"Осторожно!
Есть сцены, когда ничего не происходит!"
Как Омск подсел на ЦСД

Центр современной драматургии в Омске меняет формат работы. Его директор сообщила в личном аккаунте в социальных сетях, что грядут грустные перемены - театр продолжит существование, но уже без постоянной труппы. В выходные поклонникам предложено прийти обняться на прощание. Вместе с актёрами, деятелями культуры и преданными зрителями говорим о феномене ЦСД и пытаемся понять, чем этот маленький театр выделялся среди известных больших омских трупп и почему так полюбился публике.
Всё началось пять лет назад, когда актёры "ТОП-театра" ушли в свободное плавание, чтобы создать своё детище. Светлана Баженова, Зара Демидова и Ярослав Максименко летом 2017 года основали в Омске Центр современной драматургии. При его создании молодые люди ориентировались на похожий театр в Екатеринбурге, где некогда под руководством Николая Коляды работала драматург Светлана Баженова.

Дом для театра нашли не сразу. Первое время коллектив ютился в одном из спальных районов Омска - помещении, где раньше находился стриптиз-клуб. Ребята переосмыслили "тренд на откровенность". Так ЦСД становится первым и единственным театром на Левом берегу.

В 2018 году театру помог омский бизнесмен Михаил Курцаев - пригласил ребят занять творческую площадку в "Арт-центре на Любинском". Однако помимо основного места дислокации ЦСД в летний сезон устраивало читки и на других площадках - кафе и барах, парках, музеях, галереях современного искусства, - команда искала своего зрителя по всему Омску. И, конечно, находила новых друзей и почитателей.

Центр современной драматургии предложил омичам совершенно новый формат театра. Постановки собирали аншлаги, хотя зрителей ждали сплошные эксперименты - здесь не было привычной классики, просторного зала, бархатного занавеса и биноклей для публики на последних рядах. Зато действие большинства спектаклей разворачивалось на расстоянии вытянутой руки, а иногда театр в буквальном смысле надвигался на публику и шёл "по зрительским головам", - актёры искали все возможные способы, чтобы растормошить зрителя и вовлечь его в свою историю.
- Мне посчастливилось быть на самом первом дне работы ЦСД, когда они только открывались на Левом берегу. Помню, как Ярослав Максименко в образе Достоевского вместе со Светой Баженовой жгли на костре перед этим стрип-клубом элементы ночной жизни. Вот тогда для меня и начался театр ЦСД. Мы смотрели спектакль по Шергину с участием разных артистов, не только труппы ЦСД. ЦСД - это вообще большой феномен. Ребята, оказавшись в какой-то момент без работы и с долгами по заработной плате, не опустили руки и приняли такое безрассудное решение - делать свой театр. Это вообще очень сильное решение, когда ты решаешь быть ответственным за себя, не работать на кого-то и как-то устраивать свою жизнь самостоятельно. Зара, Света и Ярик - потрясающие организаторы. У них какой-то очень невероятный созидательный потенциал, который они смогли реализовать. Очень большой шаг был сделан в Арт-центре на Любинском, когда они запустили драма-батлы. Это был новый формат для Омска. Государственные театры привыкли, что к ним обращаются только официально, и эти приглашения на драма-батлы они тоже воспринимали как официальное приглашение. Я помню, что разные театры по-разному отреагировали на это действо. Но в какой-то момент артисты поняли, что их участие в проектах ЦСД - это их личное дело, личное желание. Именно тогда произошло какое-то взаимопроникновение ЦСД в комьюнити артистов, и это конечно, вообще суперуникальная история, - рассказала заместитель директора "Пятого театра", драматург и театральный критик Екатерина Кулакова. - ЦСД заняли нишу смелого экспериментального театра, хотя хотелось бы, конечно, чтобы было больше современной драматургии. Кажется, в какой-то момент они сконцентрировались на уральской школе. Но в целом они молодцы, они подготавливали аудиторию к тому, чем позже занялась я в своём "Пространстве 25". У нас один заряд на развитие экспериментального театра. А теперь, когда уходит ЦСД, сложно представить, как он будет существовать дальше. Фестиваль "Ещё один" показывает нам, что они создали не только уникальное актёрское комьюнити в Омске, но ещё и зрительское. Буквально по одному зрителю воспитали, приучили к обсуждению, они собрали людей интересующихся, неравнодушных, людей, которые интересуются не только театром вообще, людей из разных профессий. Зрители выращены их каждодневными обсуждениями, и мне кажется, что в этом, конечно, огромная заслуга Зары Демидовой.
Екатерина Кулакова
Первые постановки ЦСД были литературоцентричны и знакомили с молодыми российскими драматургами, позже к читкам пьес добавили высказывания и позицию режиссёра. Неизменными оставались смелость и искренность - исходным материалом для импровизации у труппы всегда были личный опыт и переживания. Это был "мгновенный" театр. И в этой неповторимости была и гарантированная шалость, и самая притягательная сила.

