Нового года: я совсем осмелела и замахнулась на праздничные фотосессии, арендовала студию, и ко мне пришли целых пять семей. То есть пять раз по 500 рублей - я чувствовала себя миллионершей! Тогда уже была социальная сеть "Одноклассники", потом появился "ВКонтакте", оттуда приходили новые клиенты.
- Как фотографу без опыта, по сути, любителю, заявить о себе? Почему люди шли к тебе?

- Дешевизна. Фотосессия - услуга недешёвая, а Екатеринбург - продвинутый город. Фотографы брали от 3 до 8 тысяч рублей за съёмку. А я стоила 500 рублей. Думаю, людям было просто не жалко потратить 500 рублей "на фигню", и они поэтому шли, не имея особых ожиданий. Я даже обрабатывать снимки тогда не умела, хотя уже тогда искала какие-то пресеты, но часто на неподходящую картинку их накладывала. Типа зелёная кожа и фиолетовые руки - это так круто!

- А какие были отзывы?

- Ну из тех первых пяти студийных съёмок три семьи остались довольны результатом, а две - нет. Я до сих пор помню этот день. Я прихожу в студию, арендовала её на 2,5 часа. На каждого клиента заложено 30 минут. Съёмки, разумеется, идут друг за другом. И у меня в первые же полчаса ломается фотоаппарат. Я в ужасе понимаю: сейчас отснять ничего не смогу, потому что снимать не на что - второго фотоаппарата нет, времени тоже нет! Вот это была задачка!
- Как ты выкрутилась?

- Звонила знакомой девушке фотографу и умоляла её привезти свой фотоаппарат. Она примчала, так как близко жила. И вот этим первым клиентам я отдала всего три фотографии, потому что больше физически снять не успела. Но при этом я взяла свои законные 500 рублей. Они были крайне недовольны.

- Почему ты не пересняла этих людей?

- Предложить пересъёмку у меня тогда не хватило смелости. Рассуждала так: они решат, что сейчас приду и опять буду косячить. Я б сама в таком настроении на их месте была. Решила, что лучше бы им обо мне забыть и больше никогда не видеть. Сейчас, возможно, я бы поступила иначе. Но любой опыт, даже негативный - это хорошо.

- Кто ты по образованию?

- Юрист.

- То есть ты в принципе могла бы снимать другие "картинки" - с места преступлений?

- Да, обожала уголовное право. Вообще, мир преступлений, его психологию. Не знаю, может, кто-то скажет, что я "больная", но меня всегда тянуло к соответствующей литературе или документальным фильмам: про дела о маньяках, серийных убийцах. Какое-то время в Екатеринбурге я даже работала по специальности. Кстати, служба в милиции мне нравилась. Только оплата труда была такой, что съём квартиры стоил в два раза больше, чем вся моя зарплата. Поэтому я решила, что по финансам я не вытяну. И уволилась оттуда, потому что совмещать коммерческую деятельность со службой нельзя, а я уже начала снимать.
- Служба в органах со стороны выглядит романтично, опасно, а как на самом деле? В твоей практике были какие-то запоминающиеся или вопиющие ситуации?

- Да я всего-то полгода проработала. И дальше бумажек меня не допускали, то есть заполнение отчётов - это точно не опасно, не романтично и не работа мечты. Поэтому не могу рассказать про что-то яркое и интересное, если бы подольше поработала, втянулась - другое дело. Хотя, возможно, у меня не выдержала бы психика. В общем, я не попробовала, поэтому "криминальный мир" остался на уровне простого интереса. Опять же, увидеть "расчленёнку" своими глазами я не готова. Короче, "недоделанный" какой-то я юрист.

- А пригождалось тебе юридическое образование в каких-то других сферах жизни?

- Разве что вопросы авторского права. В фотомире тема актуальная. Пожалуй, пока это единственная сфера, где я могу вспомнить всё, что знаю, не просто так.

- Кстати, кому принадлежат фотографии - фотографу или клиенту?

- Фотографу. То есть, если ты сделал снимок даже на телефон, ты уже обладаешь авторским правом.

- Но ведь фотографу за это заплатили?

- Всё, что снято твоими руками, является твоей интеллектуальной собственностью.

