С 2008 года столетнее здание на Либкнехта, 4, простояло заброшенным. Ранее в нём размещалось товарищество Тверской мануфактуры, затем эвакогоспиталь и роддом. За последние несколько лет у здания сменилось несколько собственников, но оно продолжало пустовать. Нынешний владелец здания - предприниматель Максим Костюк - взялся за его реконструкцию 2,5 года назад.
То, как сегодня выглядит здание, которое не реставрировалось ни разу, корреспонденту "Омск Здесь" показал представитель собственника Богдан Костюк. Визитной карточкой здания стал, по его словам, фасад. Он воссоздан на 90 %.
Основные проблемы фасада заключались в патине (налёт на металлических или деревянных поверхностях - прим. ред.), образовавшейся здесь за 100 лет. При восстановлении лепнины в Омске впервые была применена технология мягкого бластинга (особая технология очистки от загрязнений различных поверхностей - прим. ред.), благодаря чему здание приобрело свой первозданный вид. Фасад не окрашен - сохранена структура тёсаного камня.
Декоративные элементы были потеряны на 90 %. Благодаря известному омскому скульптору Анатолию Кудрявцеву по слепкам были отлиты недостающие части. На фасаде крупными буквами написано "Товарищество Тверской мануфактуры". Именно эта организация возвела здание в 1913 году. Были отреставрированы и двуглавые орлы, которые раньше возвышались над надписью, и знак Меркурия, который является богом торговли в древнеримской мифологии.
Об орле узнали по старым фотографиям, которые нашли в новосибирских архивах. Причём если изначально птица была отлита из бронзы, то сегодня орёл в прямом смысле слова золотой.
- Восстанавливать фасады было тяжело. Нам удалось вернуть "орлов" и "меркурия". Их никто не застал из ныне живущих людей. Мы нашли фотографии, на которых видно, что они реально есть, - рассказывает Богдан Костюк. - Чертежей не сохранилось. Единственное, что нам удалось найти, - документы 1936 года по внутренней планировке.
Во дворе, ещё недавно заросшем травой, теперь положена брусчатка. Она выложена из габбро-диабаза, специально привезённого из Карелии. Двор будет полностью выложен этим камнем. Восстановить первоначальный вид фасадов во дворе не удалось, их выкрасили в светлые тона.
Помимо реставрации фасадов была проведена большая работа по восстановлению всех коммуникаций: заменены водопровод, электрические сети, а в подвале смонтирован автоматический тепловой узел.
В первой литере главная достопримечательность - столетняя кованая лестница. Есть предположение, что её изготовил известный в начале 20 века омский кузнец Карл Куликов. Утраченные элементы восстанавливают по старому рисунку, бережно сохраняя старинные элементы декора.
Лестница ведёт на второй этаж, где находится огромное пространство с выстроенными в ровный ряд колоннами. До реставрации он был разгорожен на кабинеты, разделённые перегородками. Их снесли. Строительный мусор вывозили более 500 КамАЗов.
При снятии пола, как рассказал Богдан Костюк, был обнаружен царский дубовый паркет. Большая его часть оказалась в непригодном состоянии, а то, что удалось сохранить, поместили в сухое место, чтобы использовать в дальнейшем.
Богдан Костюк
Другая часть здания - вторая литера, выполнена в лофтовом стиле. В отличие от литеры № 1 здесь кирпичные стены. Раньше по центру здесь была кирпичная вертикальная стена, в процессе её демонтажа были обнаружены колонны из чугуна. На каждом из кирпичей стоит клеймо завода-изготовителя.
Здесь же лежит лепнина, сохранившаяся лишь в малых количествах. Капители, балясины, обрамления окон аккуратно лежат в стороне. С сохранившихся элементов были сняты слепки, и из бетона отливали недостающие фрагменты.
Кладку, как и наружный фасад, чистили с помощью технологии мягкого бластинга. В процессе демонтажа пола в этой части исторического здания был найден подвал. Он использовался как котельная, которая обогревала всё здание, а теперь там располагается тепловой узел.
Что будет находиться в памятнике архитектуры в центре Омска, представитель собственника так и не сказал. Переговоры ведутся, однако говорить о том, что разместится на исторических площадях, пока рано. Но это точно будет не продуктовый магазин.
- Скорее всего, здесь будет магазин одежды или парфюмерии выставочного плана. Неплохо бы отдать площади под офисы. Сегодня популярны open-space офисы, мощности позволяют поставить здесь более ста компьютеров, - говорит Богдан Костюк.