В ЦСД можно было увидеть то, к чему ранее не обращался ни один театр - не только в театральном Омске, но и в России. Ребята первыми в стране поставили пьесу Маши Конторович "Мама, мне оторвало руку" и пьесу Ирины Васьковской "Галатея Собакина". Тогда Светлана Баженова перед спектаклем предупреждала зрителей̆: "Осторожно, в спектакле есть сцены, когда ничего не происходит". На Новый год артисты представили праздничные "Сибирские сказки" авторства самой Светланы Баженовой. В ЦСД появляются неординарные детские спектакли. И зритель - демократичный, весёлый, вдумчивый - доверял смелым экспериментам ЦСДшников.
- Однажды я выступал в ЦСД в качестве художника-постановщика спектакля "Кентервильское привидение". Ребята смело согласились на мою экстравагантную идею превратить детскую сказку в сатиру на современность. Они настолько талантливо играли, что менять сценарий не пришлось. Сценарий - условность, они показали жизнь между строк. Я давно не общался ни с кем из артистов. Какие у них планы? Разъехаться по театрам России или стать починятелями примусов? Талантливые люди не пропадут. Но когда они были вместе, это была сила, - говорит художник Никита Поздняков.
Никита Поздняков
Часть актёров совмещали работу в Центре современной драматургии с работой на других творческих площадках, чтобы иметь постоянный заработок. Из-за нехватки средств "продвигали" частный театр в основном в социальных сетях - собственными силами и силами волонтёров.
- Все понимают, что театру нужны средства, чтобы развиваться. Даже дотационным учреждениям и проектам в сфере культуры сложно без этого функционировать. Делать культурный проект чисто на энтузиазме - это недолговечная история. Копятся долги, тратятся деньги… Я считаю, что ЦСД - это хороший перспективный проект, и он должен существовать, но только при наличии финансирования, - отметил художник Михаил Рубанков, который также работал над визуальными решениями театральных проектов ЦСД. - С ребятами было комфортно работать, каждый делал своё дело. Я занимался афишей и некоторыми дизайнерскими проектами - мерчем, новой вывеской. Могу сказать, что всё всегда было построено на взаимном уважении и дружбе.

Михаил Рубанков
Несмотря на отсутствие постоянных финансовых потоков, создатели ЦСД не опускали руки и редко жаловались: наоборот, они всегда подчёркивали, что получали прямые свидетельства своей востребованности и зрительской любви - поддержку от омских сообществ и неравнодушных омичей. С декорациями помогали художники, реквизит часто приносили зрители, а драматурги делились своими пьесами.