- Хорошо. Я, например, свои фотографии, которые мне сделала ты, отдаю какому-то СМИ, и они их у себя публикуют. Я же имею право это сделать?

- С моего согласия. Если я его не даю, то нет. То есть по факту в любой момент жизни снимков мы можем предъявить друг другу взаимные претензии из-за публикации: я - за авторское право, ты - за использование своего изображения.

- То есть с фотографом, который делал тебе снимки, нужно дружить до конца жизни?

- Конечно, да! Зачем рисковать: у него же есть флешка с исходниками, и он может делать с ними всё что угодно!
- Ты позиционируешь себя как фотограф-анималист, чаще в твоей ленте мелькают пёсики. Как в твоей жизни появились собаки? Откуда столько любви к ним?

- Первую собаку я сама себе подарила на 18 лет. В свой день рождения пошла на птичий рынок за хорьком. Но мужика, который обычно торговал хорьками, в этот день не было. Помню, был мороз 30 градусов и стояла картонная коробка, в которой лежал один-единственный щенок. На коробке было написано, что это карликовая кроличья такса и стоит она 4 тысячи рублей, - немалые деньги по тем временам. У меня было 3500. Мне отдали щенка со скидкой. Чак прожил со мной 14 лет. Умер 17 января. А 19 января (снова в свой день рождения) я взяла вторую собаку, тоже щенка таксы. Она была того же возраста и даже по весу была как маленький Чак - 930 граммов.

- А почему именно такса?

- Потому что первая собака была таксой. Если бы 16 лет назад в той коробке оказался бультерьер, то, наверное, был бы бультерьер. У меня не было осознанности выбора в тот момент. Это сейчас я знаю, что всем сердцем люблю такс.

- В чём они особенные собаки?

- У них интеллект. Умная собака. Нет, конечно, каждая собака умная, любую можно выдрессировать, но у этой породы есть настоящий характер. Очень упрямые, настойчивые и хитрожопые.
- Как ты связалась с группой "Помощь таксам в Омске"? Как вы с Таней Пигуновой познакомились?

- Я подписалась на эту группу, и в ленте мелькнул щенок, которому искали передержку. Я отозвалась, написала Тане, но меня кто-то опередил, собаку забрали. Через неделю Таня привезла мне на передержку другую таксу. Но моя собака её не приняла, у них случился конфликт, моя постоянно гавкала, а приёмыш безвылазно сидела в клетке. Таня собралась её забирать, а я, пока было время, начала фотографировать собаку. И сумела поймать момент, когда собаки вместе лежали на ковре - в мире и согласии. Получилось мило, Тане снимки понравились. Она забрала у меня собаку. А через время написала: "Давай попробуем поснимать других, если ты не против. Тебе опыт, а мне для пристройства". И мы пошли с ней снимать первых двух собак. Это было на лавочке в парке, в каком-то дурацком месте. Я ещё тогда говорю: "Вот эту собаку точно продадим!" Она даже подобиделась, говорит: "Я собак не продаю. Я их отдаю". А я-то имела в виду, что в плане внешности - на неё западут и заберут. Так, кстати, и случилось, она нашла дом, а вторая такса умерла, к сожалению. Всё, и с того времени начали снимать. Мы уже много времени вместе. Через меня очень много "потеряшек" и "брошенок" прошло.
- Откуда столько несчастных такс? Где они берутся? Убегают по глупости от своих хозяев?

- По-разному бывает. Помню, мы ездили в Нефтяники с Таней к наркоманам, у которых была собака. Мы ехали толпой девчонок, потому что было реально страшно. Зашли в какой-то гадюшник, дверь открыл человек специфический, и мы его уговаривали отдать собаку. Благо, ему было всё равно. Там не такса была, а скелет, обтянутый кожей, она кусалась, была не социальна, не адаптирована. Оказалось, что собака жила всю жизнь на привязи к батарее, там даже метра для передвижения не было. Она никогда не гуляла, не умела есть из миски - не знала, что это такое. Забрали. Собака умерла через два месяца от хронической болезни, судя по всему, этот наркоман её тоже периодически чем-то колол. Ну хотя бы эти два месяца были жизнью. Она научилась есть, пить, гулять на воле. Таких историй много, если честно. И вот бывают позитивные периоды, а бывают такие. Смерть собаки я воспринимаю очень тяжело.

