Между фейками и истерикой. Что творится на российском авторынке
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  4 марта 2022, 13:06  •  печать

Между фейками и истерикой. Что творится на российском авторынке

У автодилеров ситуация меняется каждый день, а "вторичка" пошла в рост.

Если вы давно мечтали о новом автомобиле, откладывали деньги или ждали весны, чтобы нарваться на акции от дилеров, то спешим огорчить - купить машину в эти дни невероятно сложно. И прогнозы неутешительны: с каждым днём выставочные залы и склады автоцентров будут и дальше пустеть. Когда они наполнятся вновь? Пока никто не может спрогнозировать дальнейшую судьбу отечественного авторынка.

Брендопад

Неделя ещё не закончилась, а о приостановке поставок автомобилей в Россию уже заявили такие зарубежные компании, как Volkswagen, Audi, Volvo, Skoda, Jaguar Land Rover, BMW, Mazda, Suzuki... Причиной это стала начавшаяся на прошлой неделе специальная военная операция в Украине, последствия которой как цунами обрушиваются на российскую экономику. То, как развивается ситуация, наглядно демонстрируют автодилеры, работающие в Омске.

На утро 4 марта в салоне компании "Тойота" на бульваре Архитекторов в наличии лишь один автомобиль - чёрный седан "Камри" стоимостью в 3,6 млн рублей. Причём на сайте автоцентра отмечается, что машина ещё в пути. Это означает, что к моменту приезда в Омск цена вполне может увеличиться ещё.

Дилер бренда Skoda - салон "Феникс Авто" на улице Суворова - сообщает, что "забронировать" машину можно только по заявке.

Чуть лучше ситуация у компании "Барс Запад", продающей автомобили KIA. Прошедшей ночью сайт радовал посетителей, что в наличии сразу семь моделей автомобилей. При этом популярного седана Kia Rio нет, а самый дешёвый вариант это миниатюрная Picanto - с ценой от 1 160 000 рублей. Отметим, что на главной странице сайта стоимость этой модели указана ещё на 200 тысяч рублей ниже.

Руководитель известного аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков вчера заявил, что популярных моделей по адекватным ценам в продаже у дилеров уже нет по всей стране. Эксперт отметил, что дилеры переписывали прайс-листы до "неприемлемых условий", чтобы не оставить салоны пустыми. Но и это не останавливало покупателей, скупавших новые автомобили как горячие пирожки.

- Поставки новых машин приостановлены почти по всем брендам. Когда возобновятся, никто не знает. На заводах порвались цепочки поставок комплектующих. А импорт остановлен по политическим, экономическим и логистическим причинам, - отметил Сергей Целиков.

Взлёт и падение

При этом ситуация с продажами новых автомобилей в России в последние полтора-два года вызывала сдержанный оптимизм - за это стоит сказать спасибо пандемии. Ещё в конце 2020 года руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов в интервью корреспонденту "Омск Здесь" напрямую связывал увеличение спроса с режимом самоизоляции.

- Из-за ажиотажного спроса многие автодилеры даже вынуждены были отказываться от акций и скидок для автомобилистов, так как количество машин на складах и так сокращается. Наиболее востребованы бюджетные марки автомобилей стоимостью до 1 млн рублей, по некоторым из них покупатели даже заметили дефицит предложения. Дешёвых автомобилей практически не осталось. Спрос на такие автомобили напрямую связан с боязнью людей пользоваться общественным транспортом, что подтверждают социологические опросы граждан, - отмечал Максим Едрышов.

Уже иначе ситуация развивалась в 2021 году - цены на новые автомобили ощутимо пошли вверх. Из-за роста цен на комплектующие и сложностей с поставками тех же азиатских микропроцессоров фактически на рынке уже не было даже так называемых бюджетных моделей, цена которых бы не превышала 1 млн рублей.

Это отразилось на вторичном рынке - цены на самые популярные иномарки пошли на взлёт, а люди перестали копить, предпочитая брать кредиты, чтобы купить транспортное средство "здесь и сейчас".

- Если человек поставит себе планку, что хочет условно Lada Vesta, ему нужно накопить миллион рублей. Когда он накопит эти деньги, автомобиль будет стоить уже два миллиона рублей. Гораздо проще попытаться взять автомобиль в кредит, может быть, досрочно погасить его, а потом уже можно будет продать автомобиль, взять новый кредит и купить повыше классом что-то, - делился своими наблюдениями с нами Максим Едрышов в конце 2021 года. При этом руководитель Федерации автовладельцев России отдельно отмечал повышенные риски - они и тогда, и сейчас связаны с тем, что покупатель может наткнуться на машину, находящуюся в залоге у банка.

Так, цена LADA Vesta SW 1.6 л 16-кл. (106 л.с.), 5МТ в салоне в Омске за наличный расчёт составляет 1,1 млн рублей. "Цена актуальна на сегодняшний день, в дальнейшем гарантий, что она не изменится в большую сторону, мы дать не можем, так как зависим от ситуации", - сообщил консультант. 

Что будет дальше?

Как мы поняли, в данный момент с новыми иномарками ситуация очень неопределённая. Быть может, тогда стоит обратить внимание на продукцию отечественного автопрома? Но и тут не всё так просто. По сути, в России сейчас нет собственной автомобильной промышленности. Есть сборочные заводы, которые критично зависят от импортных компонентов.

"Автовазом" владеет корпорация Renault, которая задолго до событий в Украине приняла решение отказаться от отечественных разработок и поставить на конвейер производство моделей на франко-румынских платформах. На прошлой неделе московский завод корпорации остановил конвейер из-за нарушения логистических цепочек - там выпускаются Duster, Arkana, Kaptur и Nissan Terrano.

Согласно открытым данным, "Автоваз" и российское предприятие Renault получают до 20 % и 40 % комплектующих из-за границы. А в целом, на секундочку, альянс Renault-Nissan-Mitsubishi занимает более 35 % авторынка страны.

В течение последних суток стало известно, что работу своих заводов в России останавливают Hyundai (завод расположен в Санкт-Петербурге), Volvo (Калуга), BMW (Калининград). А группа Stellantis (бренды Peugeot, Citroen и другие) заявила, что вообще рассматривает перенос производственной площадки из Калужской области.

При этом видные автоэксперты считают, что в текущих условиях пока выигрышнее всего выглядят позиции китайских брендов, которые пока не озвучивали планы по сокращению поставок в нашу страну. Но и они будут определять свои перспективы, оценивая курсы валют и дальнейшую покупательскую способность россиян.

Читайте также