Городской департамент культуры приглашал актёров на свои мероприятия, а Министерство культуры региона помогло в получении двух грантов и организации фестивальной жизни. Однако средств театру хронически не хватало. Кстати, ЦСД стал единственным театром Омска, который посетил тогда ещё министр культуры Владимир Мединский во время рабочей поездки в Омск, но визит высокого гостя не решил всех проблем.
- Есть люди, чьё призвание - гореть. ЦСД был собранием таких людей. Гореть идеей, гореть страстью, гореть, освещая путь другим. Обратная сторона такого горения - гореть дотла. Их пламя было диким, в чём-то языческим, где-то мистерийным, где-то истерическим, но всегда честным и максимально горячим. От этого горения появилось множество костерков поменьше в самых разных контекстах и смыслах. Много первобытной энергии Хаоса (все помнят, что Эрот, бог чувственной любви - был сыном Хаоса?), умение находить в бытовом - вечное, в вечном - бытовое, и играть со зрителем, как кошка играет с мышью. Теперь пришла нам с вами пора делиться этим теплом обратно. Если у вас есть возможность поддержать людей этого Театра, то сейчас самое время. На сцене всегда важна первая энергетическая жертва, которая запускает энергообмен между Залом и Сценой. Они свою жертву принесли неоднократно. Теперь наша очередь, - говорит актёр Иван Притуляк.
Иван Притуляк
В одном из первых интервью актриса, директор ЦСД Зара Демидова отмечала, что они хотят, чтобы Центр современной драматургии был не просто театром для зрителей, а своеобразным Домом актёра - местом, которое бы крепко связало зрителей, актёров и театральную тусовку региона. Первый шаг в этом направлении был сделан в 2019 году. Ребята запускают, как они сами говорят, душевные проекты: "Пицца-театр" - читка экспериментальных пьес и "Драма-батлы", где актёры разных театров города соревнуются между собой в импровизации на сцене "ЦСД-Омск".
- Центр современной драматургии - это рефлексия на то, что происходит в нашей жизни, в театре и в целом. Мы очень давно знакомы с актёрами, со многими начали сотрудничать, когда они ещё работали в театре Гончарука. ЦСД - это всегда нестандартный подход, интересные идеи. Для нас как для партнёров ценно то, что они готовы вкладываться и развиваться. Они готовы делать наш город таким же интересным, как и их спектакли. Их постановки иные, не классические, смелые и драйвовые. Они помогают людям открыть мир классических и неклассических произведений. У ребят есть определённый драйв и определённая энергия, которой ты тоже заряжаешься, когда работаешь с ними. И ты тоже, как и они, готов нестандартно смотреть на вещи. Мы надеемся, что в будущем площадка всё-таки будет работать, как заявил руководитель театра, и нам ещё удастся посмотреть и поснимать много классного и современного из того, что родится на этой сцене, - поделилась главный продюсер Омской телевизионной компании Дарья Нециевская.
Дарья Нециевская
Отношения со зрителями у ЦСД тоже всегда были особые. Они стали площадкой, где выражать своё отношение к действу на сцене можно было не только силой аплодисментов, но и словами. После каждого спектакля в этом театре было принято устраивать обсуждения, актёры внимательно слушали непрофессионалов театрального дела: здесь было нормой пытаться друг друга понять. Причём эта традиция - "окраинная", она переехала в центр с Левого берега - из того самого маленького помещения, освободившегося от артистичных богинь шеста и высоких каблуков, где каждый вечер после спектакля и его обсуждения со зрителями артисты устраивали импровизированный актёрский капустник.
- Я выскажусь в двух ролях - как обычный зритель и как проректор вуза. ОмГТУ сотрудничал с Центром современной драматургии, мы постоянно покупали нашим студентам билеты на спектакли, и у них был большой запрос на постановки именно этого театра, - отметила проректор ОмГТУ Александра Козулина. - Как зритель я давно уже слежу за историей ЦСД, во мне очень отзывается их позиция, инициатива, неиссякаемая энергия и возможность найти силы и не сдаваться даже в самые трудные финансовые времена. Когда я узнала, что ребята организовывают курсы актёрской школы, а все потраченные деньги пойдут на изготовление сцены, я записалась на них. Но не для того, чтобы научиться чему-то новому, а чтобы внести свой вклад в развитие этого театра. Но меня так это увлекло, что я прошла несколько курсов актёрского мастерства. Ребята создавали вокруг себя комьюнити для всех неравнодушных людей. Для меня ЦСД - это про самые разные вопросы, сложные и иногда неудобные, про честность и искренность прежде всего к самому себе. Про осознанность, про ценность, а также про желание развиваться и развивать.
Александра Козулина
В 2021 году ЦСД как независимый театр организовывает первый в Омске фестиваль независимых театров - фестиваль "Ещё один". Идея проводить такие встречи принадлежит драматургу и режиссёру Светлане Баженовой. Фестиваль помогает налаживать творческие связи между независимыми театрами страны, а также привлекает внимание зрителей к частным российским коллективам и их работам. Наряду с основной программой, собравшей под одной крышей яркую афишу спектаклей, здесь продолжают говорить: проводят мастер-классы с известными режиссёрами и творческие встречи со зрителями.
- Омский центр современной драматургии не первый и, к огромному сожалению, не последний независимый театр в стране, который принял решение о закрытии. Обсуждать причины нет нужды, всем и так всё понятно. Но Омск не просто лишается учреждения культуры, а теряет бренд, который очень быстро стал известным в России. Всего за четыре года ЦСД приобрёл статус визитной карточки нашего города. Сюда шли туристы и приезжали критики. И даже сегодня, несмотря на долги в семизначную сумму, ЦСД держит обещание и проводит для омичей II Всероссийский фестиваль независимых театров "Ещё один". А это дорогого стоит, так же как создание актёрского и творческого комьюнити. Именно ЦСД собрал в своих стенах художников, стилистов, музыкантов, танцоров и, конечно, актёров. На этой площадке омичи знакомились не только с современной драматургией, но и с труппами сразу всех омских театров. Так ЦСД приводил зрителя в другие учреждения культуры. Мы все надеемся, что открытая площадка, культурный центр на базе уже закрытого театра, будет существовать. Ведь, как мы выяснили за последние годы, такие люди, как Зара Демидова, Ярослав Максименко и Светлана Баженова, нужны нашему городу. А от себя хочется сказать: спасибо, это было очень круто, - поделилась редактор омского портала "Культура 55" Ирина Горбунова.
Ирина Горбунова
Меньше года назад - осенью 2021 года - омский ЦСД переехал в новое помещение, где раньше располагался ночной клуб "Атлантида". Переезд после пандемийного сложного года был важной вехой и выглядел обнадёживающе для зрителей, да и сами актёры оценивали его как серьёзный шаг вперёд - театру нужно было расширяться, он рос под стать собственным амбициям.