- Зачем тебе это?

- Нравится. Мне проще обработать 100 фотографий собаки, я это сделаю легко-играючи за час, чем 10 семейных снимков - процесс ретуши людей я буду растягивать на несколько дней и, скорее всего, всё равно останусь недовольна. С собаками всё максимально душевно: они пришли, их можно погладить, поиграть, поцеловать. Не, ну не все, конечно, есть и такие, к которым подойти в принципе страшно.
- Ну, таких вряд ли приводят на фотосессии…

- Ещё как приводят. Причём, не предупреждая. Я всегда прошу, если есть какие-то нюансы у собак, например, они агрессивные или трусливые, скажите об этом заранее. Про трусливых ещё, бывает, говорят, а вот про агрессию ни разу никто до не сознался, поэтому бывают "сюрпризы" на съёмке. Есть собаки, которые ревностно охраняют своих хозяев. Я помню, как-то во время съёмки подошла к одной девушке, чтобы отдать реквизит в руки. Делаю полшага в её сторону, и на меня кидается собака. И хозяйка такая: "Ой, а так нельзя, она так всегда реагирует!". А там такая собака - с полчеловека ростом. Она меня тогда не укусила, но цапнула. С тех пор я буквально "допрашиваю" клиентов о характере их собаки.
- Когда вошли в моду фотосессии с собаками?

- Когда я их ввела. Очень скромно, да? Ну, действительно, я первая начала снимать собак, делать акцент на съёмке людей с собаками. В Омске пока я не вижу для себя серьёзной конкуренции. Хотя есть люди (некоторые из них - мои бывшие клиенты или подписчики), которые начали снимать по моим, что называется, "калькам" и "шаблонам", но я не могу оценить прогресс в их творчестве, потому что они меня заблокировали, наверное, чтоб я не расстраивалась из-за плагиата. Я это называю "конкурентная борьба по-омски".

- Какими качествами нужно обладать, чтобы работать с собаками?

- Их надо не бояться, любить, понимать, верно считывать сигналы, видеть, когда собака боится, когда готова напасть, когда дружелюбна и готова шалить вместе с тобой и своим хозяином. Но важнее всего - горячо любить.

- Как ты добиваешься таких живых снимков?

- Я довольно вредный фотограф - со своим видением процесса. Я сразу предупреждаю: я не буду вас фотографировать из серии "вы такая томная, и собачка сидит рядом, оттеняя подушки на диване". Мне нужно взаимодействие, чтобы люди собаку обнимали, ласково таскали за уши, целовали в нос. У меня все тактильные съёмки. Поэтому даже собаки, которые берутся в аренду на съёмки, они не гавкают, с ними можно всё что угодно изобразить: они дрессированные, почти цирковые трюкачи.
- Какие казусы у тебя возникали на съёмках?

- У меня собаки стаскивали рюкзак, пока я снимала, и раздербанивали там всё. Меня обсыкала собака, другая пометила мне рюкзак. Ещё одна убежала со съёмки - абсолютно послушная, вдруг рванула за голубем, мы искали её, наверное, часов пять в лесу. Нашли, всё нормально.

- Улица или фотостудия - где тебе комфортнее работать?

- Я уличный фотограф. В фотостудии я не очень люблю снимать, только в Новый год. Просто зимой я не часто снимаю на улице, потому что мне нужно лежать на земле: собаки и дети снимаются с уровня глаз. А так как у меня модели маленькие, мне надо постоянно валяться или в траве, или на снегу.
- Я видела у тебя красивые сюжетные фотографии. А как ты придумываешь, где будет проходить фотосъёмка, или всё зависит от желания клиента?

- Ха-ха! Я, скорее, "отсеиватель желаний": мой клиент не обладает никакими правами что ли. То есть, если мне говорят - мы хотим съёмку, я выбираю атмосферу, одежду, локацию. Выбираю 100 % из 100. Если творческая съёмка, то клиент вообще не имеет права голоса. То есть внести свои предложения он может, но не факт, что я их учту.

- Звучит сурово. На такой авторитарный подход люди соглашаются, потому что видят твои работы и готовы терпеть, или приходят те, кто любит подчиняться?

