Сегодня, 26 ноября, во всём мире отмечается День отказа от покупок. В этот день людям рекомендуется не выходить на шопинг ни в торговые центры, ни в онлайн-сервисы, задуматься об излишнем потребительстве. Многие привыкли покупать различные товары бездумно, имея при этом шкафы, забитые аналогичными вещами. Сегодня мы предлагаем разобраться, из-за чего у человека возникает шопинг-зависимость и как её преодолеть.
- Есть покупки, которые необходимы для благополучной жизни человека. А есть покупки, которыми личность пытается закрыть свои эмоциональные проблемы. Это как есть и переедать. Ненужные покупки являются невротической потребностью. Особенностью таких потребностей является то, что они не решают проблему, а только на время снижают тревожность, - рассказал профессиональный психолог Азамат Макенов.
По словам специалиста, есть несколько причин шопинг-зависимости. Человека могли ущемлять в покупке желанных вещей родители в детстве (из-за недостатка финансов или по любой другой причине). И когда он вырос и стал способен сам удовлетворять свои хотелки, стал скупать много ненужного. Таким образом, взрослый пытается насытить внутреннего ребёнка, который долгое время терпел ограничения. Также когда-то малышу могли дарить желанное только по праздникам, и теперь уже взрослый человек покупками создаёт себе праздник и радостное настроение.
Кроме того, покупками личность может поднимать самооценку и статус в своих глазах, обозначая внутреннему "Я", что достоин всего и побольше. Многие шопингом закрывают потребность в любви и внимании.
- Так как внутреннее состояние невозможно заполнить чем-то внешним, то увеличивается потребность в покупках. Это является неэффективной копинг-стратегией (то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом, - прим. ред.). Если для преодоления стресса мы используем внешние ресурсы (еда, алкоголь, покупки и т. д.) - это неэффективная стратегия. Эффективная стратегия преодоления стресса - опора на свои внутренние ресурсы, умение гармонизировать своё состояние, - добавил психолог.
Как это вылечить:
1. Обдумываем, что пытается заместить внутреннее "Я" частыми покупками. Например, девушка нуждается в любви, но не чувствует её и идёт покупать очередное ненужное платье. Либо вы пытаетесь закрыть дефицит детства.
2. Предпринимаем действия, чтобы закрыть прямую потребность. Например, попросить мужа, чтобы уделял больше внимания (объятия, ласковые слова) или зарегистрироваться на сайте знакомств, если нет спутника жизни. С внутренним ребёнком сложнее: чтобы проработать детскую проблему из прошлого, необходимо обратиться к психологу.
3. Учимся не покупать лишнего. Составляем список необходимого и строго ему следуем. Если у вас появилось сильное желание что-то приобрести вне списка, отложите эту покупку до того времени, пока чувства не остынут, чтобы подключить рассудок и рационально взвесить за и против. Также вы можете взять с собой в гипермаркет сумму, не превышающую лимит на покупки. А если идёте в магазин за продуктами, предварительно поешьте, чтобы голодные глаза не сбили вас с пути осознанного потребления.
Сейчас во многих торговых компаниях страны действует акция "Чёрная пятница". Казалось бы, это тот самый момент, когда стоит по выгодной цене купить то, о чём вы долго мечтали, и пару вещичек заодно. Но так ли выгодно предложение, как его малюют? Об уловках сбыта продукции в бутиках и супермаркетах и способах распознать фальшивую выгоду, рассказала директор по маркетингу сети "Суши-маркет" Анастасия Никитенко.
- Чёрная пятница - это масштабные дни скидок, которые, обратите внимание, проходят незадолго до Нового года. Это первый триггер, который способствует "бездумному" шопингу. Мы уже заходим в украшенные торговые центры, которые создают у нас праздничное и суетное настроение. В таком состоянии мы реже обдуманно подходим к шопингу. Если вы планируете какую-то большую покупку, то заранее начинайте прицениваться. Смотрите на цену задолго до "чёрной пятницы", ведь зачастую цены перед днём распродажи значительно завышаются продавцом, чтобы потом можно было сделать заветный ценник со знаком %. Аккуратно обращайте внимание на предложение 2+1 или какие-то собранные подарочные наборы. Часто данные предложения заставляют нас покупать ненужные вещи и тратить гораздо больше денег, - поделилась специалист.