В то же время актёры продолжают поиск себя, а заодно новых форм и пространств, не давая зрителям обвинить себя в предсказуемости, играют спектакли на необычных площадках. Так, спектакль "Остановка" проходит в киноцентре "Галактика". Для пьесы было создано два "места действия". Половина сцены отдана актёрам ЦСД, а на другой - транслируются истории героев в формате видеомонологов, которые читают известные артисты.

ЦСД обращается и к новому аудиальному перформансу, который рассказывает историю о жизни в мире, где все слепы. Из-за игры света и тени артисты на сцене кажутся лишь силуэтами. Яркие образы, по задумке режиссёров, рождаются уже в воображении зрителей.

- "ЦСД-Омск" стало ярким, свежим, дерзким явлением, подарившим нам ощущение молодости и бесконечных перспектив. Таким, надеюсь, он и останется. У нерепертуарного театра, в который трансформируется "ЦСД-Омск", есть свои достоинства. Пример тому "Театр наций" в формате Евгения Миронова. Уверен, что "ЦСД-Омск" нас ещё удивит и порадует. Спасибо за смелость и новизну. Я не прощаюсь с театром. До новых встреч, - отметил креативный продюсер телеканала "Продвижение" Сергей Деменский.
Сергей Деменский
В 2022 году ЦСД продолжает проект "Спектакль-сюрприз", запущенный в ноябре прошлого года и очень полюбившийся публике. Зритель регистрируется на спектакль бесплатно, а уже после похода в театр сможет при желании оставить пожертвование на развитие труппы. Размер пожертвования не определён, его можно не делать вовсе. Дать такую свободу выбора могут только очень уверенные в себе коллективы. Кажется, что дела шли в гору. Начался "Ещё один" - долгожданный фестиваль.
- ЦСД всегда отличался яркими постановками и интересными проектами. Мы поддерживали, насколько это было возможно, театр в реализации их замыслов. Например, в проведении фестиваля "Ещё один", который за два года органично вписался в театральное пространство региона, обрёл своих поклонников. Надеемся, что те проекты, которые будут реализованы на площадке ЦСД, будут не менее успешными. Мы, безусловно, открыты для дальнейшего сотрудничества с ребятами, это команда настоящих профессионалов. Пусть у них всё получится, - отметили в министерстве культуры Омской области.
Однако 10 июля неожиданно для большинства поклонников директор ЦСД Зара Демидова сообщает, что Центр современной драматургии распускает труппу. Такое решение, по словам актрисы, принято в связи с финансовыми трудностями.
- Мы очень эмоционально и физически устали, более всего мы устали ещё и материально. Мы взрослые люди, которые уже не могут позволить себе делать театр в долг… Простите нас, мы знаем, что мы вас подвели, но мы подвели и себя в том числе. Мы хотели другого исхода, но решения проблемы мы не видим. Мы тешим себя надеждой, что уходим на пике... - написала она.
Зара Демидова
Зара Демидова покидает пост директора ЦСД. Эта должность перейдёт к её супругу Ярославу Максименко. Сама девушка планирует уехать из Омска и подчёркивает, что открыта для любых предложений.
- Это действительно потрясающий театр со своими яркими и неординарными постановками. Люди, которые там работают и работали, внесли очень большой вклад. За последний год они сделали из непонятного, страшного помещения очень стильное место. Я была очень счастлива работать именно с этими людьми, они предоставили мне много возможностей, что, наверное, было бы нереально в другом театре. ЦСД может заявить о себе в другом ключе, думаю, не как сейчас, а совсем по-другому. Единственный театр, который уже второй год подряд делает уникальный фестиваль, привозит в Омск сильные и талантливые независимые театры страны. Театр, который в основном живёт приходами зрителей, и очень ценно, что люди любят это место, уважают нас как профессионалов, видят, как мы делаем всё профессионально. Это был безумно сложный год, мы справлялись так, как могли. Но получился такой исход. Если театр будет существовать, просто в другом ключе, я лично буду рада, что это название не исчезнет с радаров, а будет дальше нести искусство, - поделилась помощник режиссёра ЦСД Полина Деговцова.
Полина Деговцова
Несмотря на непростое время в жизни театра, сейчас продолжается второй Фестиваль независимых театров "Ещё один". В нём принимают участие театры из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и Тюмени. Спектакли будут идти до 15 июля, успевайте увидеть их. Хочется верить, что история ЦСД ещё не закончена и у них будет "Ещё один" шанс…
Над текстом работали
Дарья Молчанская
Татьяна Шкирина