- Меня воспринимают как очень строгого фотографа, с которым лучше вообще не разговаривать, а просто прийти и сделать "всё, как она скажет". Ко мне идут те, кто хочет красиво, но не знает как: плюс в том, что я не перекладываю ответственность за результат из серии "вы сами не объяснили внятно, чего хотите". Конечно, мы разговариваем. Конечно, я учитываю множество нюансов, ведь не существует универсального шаблона, и каждый раз приходится выдумывать, творить, ориентируясь на фактуру. Но согласись, что каждый должен заниматься своим делом. И здорово прийти к профессионалу на всё готовенькое, где тебя поставят как нужно, скажут, что делать и получится хорошо. Да, ко мне не каждый отважится прийти, но и я не каждого жду к себе на съёмку. Я уже могу позволить себе выбирать.

- Когда выдумываешь сюжеты для снимков, на что опираешься - на чьё-то творчество, сказки, сны?

- Вообще, любая идея, любая фантазия, как правило, рождается из детских книжек. Смотришь иллюстрации и понимаешь, что всё придумано до нас. Даже цветовые схемы можно подсмотреть. Исходя из этого, уже начинаешь искать локацию. Находишь локацию, остаётся самое сложное дело: найти модель. Ребёнка. С собаками всё понятно, ты знаешь, чего от них ждать, а дети непредсказуемы. Чем младше ребёнок, тем интереснее с ним работать. Дети эмоциональные, открытые. Но будет ли годовалый ребёнок эмоционировать, как нужно тебе в этот момент, - вопрос. Можно снять несколько малышей в одной локации и остаться довольной только одной съёмкой. Семь раз сними, один раз положи в портфолио!

- Ты молодая мама. Удаётся ли успевать всё? Совмещать ребёнка, работу, таксу?

- Я справляюсь. Работала до победного, до самого роддома. После рождения сына вышла на работу, когда ему стукнуло два месяца. Часто ходила с ним на работу. Летом он спал в коляске, а я в это время возле дома где-то в кустах фотографировала. У меня лояльные клиенты, они могли приехать, куда я скажу. А вот когда он уже стал побольше, прыгать бегать, скакать, труднее стало, конечно. Но нет ничего невозможного.
Сделайте вид,

что вам весело!
- Мне, кстати, очень понравилась твоя формулировка во время съёмок: "Сделайте вид, что вам весело". Она такая честная, и после неё реально поднимается настроение.

- С настроением людей всегда нужно работать. Приходят сниматься муж с женой, допустим. Я их прошу встать вместе, посмотреть друг на друга. Конечно, у людей возникает лёгкий дискомфорт - не все любят целоваться на камеру. Я всегда добавляю: сделайте вид, как будто вы любите друг друга! И у пары спадает напряжение.

А ещё я всегда говорю, если есть человек, который не хочет идти на съёмку, оставьте его дома. И это в основном мужчины. Им не нужны фотографии у ёлочки, обнимания с женой, они не любят фотографироваться. Но у нас же соцсети диктуют идеальную семью: мама, папа, счастливые дети. И папа вынужден ради прихоти мамы подчиниться. Они в дороге 25 раз ругаются, приезжают взвинченные, и лица на съёмке соответствующие. Не надо брать людей, которые этого не хотят. Это золотое правило. Я всегда про это пишу, жаль, что не всегда это читают и к этому прислушиваются.

- Если говорить о профессиональных мечтах, что тебя манит? Чего бы ты хотела?

- Я бы хотела быть № 1 в этом направлении съёмки - собак и детей. Собак, наверное, в первую очередь. Чтобы, когда люди произносили слова "собака" и "фотография" в одном предложении, у них инстинктивно подсознательно возникали мысли обо мне.

- Что делает тебя счастливой?

- Работа. У меня нет хобби. Недавно девушка знакомая спрашивает: "У тебя есть хобби?" А у меня его нет. Моё хобби - это моя работа, она же - моя жизнь. И я, наверное, больше ничего не умею. У меня работа занимает 90 % времени. Не надо говорить, что я плохая семьянинка. Да, я не могу отказаться от работы в пользу простого женского "сидения" с ребёнком. Считаю, что детям нужна счастливая мать. Которая видит красоту не только в котлетах на сковородке.



Фото: Лика Каро, Мария Савилович